Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование платежной системы банка, на примере ОАО ДБ «Альфа-Банк» Казахстан — являющегося дочерним банком крупнейшего российского банка. Совершенствование платежной системы банка ведет к совершенствованию платежной системы Республики в целом, так как основными пользователями платежной системы являются банки второго уровня и их клиенты.

Содержание работы

Введение
4
1.
Анализ платежных систем отечественных и зарубежных банков…...
6
1.1.
Особенности развития платежной системы Республики Казахстан….
6
1.2.
Платежные системы отечественных и зарубежных стран…………….
36
2.
Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…...
44
2.1.
Основные характеристики деятельности банка………………………..
44
2.2.
Платежные системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…………………………..
49
2.3.
Разработка мероприятий по улучшению платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»………………………………………………………..

57
3.
Социально-экономическая эффективность мероприятий………..
64
3.1.
Формирование условий для внедрения усовершенствованной
Платежной системы………………………………………………………

65
3.2.
Оценка социально-экономической эффективности мероприятий……
72
Заключение………………………………………………………………………
73
Приложение 1 Годовой бухгалтерский баланс ОАО ДБ «Алфа-Банк»…….
75
Приложение 2 Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО ДБ «Алфа-Банк» за 2001 год…………...

78

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И ИННОВАЦИЙ.doc

— 919.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис.1.1. Основные этапы  платежа

 

Оператор платежной  системы (учреждение Национального  Банка или другое уполномоченное учреждение) в соответствии с существующей технологией производят перевод средств с корсчета банка плательщика на корсчет банка получателя. По завершению этой операции банкам-участникам платежа выдаются документы (выписки корреспондентского счета), подтверждающие факт перевода средств. Банк второго уровня, получив документы, подтверждающие получение средств на корреспондентский счет, осуществляет зачисление платежа на счет его получателя и формирует документы, подтверждающие завершение расчетов (выписка лицевого счета и копии платежных поручений).

Все разнообразие безналичных  платежей, осуществляемых в Республике Казахстан, можно классифицировать по следующим признакам:

  • по месту нахождения банка плательщика и банка получателя:
  • по срокам проведения платежа:

По месту нахождения банка плательщика и банка  получателя это внутрибанковские, межфилиальные, межбанковские. По срокам проведения платежа это обычные платежи и платежи реального времени, (которые еще называют ON-Line платежи или срочные)

Внутрибанковские платежи являются частным случаем, когда и плательщик, и получатель обслуживаются в одном и том же банке, в этом случае платеж состоит из перевода средств с одного расчетного счета (клиента) на другой (получателя).Этот вид платежа имеет минимальные сроки и, как правило, проводится в течение одного дня. При этом единственным условием его осуществления является наличие достаточных средств на счете плательщика. Механизм реализации таких платежей целиком определяется самим банком. Межфилиальные платежи - это платежи, возникающие в условиях, когда плательщик и получатель обслуживаются в различных филиалах одного и того же коммерческого банка, работающего в условиях единого корреспондентского счета (например клиент и корреспондент обслуживаются в различных филиалах Народного банка). В этой ситуации платеж между филиалами производится путем перечисления средств с субкорреспондентского счета филиала на субкорреспондентский счет другого. И в этом случае, несмотря на большее количество проводок, платеж не выходит за пределы банка. Технология их исполнения также определяется коммерческим банком. Межбанковские платежи возникают тогда, когда плательщик и получатель обслуживаются в разных банках, в этом случае механизм их проведения соответствует приведенному на рисунке 1. Проводки выполняются в различных банках и при участии учреждения (учреждений) Национального Банка.  Помимо достаточности средств на счету плательщика необходимым условием проведения межбанковского платежа является достаточность средств на корреспондентском счете банка плательщика.

Обычные платежи - эта группа платежей до недавнего времени была основной; под обычными платежами будем понимать такие платежи, окончательность и безотзывность которых наступает после расчета операционного дня в учреждении Национального банка. Платежи реального времени, (которые еще называют ON-Line платежи или ) по сравнению с обычными платежами имеют преимущество в том, что их окончательность и безотзывность наступает непосредственно после расчетной процедуры, которая производится, как правило, сразу после передачи данных о платеже в расчетное учреждение.  В свою очередь, получив платеж, клиент может осуществить встречный платеж. Очевидно, что платежи реального времени существенно ускоряют оборот денежных средств.

Наиболее важным элементом каждой платежной системы является набор средств и методов, посредством которых достигается окончательный расчет. Способы его достижения позволяют выделить системы, использующие брутто-расчеты и нетто-расчеты.

Системы, с помощью  которых расчеты осуществляются на суммарной основе «один за одним», очередными проводками по каждой отдельной операции, либо в пакетном режиме, называются системами брутто-расчетов    (или расчетов на валовой основе). Примерами таких систем является система FedWire в США, система срочных электронных платежей в системе КУБАЖ.

Системы, базирующиеся на завершении клиринговой процедуры, известны как  системы нетто-расчетов (или расчетов на «чистой основе»). Среди них  можно выделить системы двусторонних нетто-расчетов между парами участников  и системы многосторонних нетто-расчетов. Примером  систем, реализующих принцип многосторонних нетто-расчетов в Казахстане, являются областные Расчетные  Палаты и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов.

Стабильность финансовой системы государства в целом напрямую связана со стабильностью внутренней платежной системы. Степень эффективности функционирования платежной системы определяется соотношением таких показателей , как скорость прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов.  Возможность проведения расчетов в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.

 Среди рисков, которые могут возникнуть при осуществлении расчетов, можно выделить кредитные риски, риск мошенничества, операционный риск. Субъекты, ведущие операции на финансовом рынке, наиболее часто подвергаются риску, связанному с ликвидностью их контрагента. Этот риск возникает перед кредитором в ситуации, когда платежное обязательство погашается не в срок, а с задержкой во времени, которая не была предусмотрена заранее. Серьезную опасность для платежной системы представляют кредитные риски. Эти риски предполагают возникновение ситуации, при которой кредитор не получает платежа вообще в связи с невозможностью оплаты обязательств со стороны дебитора. От последствий кредитный риск может перерасти  в риск системный, в результате чего невыполнение обязательств одним из участников может повлечь за собой серию неплатежей со стороны других. С функцией обеспечения обращения финансовых активов связан риск мошенничества, который подразумевает возможность подделки платежных инструментов или их незаконного получения. И, наконец, в результате неполадок, происходящих при использовании компьютеров и телекоммуникационных сетей, может возникнуть операционный риск. Однако, как правило, этот риск имеет локальный характер и в случае возникновения легко устраним.

В  условиях перехода к рыночному  механизму функционирования экономики  роль платежной системы резко возрастает. Потребности участников валютных операций, агентов финансового рынка ценных бумаг, многочисленных торговых операций диктуют новые, более жесткие требования к платежной системе государства.

Платежная система должна удовлетворять  следующим требованиям:

  • минимальность сроков проведения платежа; как уже говорилось выше, чем меньше временной интервал между списанием денежных средств со счета плательщика и зачислением на счет получателя, тем выше скорость оборачиваемости капитала, идеальным вариантом является работа в режиме реального времени;
  • окончательность платежа, которая означают, что для зачисления платежа нет необходимости в каких- либо дополнительных операциях;
  • безотзывность платежа, она означает, что платеж после его проведения не может быть отозван по инициативе сторон, участвующих в расчетах;
  • минимальность риска при проведении расчетов; кредитный и системный риски должны быть сведены к минимуму за счет подбора участников платежной системы,  операционный риск и риск мошенничества должны быть минимизированы за счет совершенств программных средств, средств связи и защиты от несанкционированного доступа.
  • сохранение банковской тайны при проведении расчетов необходимо для обеспечения конституционных прав пользователей платежной системы.
  • возможность проведения расчетов в любом регионе Казахстана; это требование  осуществимо при наличии мощной  и разветвленной структуры агентов платежной системы;
  • минимальные экономические затраты проведения расчетов.

Общая структура участников современной платежной системы приведена на рис.1.2.

Основными пользователями платежной системы по-прежнему являются банки второго уровня и их клиенты. Помимо них, в сферу функционирования платежной системы вошли небанковские финансовые учреждения (например Казахстанская  Центральная Межбанковская валютная биржа, Департамент казначейства и его территориальные органы). Центральным звеном ПС является Департамент Информатизации Нацбанка, осуществляющий основные операции по корреспондентским счетам банков второго уровня. Другим важнейшим элементом ПС является Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР)

 

 

 

Рис.1.2 .Структура участников платежной системы

 

Самостоятельные банки, помимо традиционных расчетов через  учреждения Национального Банка, получили возможность производить расчеты через Расчетную палату и Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов. Филиалы коммерческих банков осуществляют расчеты как через Расчетную палату, так и через головной банк. Через Расчетные палаты осуществляются в основном внутриобластные расчеты, через Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов проводятся  межобластные платежи. При этих расчетах реализуется принцип нетто-платежей. Через учреждения Нацбанка проводятся срочные межрегиональные платежи в режиме брутто-платежей.

Принципиально новым  моментом является система ведения  Национальным Банком корреспондентских  счетов коммерческих банков и связанные  с этим изменения в технологии проведения.

 В Управлении платежных  систем Нацбанка ведутся корреспондентские  счета:

  • самостоятельных коммерческих банков;
  • головных коммерческих банков;
  • филиалов коммерческих банков;
  • небанковских финансовых учреждений;

В Департаменте информатизации Нацбанка открыты корреспондентские счета  операторов платежной системы - Казахстанского Центра Межбанковских Расчетов и областных расчетных палат.

Расчеты между участниками  платежной системы осуществляются следующим образом. В зависимости  от приоритетов и условий платежа (срочность, наличие доступа к той или иной системе), информация направляется коммерческим банком в одну из систем: Систему розничных платежей (СРП), систему крупных платежей (СКП) (Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов), учреждение Нацбанка.

При осуществлении расчетов через  систему розничных платежей (СРП)  после завершения процедуры клиринга, платеж поступает в банк получателя, где производится зачисление средств на счет получателя. После закрытия дня в расчетной палате производится расчет «чистых позиций». Проводки по зачислению/списанию «чистых позиций» передаются в КЦМР.

При расчетах непосредственно через систему крупных платежей (СКП) информация о платежах передается в КЦМР, где производится их обработка. После завершения процедуры расчета КЦМР передает в банк получателя данные о проведенных платежах, на основании чего последний производит зачисление средств корреспонденту платежа. При закрытии операционного дня в КЦМР производится расчет взаимных позиций участников системы крупных платежей с учетом проводок по зачислению «чистых позиций» от расчетных палат, эта информация поступает в Департамент информатизации Национального банка. Непосредственно в ДИ поступает информация от Управления платежных систем Нацбанка о платежах коммерческих банков.

Департамент информатизации Нацбанка после приема информации от всех агентов, производит решение операционного дня и формирует итоговые проводки между корреспондентскими счетами банков и прочих финансовых учреждений. Данные об этих проводках, остатке корреспондентского счета вместе с текстовыми расшифровками по платежам передаются назад в коммерческие банки, расчетные учреждения.

Начальный этап работы платежной  системы - обеспечение ликвидности, т.е. достаточности средств для  проведения операций. Новый операционный день расчетного учреждения, учреждения Нацбанка начинается с того, что  в системе устанавливаются  начальные остатки корреспондентских счетов ее участников. Банк или другое  финансовое учреждение, в принципе, может являться участником нескольких платежных систем: СКП, СРП и ПС Нацбанка. Перераспределение корреспондентского счета может производиться в течение дня. Для выполнения перераспределения корсчета коммерческий банк передает через обслуживающее учреждение Нацбанка в Департамент информатизации запрос установленного формата, на основании чего последний производит перераспределение. Перераспределение средств позволяет коммерческим банкам более гибко использовать средства корреспондентского счета  для проведения платежей, что в свою очередь способствует ускорению оборачиваемости денежной массы. Создав на начало операционного дня запас средств, достаточный для проведения расчетов, коммерческие банки начинают производить взаимные расчеты. При выборе платежной системы, в которую  направляется тот или иной платеж, учитываются  следующие факторы:

  • стоимость платежа при проведении через ту или иную систему;
  • актуальность платежа, его срочность и важность;
  • участником какой наиболее близкой системы является банк получателя платежа.

Механизм исполнения платежа зависит от платежных  инструментов, используемых в той  или иной платежной системе. Подробно инструменты платежной системы будут описаны ниже. В общем случае механизм платежа заключается в передаче банком плательщика информации, содержащей реквизиты платежа, оператору платежной системы. После успешного завершения процедуры проверки информации на достоверность и корректность платеж принимается оператором к исполнению. Если на момент поступления платежа средств на корсчете недостаточно, то он может быть отвергнут ( в системе брутто-платежей), либо поставлен в очередь и ожидать зачисления средств на корсчет (в системе нетто-платежей). Поступление средств на корсчет возможно либо в результате зачисления поступившего платежа, либо при «подкреплении» путем перераспределения текущего остатка на корреспондентском счете.

Информация о работе Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-банк»