Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование платежной системы банка, на примере ОАО ДБ «Альфа-Банк» Казахстан — являющегося дочерним банком крупнейшего российского банка. Совершенствование платежной системы банка ведет к совершенствованию платежной системы Республики в целом, так как основными пользователями платежной системы являются банки второго уровня и их клиенты.
Введение
4
1.
Анализ платежных систем отечественных и зарубежных банков…...
6
1.1.
Особенности развития платежной системы Республики Казахстан….
6
1.2.
Платежные системы отечественных и зарубежных стран…………….
36
2.
Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…...
44
2.1.
Основные характеристики деятельности банка………………………..
44
2.2.
Платежные системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…………………………..
49
2.3.
Разработка мероприятий по улучшению платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»………………………………………………………..
57
3.
Социально-экономическая эффективность мероприятий………..
64
3.1.
Формирование условий для внедрения усовершенствованной
Платежной системы………………………………………………………
65
3.2.
Оценка социально-экономической эффективности мероприятий……
72
Заключение………………………………………………………………………
73
Приложение 1 Годовой бухгалтерский баланс ОАО ДБ «Алфа-Банк»…….
75
Приложение 2 Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО ДБ «Алфа-Банк» за 2001 год…………...
78
АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И
Специальность 061100 «Менеджмент организации»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
На тему:
Совершенствование платежной системы
ОАО ДБ «Альфа-банк»
Дипломант
Руководитель
Консультант
по экономической части
______________________________
Рецензент
______________________________
Москва 2002 г.
АННАТАЦИЯ
Дипломная работа «Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк» состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассмотрены особенности и анализ развития платежной системы Республики Казахстан, её участники. Во втором разделе раскрыты основные характеристики и направление деятельности ОАО ДБ «Альфа-Банк» и разработка мероприятий по совершенствованию платежной системы банка. В третьем разделе экономические расчеты и выкладки результатов совершенствования платежной системы. Далее следует заключение и список литературы.
Дипломная работа состоит из 81 страниц, 9 таблиц, 15 рисунков и 4 приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 | |
1. |
Анализ платежных систем отечественных и зарубежных банков…... |
6 |
1.1. |
Особенности развития платежной системы Республики Казахстан…. |
6 |
1.2. |
Платежные системы отечественных и зарубежных стран……………. |
36 |
2. |
Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…... |
44 |
2.1. |
Основные характеристики деятельности банка……………………….. |
44 |
2.2. |
Платежные системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»………………………….. |
49 |
2.3. |
Разработка мероприятий
по улучшению платежной системы
ОАО ДБ «Альфа-Банк»……………………………………………… |
57 |
3. |
Социально-экономическая эффективность мероприятий……….. |
64 |
3.1. |
Формирование условий для внедрения усовершенствованной Платежной системы……………………………………………………… |
65 |
3.2. |
Оценка социально- |
72 |
Заключение…………………………………………………… |
73 | |
Приложение 1 Годовой бухгалтерский баланс ОАО ДБ «Алфа-Банк»……. |
75 | |
Приложение 2 Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО ДБ «Алфа-Банк» за 2001 год…………... |
78 | |
Приложение 3 Тенденции роста объема платежей в МСПД в период с 1997 по 2000 годы (млн. тенге)……………………………… |
80 | |
Приложение 4 Тенденции роста объема роста платежей СРП в период с 1997 по 2000 годы (млн. тенге)…………………………… |
81 |
Актуальность темы «Совершенствование платежной системы ОАО ДБ Альфа-банк» определяется, прежде всего, той ролью, которую играет платежная система в экономической жизни любого государства.
Уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы, наличием социальных гарантий для граждан, но и, прежде всего, состоянием экономики. Одним из объективных условий эффективной экономической деятельности субъектов рынка является своевременное и гарантированное получение оплаты за реализованную продукцию (услуги). В настоящее время данная проблема привлекает особое внимание ввиду возросшей активности на фондовом и валютном рынках, операции на которых составляют значительные суммы денежных средств, весьма ощутимые даже в сравнении с общим объемом промышленных и торговых операций. Рост объема высокостоимостных платежей повлек за собой большую озабоченность относительно рисков, связанных с их осуществлением. Главной задачей платежной системы является своевременное, надежное и эффективное движение денежных средств между субъектами- участниками.
Разработанная и действующая в Казахстане национальная платежная система выгодно отличается от платежных систем других стран СНГ и может быть предложена в качестве базовой для разработки общей платежно-расчетной системы сначала стран Таможенного союза, а затем и всего Содружества.
Платежная система является жизненно важной составной частью финансовой системы любой страны. Для Казахстана она имеет особую значимость, поскольку стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе. Основными составляющими этой проблемы являются, с одной стороны, платёжный кризис и его последствия, а с другой - революционные изменения в расчётах между банками, представляющие фундамент новой банковской системы. В настоящее время в республике функционирует система розничных платежей (СРП) и система крупных платежей (СКП) КЦМР
Существующая в Казахстане платежная система совместима со всеми международными платежными системами. Ее техническое и программное обеспечение постоянно обновляется, постоянно ведется поиск и внедрение новых усовершенствованных технологий.
Основными задачами работы являются особенности развития платежных систем отечественной и зарубежных стран, который зависит от уровня развития и характера деятельности основных элементов платежной системы – банков второго уровня, одним из которых является ОАО ДБ «Альфа-Банк».
Целью дипломной работы является совершенствование платежной системы банка, на примере ОАО ДБ «Альфа-Банк» Казахстан — являющегося дочерним банком крупнейшего российского банка. Совершенствование платежной системы банка ведет к совершенствованию платежной системы Республики в целом, так как основными пользователями платежной системы являются банки второго уровня и их клиенты.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе будут рассмотрены особенности и анализ развития платежной системы Республики Казахстан, её участники, история и перспективы развития. Во втором разделе будут раскрыты основные характеристики и направление деятельности ОАО ДБ «Альфа-Банк» и разработка мероприятий по усовершенствованию платежной системы банка. В третьем разделе экономические расчеты и выкладки результатов совершенствования платежной системы и их сравнение с существующими. Далее следует заключение и список литературы.
1. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ БАНКОВ
1.1 Особенности развития платежной системы Республики Казахстан.
Платежная система - это система, обеспечивающая беспрепятственное прохождение платежей. Учитывая, что среди немногочисленных нормативных документов, регламентирующих функционирование платежной системы, нет определения понятия «Платежная система», предлагается следующее определение:
Платежная система
Весь платежный оборот любой экономической системы состоит из наличного и безналичного денежного оборота. Как правило, в развитых экономических государствах основной денежный оборот осуществляется в сфере безналичных расчетов. Наличный оборот связан, в первую очередь, с расчетами населения за товары и услуги и имеет в настоящее время тенденции к сокращению. Широкое распространение получили расчеты с использованием электронных карт. Функционирование системы наличных расчетов целиком определяются денежной политикой государства и состоянием экономической системы (инфляционными процессами, состоянием национальной валюты).
Использование безналичных расчетов, помимо удобства и безопасности расчетов, способствует сокращению наличной денежной массы, что само по себе облегчает управляемость экономикой. Сфера безналичных расчетов имеет тенденции к постоянному расширению и совершенствованию. Именно систему безналичных расчетов называют платежной системой государства.
Описание сути платежной системы удобнее начать с изучения субъектов-участников, определив их функции и задачи. Всех участников платежной системы можно разделить на две категории - пользователи и агенты. Пользователями платежной системы являются хозяйствующие субъекты и физические лица, которые посредством платежной системы осуществляют взаимные расчеты. Агентами платежной системы являются ее непосредственные участники (банки) и учреждения, осуществляющие процедуру перевода денежных средств (операторы).
Основными пользователями платежной системы являются юридические лица (хозяйствующие организации, предприятия, учреждения), а также физические лица, которые в процессе производственной и хозяйственной деятельности вступают между собой во взаимоотношения по приобретению товаров и услуг, прочих материальных и финансовых ресурсов. С точки зрения направления денежного потока их можно разделить на две группы - плательщики (клиенты) и получатели ( корреспонденты). В соответствии с установленным порядком, свои денежные средства хозяйствующие органы держат на счетах в банках и осуществлять безналичные расчеты между собой, минуя банк, не могут.
Организациями, осуществляющими обслуживание
счетов хозяйствующих органов, являются
банковские учреждения. В условиях
Республики Казахстан банковская структура
имеет двухуровневое строение. Частные,
кооперативные и государственны
Сеть банков второго уровня в Республике Казахстан имеет развитую структуру. С позиций анализа функционирования платежной системы все коммерческие банки можно разделить на две группы:
По состоянию на 1 декабря 2001 года общее количество действующих в Казахстане банков составило 46 (на начало 2001 года – 48, на начало 2000 года - 55), в том числе 2 банка со 100% участием государства, 1 межгосударственный банк, 16 банков с иностранным участием, в том числе 12 дочерних банков иностранных банков.
Аккумулированные средства своих клиентов и собственные средства коммерческого банка составляют его корреспондентский счет, который открывается в Управлении платежных систем Национального Банка Республики Казахстан. Через корреспондентский счет коммерческого банка производятся все межбанковские расчеты.
В настоящее время осуществляется перевод филиалов банков второго уровня на расчеты через единый корреспондентский счет головного банка. Это означает, что филиалы головного банка закрывают корсчет в учреждении Национального банка и все расчеты производятся через головной банк
В условиях Казахстана операторами платежной системы являются
Оператор платежной системы осуществляет непосредственный перевод денежных средств из банка плательщика в банк получателя. С точки зрения оператора платеж состоит из операции списания денежных средств с корреспондентского счета банка плательщика, зачисления средств на корреспондентский счет банка получателя и выдачи банкам подтверждающих эту операцию документов.
Национальный Банк Казахстана устанавливает экономическую ответственность банков и их клиентов за нарушения правил совершения расчетных операций, он организует, координирует и регулирует функционирование платежной системы, устанавливает формы, способы и порядок осуществления расчетов, кассового обслуживания банков и их клиентов.
Изучив состав участников платежной системы, перейдем к освещению основных этапов совершения платежа и предварительно дадим определение платежа, согласно Закона о платежах и переводе денег:/4/
Рассматривая платежную систему
Платеж - исполнение денежного обязательства, с использованием наличных денег либо без их использования путем перевода денег, либо выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство, либо приказ о выплате денег.
По срокам и месту
осуществления процедуры
корреспондентский счет банка получателя;
Схема, иллюстрирующая процедуру платежа, приведена на рис.1.1 Списание средств со счета плательщика производится на основании платежных документов, предъявляемых клиентом в обслуживающий коммерческий банк. Основным документом, дающим право банку на выполнение этой операции, является соответствующим образом оформленное платежное поручение.
После обработки в коммерческом банке платежные поручения с отметкой банка передаются в учреждение - оператор платежной системы. Одновременно плательщику выдается выписка лицевого счета клиента с отметкой о списании средств.
Информация о работе Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-банк»