Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области, задачами – изучение социально-экономических показателей области, результатов инвестиционной деятельности за 2011 год, рейтинга области по России, анализ составляющих инвестиционный потенциал и предложение возможных путей повышения инвестиционного потенциала.

Файлы: 1 файл

СГиМУ курсовик.docx

— 212.00 Кб (Скачать файл)

В юридическом словаре  понятие "гарантия" определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством. В данную систему включаются обеспечение контроля за соблюдением законодательства, деятельность соответствующих органов государственной власти, а также нормы законодательства, обеспечивающие стабильность общественных отношений.

На основании изложенного возникает вопрос: какое вероятное явление становится объектом правового гарантирования? Правовые гарантии, по мнению ученых-правоведов, обеспечивают: законность, правильное применение правовых норм, реализацию субъективных прав, нормы права. Н.А. Боброва отмечает, что объект гарантирования всегда должен быть условием и средством превращения юридической возможности, заложенной в норме, в фактическую действительность.

С одной стороны, обязанность  рассматривается как необходимость  конкретного поведения личности, а с другой - как возможность  реализации, т.е. она может произойти, а может и не произойти. В силу обладания таким свойством именно права и обязанности, установленные  в диспозиции правовой нормы, являются объектами правового гарантирования. Гарантия во всех случаях есть проблема реальности правового явления.

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность. Н.Г. Доронина придерживается аналогичной позиции, при этом уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования.

Таким образом, существо гарантий, предоставляемых инвесторам национальным законодательством, состоит в том, чтобы не нарушать их права и обеспечить их реализацию. Особенность этих гарантий заключается в том, что они  исходят от самого государства, принимающего капитал.

Государство принимает на себя обязательство совершить по отношению к инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих его права  и законные интересы.

Под институтом гарантий в  инвестиционных отношениях также понимают совокупность норм, которые, в зависимости  от их функциональной направленности, подразделяются на несколько групп:

- посвященные вопросам  предоставления льгот инвесторам;

- регулирующие вопросы  страхования инвестиций;

- посвященные урегулированию инвестиционных споров между инвестором и государством.

При этом нормы национального  инвестиционного права должны адекватно  отражать реальные условия функционирования инвестиционной деятельности, соответствовать  нормам международного права.

Суть механизма гарантирования составляют конкретные обязательства  государства по обеспечению сохранности  собственности инвестора. Обеспечение  сохранности права собственности  является предпосылкой для реализации правомочий инвестора. Крайне важно  то, что права инвестора закрепляются в национальном законодательстве, где  регулируются условия допуска и  функционирования собственности. При  этом права инвестора должны быть не просто продекларированы, но и могли  быть фактически реализованы. Государство - реципиент собственности - должно обеспечить реализацию прав инвестора, закрепленных в нормах инвестиционного права.

Объект гарантирования составляют обязательства, т.е. права инвестора  и обязанности государства, закрепленные в норме инвестиционного права, по отношению к иностранному инвестору. При этом обязанности государства  всегда должны быть условием и средством  превращения юридической возможности, заложенной в норме в фактическую  действительность.

Подводя итог анализа определения  понятия "государственные гарантии как основы обеспечения инвестиционной деятельности" необходимо выделить следующие признаки этого понятия:

- закрепление в инвестиционном  законодательстве и международных  соглашениях форм и методов  охраны прав и законных интересов  инвесторов;

- обязательства государства,  принятые как в результате  принятия актов национального  права, так и в результате  подписания международных договоров;

- конечная цель действий  государства в этой сфере - обеспечение сохранности собственности  инвестора и фактической реализации  его прав, установленных в нормах  инвестиционного законодательства  на своей территории[5].

Таким образом, государственные  гарантии в сфере инвестиционной деятельности - это установленные  на основании норм инвестиционного  законодательства и международных  соглашений обязательства государства  в сфере правового обеспечения  инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности  собственности и фактической  реализации прав инвесторов на своей  территории.

Юридические гарантии прав инвесторов, закрепленные в отечественном  законодательстве, могут быть классифицированы по содержанию. Эта классификация  включает в себя:

- гарантию сохранения  действия законодательства;

- гарантию от национализации  и реквизиции;

- гарантию при прекращении  инвестиционной деятельности;

- гарантию перевода компенсации  при национализации, реквизиции; компенсации  при возмещении убытков;

- гарантию, касающуюся разрешения  споров, возникающих в связи с  осуществлением инвестиций;

- гарантию возмещения  убытков, причиненных вооруженным  конфликтом или гражданскими  беспорядками;

- гарантию возможности  реинвестирования дохода.

Юридические гарантии могут  быть классифицированы по уровню их закрепления  на законодательные и международно-правовые.

В системе гарантий прав инвесторов можно выделить два вида: правовые и организационные[1].

Правовые гарантии отражаются в содержании норм инвестиционного  права.

Организационные гарантии реализуются  в определенных формах правовой деятельности, направленных на обеспечение реализации прав инвесторов. Прежде всего, сюда относятся такие способы организации общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности, как:

- деятельность государственных  органов по обеспечению законности  в сфере своей деятельности;

- деятельность физических  и юридических лиц по защите  своих прав и законных интересов  законными средствами и выполнению  своих юридических обязанностей.

После определения понятия  государственных гарантий как основы обеспечения инвестиционной деятельности необходимо определить их правовую природу. Государственные гарантии инвестиций составляют содержание норм инвестиционного права. В то же время норма права - это форма, которая закрепляет права и обязанности, т.е. гарантии прав участников правоотношений в области инвестиционной деятельности. Это объясняется тем, что основу механизма правового регулирования инвестиционных отношений, на каком бы уровне оно ни осуществлялось, составляет правовая норма.

Нормы права, в которых  закреплены государственные гарантии, содержатся как в международных  договорах, так и в нормах внутреннего  инвестиционного законодательства. Участниками межгосударственных инвестиционных отношений выступают как государства, так и другие субъекты международного права. Субъектами не межгосударственных инвестиционных отношений выступают юридические, физические лица. И в итоге немежгосударственные отношения подчиняются международно-правовым нормам, установленным на уровне межгосударственных отношений.

К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных  в национальном инвестиционном законодательстве России, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы  их реализации.

Однако исключительная важность государственных гарантий состоит  в том, что государство, в лице своих органов устанавливая их для  инвесторов, создает им условия для  беспрепятственной реализации прав и законных интересов, что является основой правового обеспечения  инвестиционной деятельности.

Следует также отметить, что для оживления инвестиционной деятельности в России необходимо создание эффективного процессуального механизма  реализации гарантий, что будет способствовать формированию благоприятного климата  для инвестиций и позволит осуществить  концентрацию необходимых финансовых средств в экономике, с помощью  которых можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией  на приоритетные, перспективные направления  развития отраслей народного хозяйства.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ИВЕСТЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

2.1. Инвестиционный  потенциал Российской Федерации.

 

В России начала XXI века существуют все атрибуты научно-технического развития, которое могло бы дать социально- экономический эффект инновационного развития. Наша страна обладает наукой, образованием, промышленностью, вошла  в координаты информационного общества. Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой  инвестиционных процессов в субъектах  РФ и представляет

собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-

экономических, природных, экологических, политических и других условий

определяющих масштабы, объем  и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В  каждом регионе РФ с одной стороны  объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для  осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние  производственной инфраструктуры и  политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место  субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким  образом, степень

благоприятности инвестиционного  климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования. Понятие инвестиционного  климата отличается сложностью и  комплексностью и может рассматриваться  как на макро так и на микроэкономическом уровне. На макроуровне это понятие включает в себя

показатели политической, экономической и социальной среды  для инвестиций. Например, для потенциальных  иностранных инвесторов при анализе  политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении  иностранных инвестиций, вероятность  национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных  договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства  в экономику и т.д.

Одним из важнейших условий  обеспечения экономического роста  служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически  нацеленная на поддержание экономической  и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения  целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.  Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. П.), потребительский спрос населения и др. ситуаций[9].

Создаваемые в России благоприятные  условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации  позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные  инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они  разнятся. Однако одно дело – вложения прямых инвестиций непосредственно  в создание промышленных предприятий  по выпуску продукции и товаров  народного потребления, и совсем другое дело – скупка по дешевке  ваучеров и акций у рабочих  действующих предприятий.

Прямые инвестиции – инвестиции, сделанные юридическими или физическими  лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.

Портфельные инвестиции –  это покупка нерезидентами акций  векселей и других долговых ценных бумаг у российских рабочих с  целью завладения предприятием, и, как  правило, такая покупка акций  заканчивается скандалом, в котором  разбираются судебные органы.

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области