Сущность денежного обращения, его объективная необходимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы были отражены следующие аспекты:
• Сущность и необходимость процесса денежного обращения;
• Влияние основных макроэкономических показателей на процесс обращения денег и их взаимозависимость;
• Методы регулирования денежного обращения в целом и применительно к экономике Украины.
• Меры регулирования денежного обращения по недопущению или сдерживанию на прежнем уровне инфляции;
• Возможные последствия неправильного регулирования процесса денежного обращения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность денежного обращения, его объективная необходимость
2. Виды денежного обращения
3. Денежный оборот в различных экономических моделях


3. Проблемы и пути совершенствования денежного обращения в Республике Беларусь в условиях формирования социально- ориентированной экономики с 2001г. по 2009г.
3.1 Развитие денежного обращения с 2001 года
3.2 Пути совершенствования денежного обращения в Республике Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая денежное обращение.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, количество  денег, необходимых для обращения,  изменяется прямо пропорционально количеству обращающихся товаров и уровню цен и обратно пропорционально скорости обращения денег.

 

 

 

 

Количество денег Сумма товарных цен

 

необходимых для = ___________________

 

обращения Скорость обращения денег

 

 

 

 

 Все факторы, определяющие количество денег в обращении зависят в конечном счёте от условий производства:

 

 чем более развито общественное  разделение труда, тем большее  количество продаваемых на рынке  товаров;

 

 чем выше уровень производительности  труда, тем ниже стоимость и  цены товаров.[5,С.26]

 

 Центральные банки большинства  стран придерживаются концепции,  согласно которой среднегодовой  прирост денежной массы может  составлять 4-5%. При этом учитывается  среднегодовое увеличение реального  ВВП (примерно на 3%) и незначительное  снижение скорости обращения денег.

 

 Итак, осуществляя монетарную  политику, НБУ устанавливает целевые  ориентиры относительно регулирования  денежной массы, которая определяется  Национальным банком. Сегодня поиск  новых конкретных механизмов  регулирования денежной массы в обращении является чрезвычайно актуальным для Украины. Старые монетарные инструменты (кассовый и кредитный план) не пригодны в условиях рыночной экономики. Система управления совокупным денежным оборотом должна отвечать международным стандартам и требованиям, содействовать стабилизации национальной денежной единицы - украинской гривны.

 

Действующая в настоящее время  в Украине денежная система начала складываться в 1992 г. Провозгласив свою независимость, Украина была вынуждена  отказаться от хождения на своей территории советских денежных знаков – рублей и копеек. Это объяснялось зависимостью, в которую попадала страна, ведь рубли печатали два двора в России – Москве и Ленинграде.

 

 Первая попытка строительства  самостоятельной денежной системы  была предпринята в январе 1992 г., когда в обращение были введены купоны многоразового использования. А в ноябре того же года в безналичное обращение введен украинский карбованец. При расчетах 1 наличный купон приравнивался 1 карбованцу в безналичных расчетах. Таким образом, Украина вышла из рублевой зоны. Следует отметить, что использование купоно-карбованцев характеризовало лишь временную меру, переходный этап к созданию национальной денежной системы. Работа по созданию полноценной украинской денежной единицы началось еще в 1992 г., когда украинское правительство приняло решение о выпуске собственной денежной единицы – гривни. Первые гривни для Украины отпечатала в 1992 г. известная канадская компания «Canadian Bank Note Company», один из лидеров в этой области. Данная фирма выполнила 2 заказа Нацбанка Украины, первый из которых включал изготовление 1,5 млрд. купюр мелкого достоинства. Далее Украина отказывается от услуг канадцев и с мая 1993 г. начинает длительное сотрудничество с не менее известной в мире английской фирмой «Тhomas de la Rue». Однако, выпуск денег за рубежом – дело очень дорогостоящее. Поэтому в стране ведется строительство производственных мощностей для изготовления денег. В марте 1994 г. вступила в действие своя украинская Банкнотная фабрика, 68-е предприятие в мире по производству бумажных денег, оснащенное самым современным и высокотехнологичным оборудованием, произведенным в западной Европе. С октября 1994 г. на базе этой фабрики создан Банкнотно-Монетный двор НБУ, который обеспечивает изготовление всех видов денежных знаков: банкнот и монет. Данное предприятие способно изготавливать не только национальную валюту, но и денежные знаки для других стран [17,С.135].

 

 Однако введена в оборот  гривна была лишь в 1996 г. (со 2 по 16 сентября) на основании Указа Президента Украины «О денежной реформе в Украине». Законодательно было принято наименование национальной валюты – гривня, установлены виды денежных знаков в разных купюрах, обязательных к приему во все платежи внутри страны. Таким образом, в результате денежной реформы 1996 г. в стране начала функционировать полноценная национальная денежная система.[21,С.30]

 

 Тем не мене можно сделать  вывод, что Украина прошла долгий  и нелёгкий путь, прежде чем  стала независимым единым государством  имеющим на данный момент свою национальную валюту – гривну.

 

 Название национальной валюты, выбрана не случайно. Во времена  Киевской Руси наши предки  создали первую собственную денежную  систему, в которой денежной  единицей была гривна, отлитая  из серебра или золота. Поэтому наша современница знатного рода одна из старейших на планете денежных единиц.

 

 

 

 

2.2 Обзор денежного рынка Украины  и тенденции его развития

 

 

 

 

 Стремление Украины стать  полноправным членом Европейского  Союза (ЕС) в настоящее время  сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.[21,С.36]

 

 Соответственно ЕС, в лице  созданного в его рамках Европейского  Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.

 

 Следует отметить, что пока  в Украине абсолютные значения  реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне государственного долга, не превышающего 60% ВВП).

 

 Динамика реального и номинального  ВВП, денежной массы и уровня  индекса потребительских цен  (ИПЦ) в Украине представлена  в приложении № 3.[23,С.3]

 

 Как видно из данных таблицы, наличная денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017 млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к 1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно, что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.

 

 Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.

 

 Уместно отметить, что безудержное  наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.[4,С.6]

 

 Практически вся номинальная  стоимость выпущенных в обращение  денежных билетов представляет  собой эмиссионный доход НБУ  который, в соответствии со  ст. 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2.1).[4,С.8]

 

 

 

 

 Таблица 2.1 Динамика покупательной  способности гривны за период 1997-2008 гг.

 Показатели 

1997 

1998 

1999 

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 

 Розничный товарооборот (млрд. грн.) 

17,3 

18,9 

19,3 

22,2 

28,8 

34,4 

39,7 

50,0 

67,6 

94,3 

130,0 

175,1

 

 Налично-денежная масса

 

(млрд. грн.) 

4,0 

6,1 

7,2 

9,6 

12,8 

29,5 

26,4 

33,1 

42,3 

60,2 

75,0 

111,1

 

 Покупательная способность  гривны 

4,32 

3,1 

2,7 

2,3 

2,25 

1,17 

1,5 

1,51 

1,6 

1,57 

1,73 

1,57

 

 

 

 

 

 Как видно из данных табл. 2.1, покупательная способность гривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти втрое, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объема реального производства) и, соответственно, безудержный рост цен (рост инфляции). Вместе с тем, как отмечает первый заместитель Председателя НБУ А, Шаповалов, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает» больше миллиарда гривен в реальных доходах населения. При таких условиях становится очевидным, что безудержный рост инфляции в Украине существенно снижает не только покупательную способность ее национальной валюты – гривны, но и покупательский спрос ее населения, который сегодня и так недопустимо низкий (табл. 2.2). [3, С.12]

 

 

 

 

 Таблица 2.2 Соотношение стоимости  минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней номинальной заработной платой в Украине в 2001-2008 гг.

 Показатели 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008

 

 Установленный законом прожиточный  минимум

 

(грн. / месяц) 

270,1 

311,3 

342,0 

342,0 

362,2 

423,0 

472,0 

510,0

 

 Реальный (средний по Украине)  прожиточный минимум (грн. / месяц) 

500 

550 

700 

750 

950 

1100 

1370 

1500

 

 Показатели 

2000 

2001 

2003 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007

 

 Минимальная заработная плата (грн. / месяц) 

118,0 

118,0 

165,0 

205,0 

237,0 

310,0 

400,0 

460,0

 

 То же в % к установленному  законом прожиточному минимуму 

43,7 

37,9 

48,2 

59,9 

65,5 

73,3 

84,7 

90,2

 

 Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц) 

230 

311 

376 

462 

590 

806 

1041 

1351

 

 

 

 

 

 Как видно из данных табл. 2.2, размер минимальной заработной  платы (не говоря уже о пенсиях)  в Украине во всех годах  исследуемого периода был ниже  официально установленного правительством  прожиточного минимума. При этом, если в 2001-2003 гг., минимальная заработная плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2008 г., она обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту, обеспечивая в 2008 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны (в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины, не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая жизнь последнего.

 

 Как видно из данных табл. 2.2 средняя номинальная заработная  плата по стране в два – два с половиной раза выше минимальной заработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же выше средней номинальной заработной платы в стране и почти втрое выше официально установленного прожиточного минимума. В результате такой социальной политики правительства, при которой минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни человека), доля основного официального дохода (именно, с которого и взимается налог в бюджет) населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно снижается (табл. 2.3).[3,С.16]

 

3.2 Пути решения государственного  регулирования денежного оборота  в Украине

 

 

 

 

 Изменение количества денег,  циркулирующих в экономической  системе, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные, а также сам денежный оборот. Существование определенного соответствия между долгосрочной динамикой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. Оно и легло в основу количественной теории денег, которая существенно модифицировалась в XX в. благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания – механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической стабильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для изменения денежной массы. [23,С.3]

 

 К инструментам государственного  регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики; управление государственным долгом; реализация налоговой политики; формирование финансового рынка; контроль за денежной массой в ходе проведения монетарной политики.[19,С.41]

 

 Для осуществления эффективного  контроля за состоянием денежной  массы необходимо:

 

1) полностью отказаться от разграничения  принципов и сфер обращения  наличных денег и безналичных  денежных средств;

 

2)строго соблюдать монополию  центрального банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;

 

3) регулировать единый денежный  оборот на следующих принципах:

 

4) прогнозирование потребности  в денежных средствах на макроуровне,  в отдельных отраслях и регионах;

 

5) разработка системы и внедрение  контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы  прироста денежной массы и  объема кредитования; лимиты наличности  и резервов в банках);

Информация о работе Сущность денежного обращения, его объективная необходимость