Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать инвестиционную политику РФ начиная с посткризисного периода и заканчивая нашим временем.
Задачи работы:
Рассмотреть содержание и теоретические подходы инвестиционной политики;
Проанализировать инвестиционную политику РФ;
Проанализировать инвестиционную политику Кемеровской области.
Актуальность темы курсовой работы связана в первую очередь с тем, что любой переход государства к рыночной системе экономических отношений порождает множество связанных с этим проблем, среди которых одно из главенствующих положений занимают проблемы инвестирования. На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства.
Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.
Также является проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы проведения правильной государственной инвестиционной политики.
Цель курсовой работы – проанализировать инвестиционную политику РФ начиная с посткризисного периода и заканчивая нашим временем.
Задачи работы:
Объект курсовой работы – инвестиционная политика.
Предмет работы – экономические отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в России.
Глава 1. Инвестиционная политика: содержание и теоретические подходы
Слово инвестиция происходит от латинского слова «инвест»-вкладывать. Если обратиться к терминологическому словарю – то это использование денег для получения больших денег, то есть извлечения доходов или прироста к капиталу.[1,c.49]
В экономическом словаре под инвестицией понимается совокупность затрат, реализуемых в форме досрочных вложений, капитала, денег, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли.[2,c.155]
Анализ этих определений ведет нас к экономическому содержанию «инвестиции». Экономическое содержание – это имущество, приносящее определенный доход. Данное экономическое содержание нужно отличать от их финансового определения, при котором акцент делается на инвестициях, как на инструменте, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или преумножить их стоимость. Инвестиции бывают на макро и микроэкономических уровнях. На макроэкономическом уровне это вложения капитала государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц, имеющих целью создание новых потребительских стоимостей, использование их в производственном процессе.
Микроэкономическое понятие инвестиций – будет совпадать с макроэкономическим понятием, применительно к инвестиционным процессам, реализуемым в полном объёме одним субъектом. Один субъект и индивидуальный субъект – разные понятия.
Признаки инвестиций:
Понятие инвестиции достаточно новое для отечественного законодательства, так как этот инструмент пришел в РФ сравнительно недавно, с возникновением новых экономических отношений и принятия новой конституции. Первое легальное определение инвестиции было дано в основах законодательства «об инвестиционной деятельности в СССР от 10 декабря 1990 года». Данное определение содержало в себе 3 основных признака инвестиции, такие как:
Роль инвестиций заключается в том, что на макроэкономическом уровне они обеспечивают политику воспроизводства и ускорения научно – технического прогресса (политику расширенного производства); сбалансированное развитие отраслей.
На микроуровне инвестиции обеспечивают расширение производства; предотвращение износа основных фондов; повышение качества продукции и др.
В зависимости от направлений (целей) вложения капитала инвестиции классифицируют на:
По объектам вложения средств:
Предполагают вложение в реальные экономические активы.
Вложение в финансовые активы, например в паи, ценные бумаги итд.
По степени риска:
Спекулятивные. Разница за счет цены.
По срокам:
Срочные
Бессрочные
По формам собственности инвестируемого капитала:
По отношению к жизненному циклу предприятия:
Бывают интеллектуальные инвестиции ( на покупку кадров например или потентов, лицензий, переподготовку персонала.)
По региональному признаку:
По отраслевому признаку.
Источники инвестиции:
Инвестиционные ресурсы представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объект инвестирования. Условно они делятся на внутренние и внешние источники, которые различны на макро и микроэкономическом уровне. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам относится государственное бюджетное финансирование, сбережение населения, накопления предприятий и коммерческих банков. К внешним источникам относятся иностранные инвестиции, кредиты и займы.
На микроэкономическом уровне внутренним источником инвестирования являются прибыль, амортизация, инвестиции собственника предприятия, а к внешним: государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг.
Прибыль является возникшим источником инвестирования на уровне организации, так как она формирует целевые фонды и фонды накопления, средства которых направляются на обновление фонда основных средств, научно-исследователькие и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и др. Амортизация основных средств – элемент затрат, включаемые издержки производства, накапливаемый финансовый источник средств, предназначенный для воспроизводства основных фондов.
В современных условиях набор работающих механизмов государственного регулирования инвестиций, достаточно ограничен. Поэтому необходимо знать какие институты, и в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации ценным оказывается исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько механизмов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.
В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал.
Условно экономисты называют первую модель «американской», вторую – «японской» и третью – «тайваньской». Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.
В рамках американской модели ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме этого, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию, которая достигается с помощью рыночных инструментов цен и процентных ставок. Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Государство осуществляет координационную деятельность путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики. Оно также осуществляет и инвестиции в инфраструктуру по мере необходимости, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии («новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления.