Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
─ исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
─ изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
─ рассмотреть специфику инвестиционной деятельности в Калининградской области;
─ предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в Калининградской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ,
ТИПОЛОГИЯ………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инвестиций. Классификация инвестиций………………………4
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности…………………….9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………12
2.1. Формы и методы государственного регулирование инвестиционной
деятельности………………………………………………………………12
2.2. Законодательная база как основа государственного регулирование
инвестиционной деятельности…………………………………………..17
3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ…………………………………………………………………24
3.1. Характеристика экономического потенциала в Калининградской
области…………………………………………………………………….24
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности на уровне
Калининградской области………………………………………………...30
3.3. Рекомендации и предложения по улучшению регулирования
инвестиционной деятельности в Калининградской области…………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование.doc

— 851.00 Кб (Скачать файл)
  1.   постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;
  2. определение основных источников и резервов долговременных вложений;
  3. обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

       Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1. она предусматривает  решение оперативных целей и задач в кратко-срочном периоде;

2. ориентируется на  поиск специфических, наиболее  эффективных решений каждой отдельно  взятой стратегической задачи;

3.  использует оперативные средства (инструменты) и формы воздейст-вия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая  тактика государства в области  регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

 

2.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

На деятельность государства  по регулированию инвестиционного  процесса оказывают влияние состояние  и уровень развития рыночного  хозяйства, степень его ориентированности  на решение социальных целей и  задач. Но во всех случаях это регулирование  представляет собой сложных процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой  практики организации привлечения  инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

Так, функции государственной  легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и  контроля в рассматриваемой сфере  выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и  контроля в отношении субъектов  инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам  и сборам, Федеральной службы налоговой политики и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере  приватизации осуществляет также целая  группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Российский фонд федерального имущества.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционных климат любой  страны, является существенная система  законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться:

По федеральным государственным  органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно:

─ акты Федерального Собрания;

─ акты Президента РФ;

─ акты Банка России;

─ акты Российского фонда  федерального имущества;

─ акты министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти;

 По форме и юридической  силе:

─ законодательные правовые акты (федеральные конституционные  законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

─ акты ратификации международных  соглашений и договоров Российской Федерации;

─ правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового  регулирования – вертикальные или  горизонтальные отношения инвесторов:

─ административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

─ гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной  собственности, соглашения о разделе  продукции), в которых государство  в лице уполномоченных федеральных  органов и инвесторов выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений  в рамках таких договоров или соглашений.

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования  в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные  и подзаконные акты. Они носят  универсальный характер и устанавливают  основные принципы и общие положения  правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относят:

─ Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере  приватизации, Федеральный закон  «Об акционерных обществах», система  отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

─ указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

─ постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензи-рования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся  предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. И Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу российского  законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

─ Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25.02.1999 г. Настоящий Федеральный  закон определяет правовые и экономические  основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности;

─ Закон РФ «Об иностранных  инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. Настоящий Федеральный закон  определяет основные гарантии иностранных  инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Данный закон направлен  на привлечение и  эффективное  использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой  техники и технологии, управленческого  опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось  два подхода к регулированию  иностранных инвестиций: в странах  с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных  законов об иностранных инвестиций нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяется те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяется законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 году был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 году был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран – в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СПЕЦИФИКА  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ.

3.1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2009 года составила 937,4 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации – 77,5%. Наиболее крупные города: Калининград с населением 421,7 тыс. чел., Советск – 43,2 тыс. чел., Черняховск – 41,7 тыс. чел., Балтийск – 33,2 тыс. чел., Гусев – 28,1 тыс. чел.

Административно Калининградская  область входит в состав Северо-Западного  Федерального округа. На севере и востоке  на протяжении        280,5 км.  область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км. – с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56 километровое побережье Балтийского моря.

На территории области  находится два курорта-курорта  федерального значения – Светлогорск  и Зеленоградск, а  также национальный парк – Курская коса, внесенный в перечень объектов мирового наследия Юнеско (совместно с литовской частью косы). Еще один курорт на балтийском побережье – Пионерский.

Одним из самых перспективных  и имеющих огромный ресурс развития является туристско-рекреационный комплекс. Туристско-рекреационный потенциал Калининградской области достаточно высокий, что обусловлено:

─  природными рекреационными ресурсами, в первую очередь морским  побережьем;

─ благоприятными биоклиматическими  условиями;

─ многочисленными внутренними водоемами, создающими хорошие рекреационные возможности для туристов и любителей рыбной ловли;

─ гидроминеральными  лечебными ресурсами (минеральные  воды, лечебные грязи);

─ неповторимыми природными комплексами (Курская коса);

─ разнообразными историческими, культурными достопримечате-льностями, памятниками природы и т.д.

Основными видами экономической  деятельности, составляющими промышленность Калининградской области, является добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Обрабатывающие производства представлены, в первую очередь, следующими направлениями:

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности