Виды пластиковых карт используемых Российскими коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Последние годы можно уверенно назвать годами карточного бума в нашей стране. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран, однако динамика его роста весьма высока. Поэтому понятен интерес, проявляемый различными финансовыми организациями и, в первую очередь, банками, к вопросам использования видов пластиковых карточек.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1.ПЛАСТИКОВЫЕКАРТОЧКИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ 4
1.1.Понятие и экономическая сущность пластиковых карт 4
1.2. Преимущества и недостатки использования пластиковых карт
Российскими коммерческими банками 7
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ И ИХ ВИДЫ…………………………………………………………...15
2.1. Виды пластиковых карт…………………………………………………….....15
2.2. Использования пластиковых карт коммерческими банками…………….....21
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ВИДОВ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ ………………………………………………………………………………23
3.1.Проблемы пластиковых карт в России и возможные пути их решения…. ..23
3.2.Перспективы развития пластиковых карт в Росcии…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 199.06 Кб (Скачать файл)

По мнению специалистов коммерческих банков, эквайринговая деятельность на сегодняшний день зачастую является не слишком рентабельной и направлена не на получение комиссионного дохода, а, скорее, на повышение привлекательности операций с использованием платежных карт.

 

Поэтому большинство банков до недавнего времени не имели возможностей влиять на развитие торгово-сервисной сети, ограничиваясь обеспечением своих держателей необходимым количеством банкоматов и ПВН.

Также, возникают значительные проблемы и при расчетах пластиковыми картами:

- возможность  использования карты незаконным  владельцем до ее блокировки;

- несанкционированный  доступ к средствам на карте, используя ее персональные данные;

- риск взлома  платежных систем «хакерами»;

- мошенничество  по выдаче «липовых» пластиковых  карт и другие.

карт по организации их эмиссии и обращения выступают отсутствие кредитных историй и автоматизированных скоринговых систем для определения кредитного рейтинга потенциального заемщика

Поэтому для повышения эффективности функционирования рынка пластиковых карт необходимо разработать направления по оптимизации данного сектора экономики, которые рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы

Борьба со злоупотреблениями имеет много разных аспектов. Для защиты сделок по пластиковым картам были организованы специальные центры сертификации в Интернет, которые следят за тем, чтобы каждый участник электронной коммерции получал бы уникальный электронный "сертификат". В этом "сертификате" с помощью открытого ключа центра сертификации зашифрован публичный ключ данного участника коммерческих сделок. Сертификат генерируется на определенное время, и при его получении необходимо предоставить в центр сертификации документ, подтверждающий личность (для юридических лиц - их легальную регистрацию) участников сделки. Затем участники коммерции могут затребовать публичный ключ других участников и, имея "на руках" публичный ключ центра сертификации, участвовать в сделках.

 

3.2.Перспективы развития пластиковых карт в России

 

Для россиян владение карточкой, принадлежащей отечественной платежной системе, обходится в среднем в два-три раза дешевле, чем международной.

 

Сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом. Уже в отдельных регионах получили широкое распространение карты с микропроцессором (смарт-карты).

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг за пластиковыми картами». И это действительно так, несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

Рейтинг банков по количеству пластиковых карт. Итоги 2011 года

Количество банковских пластиковых карт в обращении в России продолжает бить рекорды.

Только за последний год общее количество «пластика», находящегося на руках у населения, выросло почти на 28% и составило более 138.5 млн. штук. Цифра весьма впечатляющая, если учесть, что указанные данные только по 107 банкам, пожелавшим принять участие в рейтинге и сумевшим раскрыть свои «карты». Впрочем, все крупные игроки на банковском рынке, за редким исключением, представлены в таблицах, так что погрешность из-за недостаточности участников явно невелика.

Что касается непосредственных участников, то десятка банков, наиболее активно продвигающих пластиковые карты в народ, по итогам 2011 года выглядит следующим образом.

Первое место - за бессменным «Сбербанком», набравшим максимально возможные 428 баллов. Крупнейший и старейший российский банк не только явный лидер по количеству пластиковых карт в обращении, которых, согласно анкете, полученной РБК.Рейтинг, у него более 68.6 млн шт., но и лидер по таким параметрам как: количество выпущенных новых пластиковых карт в 2011 году и количество перевыпущенных пластиковых карт также в 2011 году. Стоит отметить, что «Сбербанк» последние годы ведет весьма активную политику по обеспечению картами населения России и, судя по показателям, ему это удается неплохо. Только за последний год крупнейший отечественный банк выпустил новых карт в размере 25.8 млн. шт., еще порядка 10.5 млн. шт. им было успешно перевыпущено.

На втором месте с 422 баллами располагается «ВТБ 24». Общее количество пластиковых карт в обращении у этого участника на 1 января 2012 года превысило 9 млн штук. Стоит отметить, что по этому показателю «ВТБ 24» все же уступает «Альфа-Банку», у которого количество карт в обращении на ту же дату более 10 млн шт. Но тем не менее, «Альфа-Банк» в основном рейтинге занимает третью строчку с 421 баллом. Недобор в один балл вызван весьма скромным количеством перевыпущенных карт в 2011 году. Если «ВТБ 24» в прошлом году успешно перевыпустил более миллиона пластиковых карт, то «Альфа» - только 515 тысяч штук.

На четвертом и пятом местах расположились банки «Уралсиб» (412 баллов) и «Росбанк» (411 баллов). В десятку лидеров также вошли: «Ренессанс Капитал», «Транскредитбанк», «Мастер-Банк», «Промсвязьбанк» и «Райффайзенбанк». У всех из указанных игроков количество пластиковых карт в обращении на начало года превышает отметку в 1 млн руб.

В рейтинге самых активных банков на рынке пластиковых карт приняли участие 109 кредитных организаций, при этом два банка «Русский Стандарт» и «Банк Санкт-Петербург» предоставили частично заполненную анкету, что не позволило им принять участие в присвоении рейтинга, однако все «раскрытые» ими данные были добавлены в таблицы в качестве дополнительной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Быстрое распространение банковских кредитных карточек служит наглядным свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы. Каковы эти выгоды?

 

Владельцы карточек. Основные привлекательные черты для владельцев карточек заключаются в следующем:

 

- удобство пользования;

 

- автоматическое предоставление банковского кредита;

 

- регулярное получение полной информации о произведенных операциях;

 

- возможность отсрочить погашение долга.

 

Удобство карточной системы расчетов для пользователя состоит, прежде всего, в том, что ему не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса. Кроме того, наличие карточек позволяет избежать формальностей, связанных с выдачей банковских чеков. Это первые и наиболее очевидные достоинства системы кредитных карточек.

 

Вместе с тем удобство применения карточки лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, которые принимают карточку в оплату за товары и услуги. Например, карточки таких компаний, как VISA, MasterCard принимаются миллионами торговых точек мира.

 

Второе достоинство карточек - возможность получения кредита. Более того, покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течении срока от 4 до 8 недель. Кроме того он может отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты.

 

Имеются и другие достоинства - льготы при приобретении товаров, дополнительные возможности по обмену купленных вещей, восстановление потерянных или украденных карточек, льготы при бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабилетов и т.д.

 

Продавцы. Для этой категории участников карточные расчеты имеют следующие преимущества:

- расширение продаж и привлечение новых покупателей;

- возможность предоставления кредита без использования собственных средств и ведения специальных систем учета;

- снижение риска благодаря замещению банковских чеков карточками.

Практика многих стран показывает, что реклама карточек позволила привлечь новых покупателей, кроме того, способствовать росту средних размеров покупок за счет использования банковского кредита. Банковские карточки позволили мелким и средним торговым и сервисным фирмам включиться в систему продаж в кредит.

Банки. Банки выступили инициаторами внедрения кредитных и других видов карточек, рассчитывая получить следующие выгоды:

- увеличения потребительских ссуд;

- расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы;

- “перекрестная” продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек;

- получение дополнительного дохода в форме комиссионного вознаграждения и процентных поступлений.

Банки использовали форму карточного финансирования для быстрого увеличения портфеля потребительских ссуд. В случае пролонгирования кредита за пределы льготного периода банк взимает процент, который в среднем выше, чем процент по любому другому виду кредита.

Ведение карточек позволило банкам преодолеть пространственные ограничения по привлечению и обслуживанию клиентуры. Ранее ключевым фактором было местонахождение банка, наличие у него разветвленной сети отделений, что требовало крупных капиталовложений. Карточка позволяет клиенту совершать операции вдали от банковских филиалов - рассчитываться за товары, получать деньги в системе автоматов и т.д. Клиент уже географически не привязан к банку, что расширяет круг пользователей его услугами.

Операции с карточками - прибыльный бизнес для банков. Они взимают комиссионные сборы и проценты как с владельцев карточек, так и с торговых организаций.

Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и соответственно расширили возможности получения банковской прибыли.

 

На основе выводов, сделанных выше, попытаемся еще раз оценить перспективы развития в нашей стране платежных систем на основе пластиковых карточек.

 

Можно указать следующие факторы, влияющие на это развитие:

 

· степень готовности населения к использованию карточек;

 

· влияние приема карточек на повышение спроса для предприятий торговли и сервиса;

 

· оценка банками перспективности выпуска карточек;

 

· существование инфраструктуры, обеспечивающей возможность развертывания платежных систем.

 

Рассмотрим перечисленные позиции поочередно. Заметим, что так же, как и весь обзор в целом, данное заключительное рассмотрение относится к отечественным карточкам. При этом мы будем иметь в виду “массовые” карточки, рассчитанные на широкие (а не только на самые зажиточные) слои населения, поскольку лишь массированные операции с карточками являются экономически целесообразными как для банков, так и для предприятий торговли и сервиса.

 

Эти действия свидетельствуют о том, что даже в текущей ситуации банки обнаруживают понимание перспектив, связанных с использованием карточек, и готовность к долгосрочным инвестициям в эту область. Понимание это, по-видимому, связано с тем, что физические лица начинают наконец-то рассматриваться как заслуживающий непосредственного внимания источник финансовых результатов.

 

 

Эта таблица здесь не на месте, либо надо дать её анализ

 

 

Развертывание таких сетей может производится банками самостоятельно - в этом процессе у них, к счастью, нет “ключевых партнеров” - торговых точек. При достижении достаточной численности банкоматы могут уже сформировать достаточно насыщенную сеть обслуживания карточек, привлекательную для потенциальных пользователей

Информация о работе Виды пластиковых карт используемых Российскими коммерческими банками