Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 07:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является совершенствование платежной системы банка, на примере ОАО ДБ «Альфа-Банк» Казахстан — являющегося дочерним банком крупнейшего российского банка. Совершенствование платежной системы банка ведет к совершенствованию платежной системы Республики в целом, так как основными пользователями платежной системы являются банки второго уровня и их клиенты.
Введение
4
1.
Анализ платежных систем отечественных и зарубежных банков…...
6
1.1.
Особенности развития платежной системы Республики Казахстан….
6
1.2.
Платежные системы отечественных и зарубежных стран…………….
36
2.
Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…...
44
2.1.
Основные характеристики деятельности банка………………………..
44
2.2.
Платежные системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»…………………………..
49
2.3.
Разработка мероприятий по улучшению платежной системы ОАО ДБ «Альфа-Банк»………………………………………………………..
57
3.
Социально-экономическая эффективность мероприятий………..
64
3.1.
Формирование условий для внедрения усовершенствованной
Платежной системы………………………………………………………
65
3.2.
Оценка социально-экономической эффективности мероприятий……
72
Заключение………………………………………………………………………
73
Приложение 1 Годовой бухгалтерский баланс ОАО ДБ «Алфа-Банк»…….
75
Приложение 2 Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО ДБ «Алфа-Банк» за 2001 год…………...
78
Подробное описание форматов сообщений можно посмотреть в документе, утвержденном генеральным директором республиканского государственного предприятия КЦМР, называется « Система платежей – процедуры обмена и форматы сообщений», который постоянно обновляется и дополняется новыми форматами и рассылается банкам./7/
Сообщения передаются как по направлению банк - банк, так и банк - Центр Межбанковских Расчетов. Сообщение MT102 эквивалентно сообщению MT100, MT203 - MT202, но с тем отличием, что вторые допускают передачу одним сообщением нескольких банковских операций. Упрощенная схема передачи банковской информации ( рис. 1.5 ).
При закрытии дня всем
банкам передается сообщение MT950, которое
содержит заключительную выписку по
оборотам своего корреспондентского счета.
Также в течение дня банк может
получить текущее состояние корреспонден
Рис.1.5 Схема проведения расчетов
Порядок организации и осуществления расчетов в СКП определяется
Для управления рисками в системе
крупных платежей перед началом
операционного дня в СКП
Для обеспечения своевременности
расчетов в СКП Национальный Банк
в течение операционного дня
предусматривает возможность
Поступающие в СКП от плательщиков платежные документы помещаются в очередь. Очередь - механизм управления рисками, при котором в СКП задерживается исполнение платежей в ожидании момента, когда платеж может быть исполнен. Исполнением платежа в СКП называют непосредственный перевод денежных средств по счетам пользователей в СКП на основании введенного платежного документа. Расчет в СКП - это действия, в результате которых обязательства пользователя-плательщика о переводе денежных средств становятся выполненными.
Платежи, находящиеся в очереди, обрабатываются в соответствии с кодами приоритетности. Система кодов приоритетности разрабатывается КЦМР согласно нормам действующего законодательства Республики Казахстан. В пределах кодов приоритетности исполнение платежей из очереди производится в порядке их поступления в очередь. Пользователи вправе устанавливать очередность исполнения платежей со своего счета за исключением очередности, установленной законодательством, путем направления запроса об изменении кода приоритетности платежного документа.
Расчеты в СКП производятся в течение операционного дня до наступления контрольного срока. Время контрольного срока определяется КЦМР и согласовывается с Национальным Банком. Время операционного дня СКП совпадает с операционным днем Национального Банка. В течение операционного дня в СКП устанавливается специальный период времени в целях предоставления пользователю, не имеющему достаточной суммы на счете, возможности приобрести необходимые денежные средства для исполнения платежей в очереди или погашения дневного кредита.
При наступлении последнего контрольного срока исполнение платежей по платежным документам, предоставленным для проведения расчета в тот же день, завершается. В ходе обработки платежных документов в конце операционного дня КЦМР выполняет взаимозачет платежей, находящихся в очереди, с учетом остатка на счетах пользователей. КЦМР уведомляет пользователя обо всех его платежных документах, оставшихся в очереди после взаимозачета без исполнения.
КЦМР после завершения
операционного дня передает в
Управление платежных систем Национального
Банка электронную ведомость
с итоговыми данными
После завершения операционного дня СКП пользователь получает от КЦМР выписку по результатам исполненных платежей. Пользователи - получатели денежных средств после получения, проверки платежного документа и зачисления денежных средств на его счет выполняют расчет по счетам своих клиентов не позднее следующего операционного дня.
Ежедневно пользователи производят отражение результатов исполненных в СКП платежей по своему внутреннему корреспондентскому счету. При несовпадении сальдо по внутреннему корсчету с сальдо по корсчету в Национальном Банке пользователь немедленно должен поставить в известность КЦМР.
В КЦМР предусмотрены механизмы , предусматривающие защиту от:
Для защиты от сбоев при передаче информации КЦМР контролирует входящие документы по трем параметрам:
В целях защиты от несанкционированного доступа в платежной системе КЦМР предусмотрен следующий механизм обработки данных:
Все операции по созданию
электронной подписи и
Система розничных платежей (СРП) или электронная клиринговая система - основанная на безбумажной технологии система банковских услуг, обеспечивающая зачет встречных электронных платежных документов участников Клиринговой системы и рациональное использование их финансовых ресурсов.
Клирингом (клиринговой процедурой) называют осуществление платежей до окончательного расчета путем взаимозачета платежных обязательств банка и платежных обязательств в пользу банка (требований банка), включающий в себя процесс передачи, обмена, сверки платежных документов и определение чистой позиции.
Платеж в клиринговой системе -это безусловное обязательство, данное плательщиком клиринговому учреждению по переводу денежных средств в пользу третьих лиц. Окончательный расчет по клирингу - перевод денежной суммы, соответствующей чистой позиции (кредитовой или дебетовой), со счета одного банка-участника на счет другого банка-участника, осуществляемый расчетным агентом. Чистая позиция - итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников. Клиринговый сеанс - период времени, в течение которого производится расчет чистых позиций.
Участниками системы розничных платежей (СРП) могут являться банки и иные кредитно-финансовые учреждения, имеющие лицензию Национального банка на проведение межбанковских расчетов и признающие порядок и правила работы в системе электронных клиринговых расчетов Клирингового центра, а также имеющие корреспондентские счета в Управлении платежных систем Национального банка. Для вступления в Клиринговый центр Национального банка РК банк подает в Клиринговый центр заявку с просьбой о вступлении в Клиринговую систему в качестве абонента. В случае положительного решения Клиринговый центр направляет банку соответствующее уведомление.
Схема, поясняющая технологию выполнения расчетов в системе розничных платежей (СРП), приведена на рисунке 1.6.
Рис.1.6 Схема расчетов участников клиринга
КЦМР производит расчеты между
банками-участниками только на основании
электронных платежных
В конце операционного дня КЦМР производит закрытие операционного дня клиринга (СРП) и предоставляет всем участникам сообщение MT970, которое содержит заключительную выписку по оборотам пользователя за этот день, сообщение MT971, содержащее заключительную ведомость не проведенных документов пользователя за этот день и сообщение МТ998(400) - справка о прохождении платежей в СРП. В течение дня пользователь может получить выписку о состоянии счета (МТ970), ведомость не проведенных документов (МТ971) и развернутую выписку о состоянии счета (МТ974), передав в СРП запрос сообщением MT973.
Преимущества и недостатки каждой системы определяют гибкость платежной системы в целом, достоинства одной перекрывают недостатки другой. Банк предоставляет клиенту выбор системы, по которой он хотел бы отправить свой платеж.
Рис.1.7 Процентное соотношение общего объема платежей, проведенного в платежной системе Республики Казахстан за 2000 год.
Из процентного соотношения общего объема платежей, проведенного в платежной системе Республики Казахстан за 2000 год (рис.1.7) видно, что преобладают платежи по СРП. В Приложении №3,4 показаны статистические показатели работы платежной системы Республики Казахстан: тенденции роста количества и объема платежей в МСПД и СРП в период с 1997 по 2000 годы в (млн. тенге) и процентное соотношение общего объема платежей, проведенного в платежной системе за 2000 год.
1.2 Платежные системы
отечественых и зарубежных
Анализ состояния национальных платежных отношений в странах СНГ показывает их достаточно низкую техническую оснащенность и наличие многоуровневых платежных схем, не связанных между собой. Практически ни в одной стране СНГ не функционирует единая платежная система, и имеется очень малый опыт работы системы валовых расчетов в режиме реального времени. Пока государства-партнеры заняты поиском путей реализации условий для свободной торговли, вне общего внимания остается проблема свободных и эффективных платежно-расчетных отношений между операторами государств Содружества. Сохраняется высокий (по оценкам специалистов, до 80 процентов) уровень бартера как во внутригосударственной, так и в межгосударственной торговле со всеми негативными и криминализованными последствиями.
Информация о работе Совершенствование платежной системы ОАО ДБ «Альфа-банк»