Сущность денежного обращения, его объективная необходимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы были отражены следующие аспекты:
• Сущность и необходимость процесса денежного обращения;
• Влияние основных макроэкономических показателей на процесс обращения денег и их взаимозависимость;
• Методы регулирования денежного обращения в целом и применительно к экономике Украины.
• Меры регулирования денежного обращения по недопущению или сдерживанию на прежнем уровне инфляции;
• Возможные последствия неправильного регулирования процесса денежного обращения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность денежного обращения, его объективная необходимость
2. Виды денежного обращения
3. Денежный оборот в различных экономических моделях


3. Проблемы и пути совершенствования денежного обращения в Республике Беларусь в условиях формирования социально- ориентированной экономики с 2001г. по 2009г.
3.1 Развитие денежного обращения с 2001 года
3.2 Пути совершенствования денежного обращения в Республике Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая денежное обращение.doc

— 644.00 Кб (Скачать файл)

 

При рефинансировании наиболее часто  применяются метод учетной ставки, или переучета (дисконтная политика), операции открытого рынка, различные  виды интервенции Национального  банка на денежном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. При этом соотношение методов рефинансирования различно в разных странах, что предопределяется множеством факторов. Однако общим условием использования этих методов выступает наличие потребности коммерческих банков в "подпитке" собственных ресурсов.

 

Регулирование денежного обращения  представляет собой одно из важнейших  направлений в деятельности Национального  банка. Это связано с тем, что, во-первых, узко направленные, конкретные и легко поддающиеся количественному выражению методы регулирования, влияющие на денежное обращение, позволяют получить весомые макроэкономические результаты. Последние формируют финансовые условия функционирования экономики в целом, определяют степень действенности других методов регулирования экономики, используемых государством. При этом в сфере регулирования денежного обращения должно происходить совпадение интересов Национального банка как органа государственного регулирования и ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в ее стабильности, с интересами других хозяйствующих субъектов и физических лиц. Во-вторых, целенаправленное и комплексное воздействие Национального банка на различные элементы рыночного механизма. В данном случае важным условием является соответствие применяемых методов денежно-кредитного регулирования не только конкретным целям денежной политики или состоянию экономической конъюнктуры, но и более специфическим задачам: особенностям существующей национальной финансовой системы, степени развития банковской системы и инструментов денежного рынка, степени взаимодействия денежного рынка с другими сегментами или блоками рыночного механизма.

 

От денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние отдельных слоев населения и рядового гражданина. Отсюда ясно, что денежно-кредитное регулирование (ДКР) является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Например, избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способности денежной единицы, обесценению капитала и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции Центральных банков.

 

Общие цели государственной денежно-кредитной  политики определяются Центральным  банком как с учетом текущего состояния  денежного обращения и всей банковской системы, так и экономики в  целом. Так, во главу угла регулирующей деятельности Национального банка может быть поставлена цель стабилизации денежного обращения (например, это было характерно для 70-х годов текущего столетия в условиях ускоренной инфляции в ряде капиталистических государств, а в настоящее время характерно для государств бывшего СССР), достижения и сохранения стабильности национальной валюты (цель традиционно преследуемая, например. Центральным банком ФРГ, а теперь весьма актуальная для стран СНГ), урегулирования государственного долга или обеспечения стабильности банковской системы и т. д.

 

 

В современных условиях, характеризующихся  преобладанием депозитной части  обращения, повышается значение регулирования  Национальным банком именно объема предложения  банковских кредитов. Регулирование  спроса на деньги осуществляется по этой причине прежде всего через регулирование условий выдачи кредитов Национального банка, определяющих условия предоставления кредитов банковской системой в целом, хотя последняя также влияет на кредитную политику Национального банка. В данном случае регулирующая роль Национального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая в итоге ответную реакцию рынка, проявляющуюся в том, что с одной стороны, происходит переориентация не только денежного обращения, но и всей системы рынка в сторону достижения рыночного равновесия, а, с другой стороны, — осуществляется трансформация или приспособление форм рыночной деятельности с целью определенного устранения чрезмерных мер регулирующего воздействия со стороны государства в лице Национального банка.

 

Поэтому современное государство  с рыночной экономикой, контролируя, например, денежное обращение, движение ссудного процента, протекание операций на вторичном рынке, может влиять практически на все параметры  общественного производства. В частности, используя эти методы, государство через Национальный банк способствует денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства, росту банкротства и безработицы, повышению курса национальной валюты и снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капиталов и сдерживанию его экспорта и т. д.

 

Необходимость денежно-кредитного регулирования  оформляется параллельно с повышением роли банковской системы. В рамках этого процесса за Национальным банком закрепляются специфические функции, позволяющие ему контролировать состояние денежного обращения и регулировать его динамику. При этом эффективность регулирования во многом определена тем, что

 

Национальный банк является субъектом  государственного регулирования и, соответственно, государство делает его проводником государственной  политики, обеспечивая тем самым  дополнительное доверие к применяемым  методам регулирования.

 

Эффективность методов денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования.

 

К методам регулирования денежного  обращения, принятым в мировой практике, относятся:

 

а) нормы обязательных резервов или  политика минимальных резервных  требований;

 

б) регулирование учетной ставки Национального банка;

 

в) операции на открытом или вторичном  рынке.

 

Кроме того. Центральные банки  воздействуют на состояние денежного обращения посредством: а) инвестиционных требований; б) кредитных "потолков".

 

Таким образом, Национальный банк имеет  в своем распоряжении комплекс методов  денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться:

 

а) по форме воздействия — прямые и косвенные;

 

б) по объектам воздействия — предложение  денег и спрос на деньги;

 

в) по параметрам регулирования —  количественные и качественные.

 

Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

 

В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования  депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что Национальный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

 

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости  коммерческих банков от рефинансирования со стороны Национального банка  и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью [12]. Блокирование .резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется Центральными банками также для противодействия стремления коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.

 

В Беларуси минимальные обязательные резервы являются инструментом Национального  банка Республики Беларусь, который  применяется для регулирования  ссудной деятельности коммерческих банков. Изменения резервных требований в Беларуси являются более сильным инструментом денежно-кредитной политики в силу своего непосредственного воздействия на формируемую банковскую систему. Национальный банк применял и применяет этот инструмент очень осторожно, поскольку даже небольшое изменение норм обязательных резервов может привести к нежелательным переменам в объемах депозитов и кредитов.

 

При этом Национальный банк проводил работу по унифицированию резервных  требований по рублевым и валютным депозитам. С 1 августа 1995 г. норма обязательного резервирования по привлеченным инвалютным средствам составляла 12% [15]. Для компенсации потерь банков, связанных с привлечением их ресурсов в резервы, предусмотрено начисление процентов за резервируемые кредитные ресурсы.

 

Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика Национального банка, относящаяся к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность Национального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам Национального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

 

В системе денежно-кредитного регулирования все большее значение приобретают операции Национального банка на открытом рынке. Суть этого метода сводится к купле—продаже Национальным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых Национальным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Так, одна из разновидностей операций на открытом рынке (обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг) мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

 

Коммерческие банки стремятся  сократить свою потребность в  привлечении ресурсов Национального  банка, создаваемых за счет обязательных резервов. Добиться этого они  могут только путем уменьшения своего денежного пассива, для чего надо передать депозиты через выпуск ценных бумаг. Можно также продать активы. Для того чтобы совершить данные операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке Национальный банк проводит так называемую политику открытого рынка посредством покупки или продажи ценных бумаг. Это же может совершать любой другой банк, предлагая на этом рынке или изымая из него ресурсы Национального банка.

 

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют Национальному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

 

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к купле—продаже государственных краткосрочных обязательств (государственных облигаций) Национальным банком у коммерческих банков, предприятий или организаций. Если Национальный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки Национальным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже Национальным банком государственных облигаций.

 

Можем сделать вывод: денежно-кредитная  система играет, в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

 

 

 

 

1/ Пашкус Ю. В. Деньги: прошлое  и современность. Л., 1990. С. 3.

 

[2] Экономическая теория. Под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко.-Мн.: БГЭУ.-1999.-с.433

 

[3] Экономическая теория. Под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко.-Мн.: БГЭУ.-1999.-с.434

 

[4] Общая теория денег и кредита.  Под редакцией Е.Ф. Жукова. Москва. – 1998. с.101.

 

[5] Общая теория денег и кредита.  Под редакцией Е.Ф. Жукова. Москва. – 1998. с.102.

 

[6] Иришев Б. К. Денежно-кредитная  политика: концепция и механизм. Мн:. Мисанта, 2000. С. 92.

 

 

 

 

 

Регулирование денежного обращения в Украине

 

 

В целях регулирования денежного  обращения государство проводит денежную политику. Денежная политика призвана ориентировать эмиссию денег на достижение финансовых и экономических задач правительства. В соответствии с законодательством Украины эмиссионным центром страны, обладающим монопольным правом на выпуск денег в обращение, является Национальный банк Украины. На него возложены организация налично-денежного обращения и регулирование эмиссионных операций, т.е. операций, связанных с выпуском и изъятием денег из обращения. Регулирование эмиссионных операций как в целом по стране, так и по регионам, производится на основе прогнозного расчета кассовых оборотов, сальдо которых отражает изменение налично-денежной массы в обращении: либо увеличение массы наличных денег, т.е. эмиссию, либо уменьшение, т.е. изъятие денег из обращения. Этот результат должен быть согласован с расчетами НБУ по общему денежному объему денежной массы и ее налично-денежной компоненты, которые ежеквартально определяются на основе прогнозируемых цен, скорости обращения денег и реальных объемов валового национального продукта.

Информация о работе Сущность денежного обращения, его объективная необходимость