Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:22, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк» на основе действующей методики оценки кредитоспособности заемщика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы анализа кредитоспособности заемщика банком;
2) проанализировать методы и способы анализа кредитоспособности в ОАО «Московский индустриальный банк»;
3) разработать рекомендации по совершенствованию методики оценки кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА БАНКОМ 6
1.1. Понятие, цели и задачи анализа кредитоспособности банком 6
1.2. Способы и методы оценки кредитоспособности заемщиков 13
2. ОЦЕНКА МЕТОДОВ И СПОСОБОВ АНАЛИЗА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ В ОАО «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК» 26
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Московский индустриальный банк» 26
2.2. Методика определения кредитоспособности заемщика ОАО «Московский индустриальный банк» 33
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА ОАО «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК» 42
3.1. Оценка кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой оценки кредитоспособности заемщика в ОАО «Московский индустриальный банк» 42
3.2. Мероприятия по совершенствованию применяемой методики оценки кредитоспособности заемщика и оценка их экономической эффективности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Итак, изучив методику оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, применяемую в ОАО «Московский индустриальный банк», можно сделать следующие выводы.
При осуществлении количественного анализа к достоинствам методики оценки кредитоспособности ОАО «Московский индустриальный банк» относится то, что она не рассматривает большое количество коэффициентов, которые имеют высокую значимость, а четко определены с учетом особенностей кредитной политики предприятия.
При этом, у методики оценки кредитоспособности, принятой ОАО «Московский индустриальный банк» можно выделить следующие недостатки:
3) не проводится анализ возможного банкротства предприятия-заемщика.
Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в методику, используемую ОАО «Московский индустриальный банк» можно внести соответствующе коррективы.
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА ОАО «МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК»
3.1. Оценка кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой оценки кредитоспособности заемщика в ОАО «Московский индустриальный банк»
Для оценки кредитоспособности предприятий - заемщиков в соответствии с методикой оценки кредитоспособности заемщика в ОАО «Московский индустриальный банк» примем в расчет два предприятия, которые подали заявку на получение кредита в анализируемом банке, а именно, ОАО «Русский мех» и ОАО «Трансаэро».
В заявке на получение кредита дана краткая характеристика экономических субъектов, т.е. представлена характеристика основного вида деятельности, определена форма собственности предприятия, обозначена цель кредита, его вид, срок, а также сумма требуемого кредита, источник его погашения, процентная ставка за использование кредитом, а также форма и стоимость обеспечения необходимых кредитных средств.
На основании заявок на получение кредитов проведем оценку деятельности анализируемых предприятий ОАО «Русский мех» и ОАО «Трансаэро», которые отличаются друг от друга отраслями своей деятельности, а также объемами совершаемых ими операций.
ОАО «Трансаэро» является авиакомпанией, которая была создана в 1990 г. Компания впервые в России оснастила свой парк современными самолетами иностранного производства, стала обслуживать пассажиров внутренних рейсов по международным стандартам (в том числе ввела для них бизнес - класс), создала гибкую систему тарифов и скидок, разработала и внедрила программы поощрения постоянных клиентов.
Постоянно повышается качество продукта, предоставляемого ОАО «Трансэро» своим клиентам. В 2007 году «Трансаэро» первой из российских авиакомпаний начала продажу электронных билетов на свои рейсы, ввела регистрацию на рейсы через Интернет. В 2008 году «Трансаэро» создала уникальный по уровню комфорта класс обслуживания Империал.
В настоящее время ОАО «Трансаэро» входит в пятьдесят крупнейших авиакомпаний мира и десять крупнейших туристических авиаперевозчиков.
Следующим экономическим субъектом, подавшему заявку является ОАО «Русский мех», который признан одним из крупнейших предприятий России по выделке и пошиву меховых изделий с использованием самых передовых технологий.
Основными видами деятельности ОАО «Русский мех» являются:
1) заготовка, переработка и производство пушно-мехового и кожевенного сырья и полуфабриката;
2) производство и реализация широкого ассортимента высококачественных меховых изделий, изделий из кожи, изделий специального назначения из кожи и меха;
Одновременно с оформлением заявки на получение кредита в ОАО «Московский индустриальный банк» ОАО «Русский мех» и ОАО «Трансаэро» было предложено заполнить анкету предприятия - заемщика, которая позволила определить направления деятельности клиентов, их репутации, соблюдение ими действующего законодательства. Кроме того, это позволило дать оценку кредитной истории предприятий - заемщиков, получение сведения об основных поставщиках, покупателях и конкурентах предприятий.
Итак, для получения кредита в ОАО «Московский индустриальный банк» обратились представители разных отраслей: авиаперевозки и производство меховых изделий. Оба предприятия являются добросовестными налогоплательщиками. Конкуренция на рынке более высокая у ОАО «Русский мех». Оба предприятия предоставили достаточное обеспечение кредита, соответствующее установленным требованиям.
После предварительного анализа кредитный отдел ОАО «Московский индустриальный банк» организовал количественную оценку их деятельности, в результате которого получено представление о финансовом состоянии каждого из предприятий.
Сотрудники ОАО «Московский индустриальный банк» провел оценку кредитоспособности каждого предприятия. Анализ кредитоспособности ОАО «Русский мех» и ОАО «Трансаэро» проведен на основе бухгалтерской отчетности предприятий, которая приведена в Приложениях 3-6.
Анализ проведен в соответствии с методикой, принятой в ОАО «Московский индустриальный банк».
Все шесть показателей оценки кредитоспособности в соответствии с методикой, принятой в ОАО «Московский индустриальный банк» представим в таблице 3.1
Таблица 3.1
Анализ показателей кредитоспособности в соответствии с методикой, принятой в ОАО «Московский индустриальный банк»
Показатель |
ОАО «Трансаэро» |
ОАО «Русский мех» |
К1 |
0,013 |
0,359 |
К2 |
0,858 |
0,697 |
К3 |
0,899 |
4,267 |
К4 |
0,212 |
0,806 |
К5 |
0,042 |
0,116 |
К6 |
0,023 |
0,078 |
Показатели кредитоспособности ОАО «Трансаэро»:
К1 = 4860932 / 49204889 – 11215501 = 0,013
К2 = 486092 + 3863745 + 28266940 / 49204889 – 11215501 = 0,858
К3 = 34146905 / 49204889 – 11215501 = 0,899 +
К4 = 1028074 + 11215501 / 57816830 = 0,212
К5 = 3621138 / 86494353 = 0,042
К6 = 2014643 / 86494353 = 0,024
Показатели кредитоспособности ОАО «Русский мех»:
К1 = 32881 / 91438 = 0,359
К2 = 32881 + 2000 + 28831 / 91438 = 0,697
К3 = 390172 / 91438 = 4,267
К4 = 380803 / 472242 = 0,806
К5 = 44029 / 378701 = 0,116
К6 = 29687 / 378701 = 0,078
Далее проведем оценку предприятий - заемщиков по рейтинговой системе, которая является обобщением результатов проведенного анализа, и сформулируем окончательные выводы по каждому предприятию. Это заключительный этап анализа деятельности предприятия - заемщика является определение класса его кредитоспособности.
Для решения этой задачи используется рейтинговая оценка предприятия - заемщика, рассчитываемая на основе полученных значений финансовых коэффициентов, которая является обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используем данные, полученные на этапе общего анализа группы коэффициентов, а именно: показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости предприятия.
В первую очередь определим класс кредитоспособности каждого заемщика в соответствии с методикой применяемой ОАО «Московский индустриальный банк».
В зависимости от фактического значения присвоим каждому показателю ту или иную категорию (см. табл.3.2).
Таблица 3.2
Показатели кредитоспособности ОАО «Трансаэро»
и ОАО «Русский мех»
Показатели |
Фактические значения |
Категория | ||
ОАО «Трансаэро» |
ОАО «Русский мех» |
ОАО «Трансаэро» |
ОАО «Русский мех» | |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,013 |
0,359 |
3 |
1 |
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) |
0,858 |
0,697 |
1 |
2 |
Коэффициент текущей ликвидности (КЗ) |
0,899 |
4,267 |
3 |
1 |
Коэффициент наличия собственных средств (К4) |
0,212 |
0,806 |
3 |
1 |
Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) (К5) |
0,042 |
0,116 |
2 |
1 |
Рентабельность деятельности предприятия (Кб) |
0,023 |
0,078 |
2 |
1 |
Сумма баллов S влияет на рейтинг ОАО «Русский мех» и ОАО «Трансаэро» следующим образом:
В таблице 3.3. произведем расчет суммы баллов для определения рейтинга предприятий-заемщиков ОАО «Транса
Информация о работе Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщика