Виды пластиковых карт используемых Российскими коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Последние годы можно уверенно назвать годами карточного бума в нашей стране. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран, однако динамика его роста весьма высока. Поэтому понятен интерес, проявляемый различными финансовыми организациями и, в первую очередь, банками, к вопросам использования видов пластиковых карточек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1.ПЛАСТИКОВЫЕКАРТОЧКИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ 4
1.1.Понятие и экономическая сущность пластиковых карт 4
1.2. Преимущества и недостатки использования пластиковых карт
Российскими коммерческими банками 7
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ И ИХ ВИДЫ…………………………………………………………...15
2.1. Виды пластиковых карт…………………………………………………….....15
2.2. Использования пластиковых карт коммерческими банками…………….....21
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ ………………………………………………………………………………23
3.1.Проблемы пластиковых карт в России и возможные пути их решения…. ..23
3.2.Перспективы развития пластиковых карт в Росcии…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 199.06 Кб (Скачать файл)

Есть и более расширенное и ориентированное на зарубежную практику определение предоплаченных карт, не только банковских: Prepaidcard — предварительно оплачиваемая карточка; термин относится к целому ряду классу дебетовых карточек (с магнитной полосой, микросхемой памяти, с микропроцессором), используемых для расчётов за товары или услуги в пределах предварительно уплаченной суммы; общими признаками предварительно оплачиваемых карточек являются: загруженная на карточки «ценность», немедленное дебетование «ценности» на карточке в момент оплаты товаров или услуг; небольшая величина «ценности»; подразделяются на два больших типа в зависимости от характера загруженной на них «ценности»: карточки - электронные кошельки, содержащие электронные деньги и карточки, в которых загружаются «единицы» услуги (например, число поездок на общественном транспорте, число минут в телефонных предоплаченных карточках, число «очков» в карточках лояльности и т. п.); эмитентами предварительно оплачиваемых карточек могут являться, как банки и кредитно-финансовые учреждения (это относится, главным образом к карточкам-электронным кошелькам), так и небанковские организации (торговые, телекоммуникационные, транспортные компании); предварительно оплаченные карточки могут не быть идентификационными (например, телефонные карточки, карточки для оплаты проезда в общественном транспорте); карточки -электронные кошельки предназначены для покупки широкого набора товаров и услуг в предприятиях торговли (услуг); карточки с загруженными «единицами» используются для оплаты одного-двух видов услуг или покупок в пределах одной торговой компании-эмитента; карточки - электронные кошельки, как правило, относятся к категории пополняемых карточек, карточки с «единицами» — к разовым или «неперезагружаемым» карточкам. Это определение оставляет слишком много вопросов по терминам, особенно, что такое электронный кошелек у неискушенного банковского клиента.

Некоторые российские банки уже давно анонсировали выпуск предоплаченных и подарочных карт. Подарочная карта — предоплаченная карта, дающая её владельцу право на получение товаров или услуг на сумму указанную на карте, обычно используется в качестве подарка, вместо «вещевого» или денежного подарка. При более близком рассмотрении эти продукты российского банка оказались обычными картами мгновенного выпуска без указания фамилии на них. Эти карты оформляются на основании договора банковского счёта, и счёт открывается клиенту, оформляющему карту. По сути это обычная дебетовая карта, только без нанесения фамилии и имени на саму карту. Теоретически такую карту можно передать другому лицу, и он сможет ей воспользоваться, так как на карте нет фамилии клиента и идентификация держателя производится по подписи, которую не заставляют ставить в банке и можно поставить на карту позже тем лицом, кому карта передана. Но надо понимать, что с юридической точки зрения — это карта принадлежит держателю, оформлявшего карту и то лицо, которому передана карта просто будет пользоваться чужим счётом без юридических на то оснований. Так как владелец счёта не выписывал ему доверенности, не оформлял дополнительную карту и никак юридически не закрепил полномочия на использования своего счёта, а просто передал карту. Так, что это не предоплаченные карты, а обычные дебетовые карты без указания фамилии и имени на карте.

Возможно, в скором времени какие-нибудь российские банки выпустят предоплаченные карты, тем более на наш взгляд для этих карт есть свой сегмент рынка. Например, предоплаченные подарочные карты можно было бы распространять не только в отделениях банков, но и в торговых сетях, аналогично другим предоплаченным небанковским картам (карты мобильных операторов, Интернет провайдеров и др.). Такие карты должны иметь праздничный «подарочный» дизайн и подарочную упаковку (картонный конверт, небольшая коробка). Карта может, имеет фиксированный номинал и не пополняется в дальнейшем, то есть после использования карта выбрасывается. Такие карты можно было бы выпускать на основе VisaElectron или CirrusMaestro. Вместо имени держателя на карте может быть указано GiftCard или любая другая нейтральная или поздравительная надпись, то есть карта может быть передана другому лицу. Карты выпускаются с уже установленным лимитом, которым можно пользоваться с момента активации карты в банке. Такие карты должны продаваться по цене выше номинала для того, чтобы торговое предприятие имело свою маржу.

Пока таких карт в России не выпущено, посмотрим, как обстоят дела с предоплаченными подарочными картами за рубежом. Подарочные карты, пришли на смену подарочным сертификатам магазинов — бумажным купонам, на которых проставлена сумма, на которую можно приобрести товары в магазине, выдавшем сертификат. В банке подарочную карту можно купить на любую сумму (хотя верхний порог всегда ограничен), чаще всего на ней даже отсутствует фамилия и имя держателя, так что Вы можете подарить её любому человеку. Получив такой подарок, человек сам решит, что для него важно и полезно, и купит это там и тогда, где и когда ему будет удобно. Банковские Gift карты принято разделять на два вида — перезагружаемые и неперезагружаемые. По неперезагружаемым возможно только первоначальное пополнение, а иногда номинал карты указывается прямо на карте и далее карта используется пока не будет израсходована внесенная сумма. Перезагружаемые позволяют проводить по ним пополнения и использовать как обычную банковскую карту.

Это очень важное отличие зарубежной практики от российской действительности, так как на основании одной из трактовок российского законодательства (положения 266-П), перезагружаемые предоплаченные карты эмитировать российские банки не могут и вынуждены будут ограничиться эмиссией неперезагружаемых карт.

 

2.2.Использование пластиковых карт коммерческими банками

 

По данным Банка России, совокупный оборот операций, совершенных физ.лицами в РФ с использованием банковских карт в 2011 году, составил 16,3 триллиона рублей, что в 1,3 раза больше показателя годом ранее. Из них 13,9 триллиона рублей - операции по получению наличных денег, 2,4 триллиона рублей - по оплате товаров и услуг.

 

Картами могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется что бы на их имя был открыт текущий счет в банке. Поэтому пользоваться кредитной карточкой могут на равных правах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках.

Кредитная карточка размером с визитку содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, шифр отделения банка, наименование банка, символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида, голограмму, срок пользования карточкой и на ее обороте – на магнитной полосе- подпись клиента.

К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционирует карточка данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать так же для получения наличных через банкомат (автобанки) как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответствующей системе использования кредитных карточек.

Один из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карточек – это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачивая стоимость поездки при помощи кредитной карточки, её владелец автоматически страхуется на случай возможного ущерба, повреждений или смерти. Получение возмещения ущерба гарантируется владельцу карточки, а в случае его смерти жене и детям.

Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карточек, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только на специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации операции и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карточки, которая должна быть акцептована.

Для оплаты товаров карточка передается покупателем продавцу, который помещает её в терминальное устройство вместе с чеком. Затем при включении машины информация, нанесенная на карточку выпуклым шрифтом, отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком эмитировавшим карточку, и выясняет "покупательную силу" карточки, т.е. свободный лимит кредитования по карточке. Получив необходимую информацию, продавец решает, может ли карточка быть акцептована – использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывается покупателем. Сравнив эту подпись с той, что находится на карточке, и удостоверившись в их идентичности, продавец передает копию чека покупателю и возвращает карточку. Продавец пересылает чек в кампанию (или банк) через местное отделение банка и то подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи.

Большинство договоров между клиентом и банком, касающихся использования кредитных карточек, регулируются в западных странах соответствующими законами о потребительском кредите и известны под названием "регулируемых договоров". Это означает, что определенная информация должна быть представлена кредитором заемщику в письменном виде. На основании этого документа заемщик приобретает определенные юридические права.

Раз в месяц владелец карточки получает сведения о движении средств на его ссудном счете, детализирующие даты и стоимости произведенных покупок и получения наличных денежных средств в виде авансов, поскольку допускается даже некоторый перерасход средств – овердрафт – кредит под небольшие проценты. Владелец карточки имеет право погасить всю сумму задолженности без уплаты процентов за пользование кредитом в течении 25 дней с момента покупки отчета либо уплатить лишь часть суммы 15% от стоимости покупки и остаток долга погашать в течении нескольких месяцев, но при этом уплачивая банку проценты.

Следует иметь в виду, что условия предоставления клиентам потребительских кредитов, и в том числе кредитных карт, различны в разных банках и в разных странах. Более того, различные кредитные карты предоставляют клиентам различный набор услуг. Например, существуют кредитные карты, которыми могут пользоваться на равных правах два владельца (муж и жена), есть кредитные карточки, требующие обеспечения предоставляемых кредитов и т.д.

Определяя уровень процентных ставок, компания по выпуску кредитных карточек взимает плату за получение наличных с момента их получения, но при этом не начисляет 3% за покупку товаров и их оплату безналичным путем, если полная стоимость покупки оплачивается в течении льготного периода – 25 дней со дня покупки, указанного в счете.

В целом можно сделать вывод, что кредит, основанный на использовании кредитных карточек, отличается от традиционного кредита, погашаемого в рассрочку, тем, что затраты на организацию кредита однократны, трудно представить чрезмерное использование карточек небольшой частью их владельцев, существует риск жульнического использования карточек.

Использование кредитных карт, позволяет банкам существенным образом снизить свои издержки на изготовление, обработку, учет бумажноденежной массы, других бумажных платежных средств, сэкономить время и затраты живого труда.

Рынок кредитных карт в 2011 году .

Российский рынок кредитных карт в 2011 году вырос на 61,6%. Совокупная задолженность россиян по кредитным картам по всей банковской системе увеличилась на 140,2 млрд. рублей до уровня 367,8 млрд. рублей. Лидером рынка впервые стал Сбербанк.

 По состоянию  на 01.01.12 первая десятка лидеров  рынка кредитных карт выглядит  так:

 Банк                                              Портфель, млрд руб.        Удельный вес рынка


 Сбербанк                                        63,0                                          17,1%


 Русский стандарт                            59,3                                          16,1%


 ВТБ 24                                            34,5                                             9,4%


 Восточный*                                    23,1                                             6,3%


 ТКС Банк                                        21,2                                            5,8%


 ОТП Банк                                         19,1                                            5,2%


 ХКФ Банк                                        14,1                                              3,8%


Альфа-банк                                       13,6                                            3,7%


 Связной Банк                                   12,4                                            3,4%


 Росбанк                                           11,2                                              3,0%


 

 

 

 

 

Каждая новая глава начинается с новой страницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМЫ  И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПЛАСТИКОВЫХ  КАРТ

 

3.1.Проблемы  видов пластиковых карт в России  и возможные пути их решения

 

Несмотря на значительный количественный рост показателей, характеризующих развитие безналичных расчетов с использованием банковских карт в сфере розничных платежей (количество карт, их оборот, количество банков-участников и т. п.), нельзя не отметить и негативные тенденции в данной сфере.

По-прежнему держатели карт отдают предпочтение операциям по снятию наличных (их удельный вес в общем объеме совершенных на территории Российской Федерации операций - 95% в 2011году над безналичными платежами в торгово-сервисной сети.

 

Исследования показывают, что одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями на рынке банковских карт, - это привлечение предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую комиссию, обучать персонал.

Информация о работе Виды пластиковых карт используемых Российскими коммерческими банками