Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
─ исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
─ изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
─ рассмотреть специфику инвестиционной деятельности в Калининградской области;
─ предложить пути совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности в Калининградской области.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ,
ТИПОЛОГИЯ………………………………………………………………..4
1.1. Понятие инвестиций. Классификация инвестиций………………………4
1.2. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности…………………….9
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………12
2.1. Формы и методы государственного регулирование инвестиционной
деятельности………………………………………………………………12
2.2. Законодательная база как основа государственного регулирование
инвестиционной деятельности…………………………………………..17
3. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ…………………………………………………………………24
3.1. Характеристика экономического потенциала в Калининградской
области…………………………………………………………………….24
3.2. Регулирование инвестиционной деятельности на уровне
Калининградской области………………………………………………...30
3.3. Рекомендации и предложения по улучшению регулирования
инвестиционной деятельности в Калининградской области…………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ…………………………..42
Закон содержит два блока экономических преимуществ: освобождение от таможенных платежей; налоговые льготы для организаций, получивших статус Участников Особой экономической зоны (ОЭЗ).
Первый блок, - освобождение от таможенных платежей, распрост-раняется на всех юридических лиц зарегистрированных на территории области и действует в отношении иностранных товаров ввозимых в область, за исключением подакцизных товаров и отдельных товаров, определяемых Правительством. Второй блок представляет собой льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для юридических лиц, соответствующих требованиям Федерального закона об ОЭЗ и включённых в Единый реестр Участников.
Закон распространяется только на юридических лиц, зарегистри-рованных на территории области. Индивидуальные предприниматели не являются субъектами этого закона. В отношении этих лиц не предусмотрен 10-тилетний переходный период, в течение которого юридические лица, зарегистрированные в области до вступления в силу нового закона, вправе осуществлять свою деятельность по ныне действующим правилам.
Участником является юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект на территории ОЭЗ. Участники освобождаются на 6 лет от налога на прибыль и налога на имущество, полученных в рамках инвести-ционного проекта и еще 6 лет уплачивают налог на прибыль в размере 50 %. Планка критериев для регистрации в качестве Участников достаточно высока. Объем капитальных вложений по инвестиционному проекту должен быть не менее 150 млн. рублей.
Самое неприятное для Участников, содержит в себе норма закона, согласно которой Участниками «не могут быть юридические лица, уплачиваю-щие налоги в рамках других специальных режимов». Благодаря этой норме, инвестор в одночасье рискует стать банкротом. Это при том, что платель-щики специальных налоговых режимов не могут воспользоваться льготой по налогу на прибыль и налогу на имущество, поскольку они эти налоги не платят.
Наибольший интерес в проекте закона вызывают таможенные льготы. Согласно проекту закона, в Калининградской области создается «Особая экономическая зона» (ОЭЗ), на территории которой действует таможенный режим «свободная таможенная зона» с особенностями, установленными проектом закона.
Существенным недостатком закона является отсутствие четкого опреде-ления правового режима иностранных товаров помещаемых в ОЭЗ. В этом случае мы руководствуемся общей нормой, содержащейся в Таможенном кодексе - товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а так же запретов и ограничений экономического характера.
Уже только это обстоятельство фактически освобождает иностранные товары, ввозимые в область, от таможенных платежей. А значит, содержащиеся в проекте ограничения, обязывающие уплачивать таможенные налоги с подакцизных импортных товаров, просто не имеют смысла. Получается, что иностранные подакцизные товары не должны облагаться пошлиной, НДС и акцизом при ввозе в область, пока не будет изменено их правовое положение.
Режим свободной таможенной зоны в Калининградской области устанавливается только в отношении иностранных товаров, «ввозимых и используемых на территории Калининградской области юридическими лицами». Соединительный союз «и» между словом «ввозимых и исполь-зуемых», означает обязательное наличие этих двух условий. Соответственно товары, ввезенные, но не используемые, должны облагаться таможенными платежами. Норма хорошая, ставит заслон ввозу хлама на территорию области, с целью утилизации или отмывки экспортных налогов. С другой стороны закон не разъясняет, как долго может находиться товар в льготном режиме без использования и не получится ли, что с оборудования, ввезенное для монтажа и помещенного на склад, через какое-то время придется уплатить налоги. Исходя из той же нормы, надо понимать, что товар, ввозимый юридическим для индивидуального предпринимателя по договору-комиссии, должен облагаться налогом при ввозе, поскольку лицо, ввозящее товар, его не использует.
Согласно проекта закона, товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также продукты их переработки могут потребляться на территории Калининградской области. В отношении этих товаров, а также продуктов их переработки допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе их розничная продажа. А как поступать в отношении товаров реализуемых индивидуальным предприни-мателям для дальнейшего использования? Ведь проектом закона предус-мотрено, что товары, ввезенные в режиме свободной таможенной зоны, могут использовать в этом режиме только юридические лица, ввозящие товар, соответственно иные лица не вправе использовать такой товар.
Среди множества менее значимых юридических упущений, проект содержит и существенные просчеты, способные полностью парализовать деловую активность инвесторов в регионе. Проект закона предусматривает, что импортные товары и продукты их переработки могут вывозиться на остальную территорию России с уплатой таможенных пошлин и налогов. Сейчас товары, прошедшие достаточную степень переработки в ОЭЗ, свободно вывозятся на остальную территории России. В проекте - вне зависимости от степени переработки придется уплатить таможенные платежи в части импортных комплектующих и сырья, содержащихся в произведенных и вывозимых на остальную территорию Россию товарах. Если иностранные товары, содержащиеся в продуктах переработки, идентифицировать нельзя или отсутствуют документы на ввоз этих товаров, продукты переработки будут облагаться таможенными пошлинами и налогами, как иностранные товары. При этом не имеет значения, какое количество не идентифици-рованного товара содержат продукты переработки.
Для подтверждения количества
использованных в продуктах пере-работки импор
Не выполнение условия идентификации или документального подтверж-дения хотя бы в отношении одной детали или грамма сырья приведет к уплате пошлин и налогов со всего товара. Учитывая, что практически любой товар, произведенный в области, в той или иной мере, содержит импортную составляющую не трудно предвидеть последствия такого порядка вывоза товаров на остальную территорию России. Кроме того, взимание одновременно внутреннего и таможенного НДС приведет к двойной уплате налога. В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет - ставка налога 0%, с 7 по 12 годы - ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской
Федерации
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, опреде-ляющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и рег-ламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с госу-дарственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.
Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться.
По федеральным
По форме и юридической силе:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
- акты ратификации
- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
- административно-правовые и
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Р Ф отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
- указы Президента РФ, например
Указ Президента «Об упорядочен
- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Р Ф. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвести-циях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Основу российского
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капиталь-ных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и эко-номические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Р Ф, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, инте-ресов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и полу-чаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностран-ных инвесторов на территории Р Ф.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных ин-вестициях в Р Ф» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом
управлении государственными инвестициями:
системе налогов с
3.3. Пути совершенствования законодательного регулирования
инвестиционной деятельности
Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестицион-ными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствует неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности