Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ кредитного процесса в банка и пути его совершенствования. Исходя из указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковского кредитования в РФ;
- провести анализ организации кредитования клиентов в банке ВТБ 24 (ЗАО);
- предложить мероприятия по совершенствованию процесса кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО).
Объектом исследования в данной работе является банк ВТБ 24 (ЗАО). Предметом исследования выступают финансово-экономические процессы, связанные с кредитованием клиентов и организацией кредитного процесса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ
1.1 Сущность и система банковского кредитования
1.2 Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке
1.3 Организация процесса кредитования клиентов в банке
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В БАНКЕ ВТБ 24 (ЗАО)
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика банка
2.2 Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка
2.3 Оценка рисков и доходности кредитных операций
3. Мероприятия по совершенствованию ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ В БАНКЕ ВТБ 24 (ЗАО)
3.1 Мероприятия по расширению клиентской базы кредитования
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- в условиях кризиса банк ВТБ 24 планирует продолжать кредитовать население и предприятия сегмента малого бизнеса.
- среди стратегических целей - увеличение доли рынка по объемам кредитования физических лиц до 9,5%.
Приоритетными направлениями работы в сфере кредитования населения и малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса будут являться:
- c точки зрения роста активов - приоритет отдается «коротким» и высокодоходным активам (что предполагает ограничение роста в сегменте ипотечного кредитования);
- кредитование населения - смещение приоритетов в сторону более «коротких» кредитных продуктов (кредиты наличными, автокредиты);
- продолжение кредитования малого бизнеса;
- развитие лизинга для малых предприятий;
- оперативное управление ставками;
Одним из важнейших направлений деятельности банка ВТБ 24 (ЗАО) становится:
- работа, направленная на эффективное управление и сокращение портфеля просроченной задолженности;
- оптимизация процедур управления проблемной задолженностью;
- активизация работы по сбору проблемной задолженности (усиление соответствующих подразделений банка, оптимизация внутренних процедур, повышение эффективности работы с коллекторскими агентствами);
- мониторинг портфеля на предмет усиления долговой нагрузки на клиентов;
- проактивная работа с клиентами;
- переход к более консервативным процедурам оценки заемщиков;
- оперативная корректировка скоринговых моделей;
-рефинансирование валютного кредитного портфеля в рубли.
Основными конкурентами банка ВТБ 24 (ЗАО) являются кредитные организации, входящие в ТОР-30 и занимающие лидирующие позиции на рынке розничных услуг. В частности, основными конкурентами кредитной организации - эмитента являются:
- на рынке потребительского кредитования: Сбербанк России ОАО, ОАО «Банк Москвы», ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ОАО АКБ «РОСБАНК»;
- на рынке автокредитования: Сбербанк России ОАО, ОАО АКБ «РОСБАНК», ЗАО ЮниКредит Банк, ООО «Русфинансбанк», ЗАО «Райффайзенбанк»;
- на рынке кредитных карт: Сбербанк России ОАО, ОАО «АЛЬФА-БАНК», ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ЗАО «Ситибанк»;
- на рынке частных вкладов: Сбербанк России ОАО, ОАО «Банк Москвы», ОАО АКБ «РОСБАНК», Газпромбанк (ОАО) и ЗАО «Райффайзенбанк»;
- на рынке кредитования среднего и малого бизнеса: Сбербанк России ОАО, КМБ-Банк (ЗАО), ОАО «Уралсиб», ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" и ОАО «МДМ-Банк».
Основными факторами конкурентоспособности банка ВТБ 24 являются:
- высокая степень интеграции в группу ВТБ и специализация банка в группе на розничном банковском бизнесе;
- наличие хорошего потенциала роста на российском рынке розничных финансовых услуг;
- высокая степень капитализации;
- наличие высоких рейтингов надежности всех основных международных рейтинговых агентств;
- доступ к заимствованиям на международном рынке капитала;
- клиентоориентированность, удобный режим работы и наличие широкой сети продаж во всех регионах Российской Федерации;
- гибкая тарифная политика и широкий выбор предоставляемых услуг количество которых постоянно увеличивается;
- простота, удобство и оперативность принятия решений при предоставлении потребительских кредитов;
- экономия, обусловленная ростом объемов предоставляемых услуг.
Ключевыми задачами ВТБ 24 в предстоящем периоде являются:
1. Сохранение тенденции опережающего рынок роста кредитного и депозитного портфеля;
2. Совершенствование клиентского обслуживания;
3. Развитие региональной сети;
4. Совершенствование риск-менеджмента.
Учитывая экономическую ситуацию на мировом и российском финансовом рынке, основная работа Банка будет направлена на оперативное управление параметрами существующих продуктов и разработку новых:
1. Планируется внедрение специальных предложений ипотечного кредитования в соответствии с новыми требованиями рынка. Это:
- кредиты с переменными процентными ставками;
- накопительная система первоначального взноса в Банке;
- специальные предложения для продавцов - участников ипотечных сделок.
2. Банк предлагает заемщикам, испытывающим трудности с исполнением обязательств по кредитам, программу реструктуризации кредитов. Она предусматривает оказание заемщикам помощи в исполнении обязательств по кредитам путем предоставления заемщику новых, более комфортных условий кредита и приемлемого размера платежа. В рамках программы возможно снижение аннуитетного платежа по кредиту до 50% от действующего. Программа поможет заемщику существенно снизить ежемесячную платежную нагрузку на собственный бюджет.
3. Для заемщиков, которые пользуются кредитами наличными (в том числе «Коммерсант»), кредитными картами (кроме ипотечных карт и зарплатных карт ВТБ24 с разрешенным овердрафтом), автокредитами «АвтоСтандарт» и «АвтоЛайт» предлагаются программы поддержки заемщиков:
уменьшение суммы ежемесячного платежа;
увеличение срока кредитования;
погашение задолженности за счет реализации залога;
льготные платежи (клиент погашает только проценты);
изменение валюты кредита на рубли.
4. Для снижения рисков возможных потерь Банк осуществляет всестороннюю оценку заемщиков. Уже разработана и будет внедряться математическая модель, позволяющая учитывать уровень риска клиента при расчете процентной ставки. Данная модель показала свою устойчивость в рамках пилотного проекта по продукту «Кредит наличными без обеспечения».
Важнейшим изменением в системе управления кредитными рисками станет переход банка от социально-демографического скоринга к поведенческим моделям. Это позволит существенно повысить разрешающую способность системы принятия кредитного решения, увеличить процент одобрения заемщиков и снизить вероятность дефолта.
5. В целях оперативного мониторинга качества кредитного портфеля система мониторинга рисков в разрезе территориальных подразделений ВТБ24 будет распространена на ипотечные продукты и кредитные продукты для малого бизнеса.
6. Для борьбы с мошенничеством при предоставлении кредитных продуктов Банк собирается внедрять профессиональную систему, позволяющую идентифицировать операции, имеющие признаки мошенничества и учитывать эту информацию при принятии кредитного решения.
7. В рамках оптимизации процедур работы с просроченной задолженностью Банк планирует существенно модернизировать систему Collection, а также внедрить Collection scoring - рейтинговую систему классификации заемщиков, которая основана на вероятности их возврата из дефолта. Это позволит Банку:
- существенно сократить операционные затраты;
- повысить эффективность сборов;
- сократить время, в течение которого заемщик возвращается из дефолта в нормальный платежный график.
Предложенные мероприятия будут способствовать дальнейшему развитию деятельности Банка ВТБ 24, в частности:
1. Программы поддержки заемщиков, испытывающих трудности с исполнением обязательств позволят увеличить объемы кредитования;
2. Совершенствование работы с просроченной задолженностью заемщиков, даст возможность удерживать уровень просроченной задолженности в рамках приемлемых для Банка значений;
3. Внедрение новых карточных продуктов, в т.ч. с премиями и кобрендинговых проектов позволят существенно расширить клиентскую базу Банка.
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Составим прогноз кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) на предстоящий год, используя метод экстраполяции, т.е. продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом.
При этом предположим, что во временном ряду присутствует тренд и характер развития показателя обладает свойством инерционности.
Сложившаяся тенденция не претерпевает существенных изменений в течение периода упреждения.
Для расчета прогноза используем данные анализа динамики кредитного портфеля по банку ВТБ 24 за 2009 - 2012 гг. Представим эти данные в таблице 19.
Таблица 19 - Динамика кредитного портфеля банка ВТБ 24 за 2006 - 2009 гг.
Показатели |
Объем, на начало года, млрд. руб. |
Темпы роста, раз, % | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 | |
Всего объем кредитного портфеля, в т.ч. |
67,4 |
141, |
261,0 |
455,8 |
209,2 |
185,1 |
174,6 |
- по розничным продуктам |
56,9 |
106,5 |
213,0 |
423,3 |
187,2 |
216,9 |
198,7 |
- малому бизнесу |
10,5 |
34,5 |
48,0 |
32,5 |
328,6 |
139,1 |
67,7 |
На протяжении всего анализируемого периода происходил рост кредитного портфеля банка. Однако темпы роста за 2007 и 2008 гг. замедлились. Наблюдаются опережающие темпы роста кредитного портфеля розничных продуктов по сравнению с малым бизнесом. Это соответствует стратегии развития банка ВТБ 24 (ЗАО) и его позиционированию как банка для развития розничных услуг.
На основании темпов роста кредитного портфеля за 2006 - 2009 гг. определим средний темп роста за этот период:
Используем полученные средние темпы роста для составления прогноза кредитного портфеля на 01.01.2010 г. Расчеты представим в таблице 20.
Таблица 20 - Прогноз кредитного портфеля банка ВТБ 24 (ЗАО) на предстоящий год
Показатели |
Факт на 01.01.2009 г., млрд. руб. |
Средний темп роста, раз |
Прогноз на предстоящий год, млрд. руб. |
Всего объем кредитного портфеля, в т.ч. |
455,8 |
199,2 |
908,0 |
- по розничным продуктам |
423,3 |
200,9 |
850,0 |
- малому бизнесу |
32,5 |
178,5 |
58,0 |
На основании произведенных расчетов кредитный портфель банка ВТБ 24 (ЗАО) в предстоящем периоде может достичь 908,0 млрд. руб., в т.ч. по розничным продуктам, предназначенных для физических лиц - 850 млрд. руб., а по субъектам малого предпринимательства - 58 млрд. руб.
Среди факторов и условий, положительно влияющих на деятельность банка ВТБ 24 (ЗАО) и на результаты такой деятельности следует отметить:
- формирование в последние годы нового сегмента рынка - кредитования населения;
- рост доверия населения к банковскому сектору;
- увеличение реальных денежных доходов населения.
К внешним факторам, оказывающим сдерживающее влияние на деятельность банка можно отнести:
- высокую конкуренцию на рынке розничных услуг;
- высокие риски кредитования;
- нерешенность ряда вопросов залогового законодательства;
- недостаточно высокий уровень финансовой культуры населения и его доверия к кредитным организациям.
Составим прогноз основных показателей кредитования клиентов банка ВТБ 24 на предстоящий период с учетом предложенных мероприятий и выявленных положительных и отрицательных факторов.
Таблица 21 - Прогноз основных показателей кредитования клиентов банка ВТБ 24 на предстоящий период, с учетом предложенных мероприятий
Показатели |
Факт 2008 г. |
Прогноз с учетом предложенных мероприятий |
Темп роста, % |
Изменения, +;- |
Ссудная задолженность, млрд. руб., в т.ч. |
455,8 |
908 |
199,2 |
+491,2 |
- просроченная в сумме, млрд. руб. |
5,1 |
10,2 |
в 2,0 р. |
+5,1 |
- в % к ссудной задолженности |
1,12 |
1,12 |
- |
- |
Резервы на возможные потери по ссудным операциям - в сумме, млн. руб. |
690,1 |
908 |
131,5 |
+217,9 |
- в % к ссудной задолженности |
0,15 |
0,10 |
- |
-0,05 |
Доходы от кредитных операций - в сумме, млрд. руб. |
51,0 |
99 |
194,1 |
+48 |
- в % к ссудной задолженности |
11,2 |
11,0 |
- |
-0,2 |