Современное состояние и перспективы развития банковской деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 03:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов построения банковской системы, роли Банка России в современной банковской системе и анализ проблем и перспектив развития банковской системы России.
Цель исследования обусловила необходимость последовательного решения задач:
- определить роль банковской системы в национальной экономике, факторы, условия функционирования и развития банковской системы в РФ;
- изучить показатели оценки состояния банковской системы

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты исследования деятельности
коммерческих банков……………………………………………………..5
1.1 Банковская система: сущность, структура, цели……………………..5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития
банковской системы в РФ…………………………………………….17
1.3 Показатели оценки состояния банковской системы………..23
2. Анализ современных процессов развития банковской системы в Российской Федерации……………………………………………………35
2.1 Общая характеристика современного состояния банковской
системы в России…………………………………………………..........35
2.2 Тенденции и факторы развития банковской системы в России……...43
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие
функционирование субъектов банковской деятельности в стране….51
3. Перспективы развития банковской системы в России……………….58
3.1 Стратегические направления развития банковской системы
в стране…………………………………………………………………...58
3.2 Основные направления государственной политики в сфере
регулирования банковской деятельности……………………………...63
Заключение……………………………………………………………………72
Список использованных источников……………………………………...75

Файлы: 1 файл

курсовой.docx

— 194.84 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, государственное регулирование  проявляется в непосредственном воздействии на организации, функционирующие  в денежно-кредитной сфере, но без  вмешательства в их оперативную  деятельность (регистрация, лицензирование, надзор, контроль, использование обязательных экономических нормативов, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования  и тому подобное). Речь идет о государственном  регулировании предпринимательской  и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного  обращения и кредита. Например, применительно  к кредитным организациям такое  регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой  он является по закону.

Анализ  показывает, что нынешнее состояние  федерального законодательства не обеспечивает в полной мере реализацию конституционных  основ денежно-кредитной политики. Более того, некоторые противоречия по вопросу регулирования денежно-кредитной  сферы содержатся и в Конституции  России.

Конституция РФ и федеральное законодательство упоминают о «финансовом, валютном, кредитном регулировании», «финансовой и кредитной политике», «кредитной и денежной политике», «денежно-кредитной системе», «денежно-кредитной политике», «денежно-кредитном регулировании», но не раскрывают содержание этих понятий (ст. ст. 71, 114 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

О существовании  особого рода государственных органов  денежно-кредитного регулирования  упоминает не только Конституция  РФ, но и федеральное бюджетное  законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. Однако и Правительство России в соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ тоже «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, осуществляемой Банком России. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует место и роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления единой государственной денежно-кредитной политики и в процессе реализации государственной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством России (ст. ст. 4, 5, 18 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Несмотря  на несогласованность некоторых  правовых норм, из Конституции России следуют важные теоретические и практические выводы применительно к регулированию денежно-кредитной сферы России:

1) государственное  регулирование денежной и кредитной  сферы отнесено к исключительному  ведению Российской Федерации;

2) регулирование  денежной и кредитной сферы  не является исключительной компетенцией  только какого-либо одного федерального  органа государственной власти, только Правительства России  или только Банка России.

Взаимодействие  Банка России и Правительства  России с другими органами государственной  власти основывается также на конституционных  правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России как  главы государства, являющегося  гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости  и государственной целостности  России, а также обеспечивающего  согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти (ст. 80 Конституции РФ).

Президент России, кроме того, имеет и иные полномочия в денежно-кредитной  сфере, обусловленные его статусом гаранта Конституции России и  реализуемые путем издания нормативных  правовых актов в форме указов.

Опосредованное  регулирующее воздействие Президента РФ на денежно-кредитную сферу проявляется  также при представлении Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка  России и при постановке вопроса  об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ).

Государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере выражаются также в принятии Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, их одобрении Советом Федерации  и подписании Президентом России.

Серьезное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает  Государственная Дума, к ведению  которой отнесено назначение на должность  и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка  России, а также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Функционирование  банковской системы России, как и  всей денежно-кредитной сферы, зависит  и от деятельности судебных органов. От эффективности правосудия, осуществляемого  ими по конкретным делам, непосредственно  зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной  сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой  банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере.

Существенное  влияние на банковскую деятельность в Российской Федерации оказывают  толкование и разъяснение правовых норм высшими судебными органами России. Согласно действующему законодательству толкование Конституции РФ осуществляется Конституционным Судом РФ (п. 5 ст. 125 Конституции РФ). Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии с Конституцией России дают разъяснения по вопросам судебной практики (ст. ст. 126, 127 Конституции РФ), в том числе и судебной практики по делам, связанным с организацией и функционированием банковской системы, а также элементов, ее образующих.

При таких  обстоятельствах реальное влияние  на денежно-кредитную политику в  России, на состояние национальной валюты России оказывает не только Банк России, но и Правительство  РФ, а в широком смысле - и Президент  РФ, федеральные органы законодательной  и судебной власти.

Таким образом, следуя логике Конституции России и федерального законодательства, наиболее общие полномочия и ответственность за состояние денежно-кредитной сферы возложены на федеральные органы государственной власти (Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, Банк России). Что же касается непосредственного регулирования деятельности субъектов денежно-кредитных отношений, то по смыслу Конституции России часть таких полномочий возлагается на Правительство России, другая часть - на Банк России, а третья должна иметь совместный для Правительства России и Банка России характер. Однако федеральное законодательство до настоящего времени не устанавливает детальное разграничение компетенции и ответственности Правительства России и Банка России в денежно-кредитной сфере.

Государственное управляющее воздействие на банковскую систему может иметь различные  объекты, субъекты, формы и методы. Например, государственное управляющее  воздействие на банковскую систему  может проявляться в форме  законотворчества и подзаконного нормотворчества, касающегося собственно банковской системы либо каждого из ее элементов  в отдельности; организации банковской системы или ее функционирования. Государственное управляющее воздействие  может выражаться в регулировании  различных аспектов функционирования банковской системы, например особенностей деятельности Банка России, кредитных  организаций, филиалов и представительств иностранных банков либо банковских ассоциаций и союзов. К государственному регулированию банковской системы  следует отнести и регулирование  налоговых, бюджетных, гражданско-правовых, таможенных, административных, процессуальных и иных правоотношений, возникающих  при создании, организации и функционировании банковской системы, которые связаны, но не могут быть в полном объеме отнесены к специфическому виду деятельности, присущему исключительно банковской системе, - банковской деятельности.

Речь  идет о собственно «банковском регулировании», ограничивающемся регулированием именно банковской деятельности и именно кредитных организаций и филиалов иностранных банков. Каждой из вышеперечисленных разновидностей или направлений государственного регулирования банковской системы присущи собственные формы, методы и уполномоченные органы.

Так, регулирующее государственное воздействие на банковскую систему в процессе законотворчества в пределах своей компетенции  оказывают Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание РФ; в процессе денежно-кредитной  политики - Правительство России, Банк России, а также Президент РФ и  Государственная Дума Федерального Собрания РФ; собственно банковское регулирование - Банк России; деятельность на рынке  ценных бумаг, антимонопольное, налоговое, таможенное и иное связанное с  организацией и функционированием  банковской системы регулирование - соответствующие уполномоченные государственные  органы (самостоятельно или во взаимодействии друг с другом).

Государственные органы действуют на основе принципов  взаимного участия в разработке и координации вопросов экономической, в том числе финансовой, денежной, кредитной, валютной, политики, взаимного  информирования о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, а также на основе проведения регулярных консультаций. Важную роль в укреплении банковской системы и обеспечении  законности банковской деятельности в  России призваны выполнять судебные органы Российской Федерации, формирующие  судебную практику, толкующие в соответствии с возложенными на них полномочиями нормы действующего законодательства, а в установленных законом случаях отменяющие незаконные решения государственных органов.

Каждое  из существующих направлений государственного регулирования банковской системы  имеет собственные особенности, является предметом регулирования  различных или нескольких отраслей права.

Можно выделить следующие основные направления  государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:

а) законотворчество, в процессе которого федеральные  органы законодательной власти устанавливают  правовые нормы, регулирующие организацию  банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции  и полномочия Банка России, порядок  создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок  осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления  банковского регулирования, надзора  и контроля;

б) подзаконное  нормотворчество уполномоченных федеральных  государственных органов, развивающих  и дополняющих федеральное банковское законодательство;

в) регистрацию  и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и  представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование  иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных  организаций;

г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая  инструменты и методы денежно-кредитной  политики, установление обязательных экономических нормативов;

д) осуществление  государственного контроля и надзора  за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной  палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);

е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих  и т.п.

Важное  значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия  уполномоченных государственных органов  на общественные отношения в денежно-кредитной  сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Цель  данной работы - исследовать теоретические  аспекты построения банковской системы, дать оценку проблемам и перспективам развития банковской системы России.

В качестве заключения могут выступать следующие  выводы:

Центральное место в банковской системе занимает центральный банк, который помимо общих для всех кредитных организаций  банковских операций выполняет ряд  несвойственных им функций: является главным  банком страны, выступает эмиссионным  центром, проводит денежно-кредитную  и валютную политику, осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками.

Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и тех небанковских кредитных организаций, которые  составляют инфраструктуру банковской системы.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития банковской деятельности в России