Существует причина, по которой закрытые
компании не обязаны выкупать у инвесторов
свои акции – это связано с вложением
средств в ценные бумаги какой-либо страны.
Поскольку уровень риска прямо пропорционален
уровню доходности, наиболее привлекательны
инвестиции в экономики развивающихся
стран, однако в данной ситуации велик
риск невозврата вложений.
Кроме того, в США существуют юниттрасты
– фонды, при создании которых фиксируется
структура их вложений.
Инвестирование таких фондов, как правило,
осуществляется гражданами с небольшими
объемами накоплений, которые, кооперируясь,
приобретают пакеты ценных бумаг.
В Великобритании существует три типа инвестиционных
компаний: юнит-трасты, инвестиционные
трасты и открытые инвестиционные компании.
Особенность юнит-траста является приобретение
инвестором пая, стоимость которого определяется стоимостью
ценных бумаг, находящихся в портфеле
фонда, разделенной на общее количество
паев.
Подтверждением участия в юнит-трасте
является свидетельство о внесении пая.
Главной особенностью таких организаций
является возможность передачи средств
инвесторов в доверительное управление
третьему лицу.
Данные компании освобождаются от уплаты
налогов на прибыль. Но обязаны, после
выплаты вознаграждения управляющему,
распределить всю прибыль между инвесторами.
Инвестиционный траст во многом схож с
американскими инвестиционными компаниями
закрытого типа, но инвесторы не являются
его акционерами, а только держателями
паев и, следовательно, не принимают участия
в управлении компанией.
Существует также третий тип инвестиционных
компаний Великобритании – открытые инвестиционные
компании, которые, однако, имеют только одно
отличие от традиционных для этой страны
юнит-трастов – они действуют в соответствии
с Директивой Европейского Союза «О предприятиях
коллективного инвестирования в обращаемые
ценные бумаги» от 1985 года и, соответственно,
их ценные бумаги имеют хождение за пределами Соединенного
Королевства.
В Великобритании также существует законодательно
утвержденная схема компенсации инвесторам,
участниками которой являются все лицензированные
компании, которая работает для повышения
доверия инвесторов.
Глава 3. Региональная
инвестиционная политика
- Инвестиционная привлекательность
регионов и варианты региональной инвестиционной
политики
Россия, являясь страной с большим
ресурсным и интеллектуальным потенциалами,
не входит в число ведущих стран по инвестиционной
привлекательности, хотя в последнее время
ощущается прогресс в доверии по отношению
к России со стороны зарубежных и российских
инвесторов. Это происходит из-за того,
что в России существует множество рисков,
которые являются препятствием для российских
и зарубежных инвесторов.
В то же время международный
имидж России сильно влияет на возможности
регионов по привлечению инвестиций. В
нашей стране есть определенное число
благополучных регионов, где риск инвесторов
потерять свои вложенные средства сводится
к минимуму, а ресурсный потенциал высок.
Именно поэтому актуально стоит вопрос
об оценке инвестиционной привлекательности
как страны в целом, так и каждого региона
в отдельности. Эффективная инвестиционная
политика призвана создать благоприятный
инвестиционный климат не только для государства,
но и для частных инвесторов. Без инвестиций
невозможно повысить технический уровень
производства и конкурентоспособность
отечественной продукции на внутреннем
и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной
политикой должны заниматься законодательная
и исполнительная власть не только на
федеральном, но и на региональном уровне.
Именно на региональных органах управления
лежит ответственность за формирование
благоприятного инвестиционного климата
на территории для привлечения частных
отечественных и зарубежных инвестиций.
Во все большем числе регионов
местные администрации проводят активную
работу по стимулированию и поддержке
инвестиционной деятельности. Постепенно
складывается группа регионов - лидеров
в области формирования инвестиционной
культуры и организации инвестиционного
процесса.
Повышение роли регионов в активизации
инвестиций осуществляется по нескольким
направлениям.
К числу основных относятся
следующие направления:
1.Развитие регионального инвестиционного
законодательства. Выделяются в этом отношении
Республики Татарстан и Коми, Ярославская
область.. Выделяются в этом отношении
Республики Татарстан и Коми, Ярославская
область.
2.Поддержка инвестиций со стороны
местных властей путем предоставления
льгот.
3.Формирование инвестиционной
открытости и привлекательности
регионов, их инвестиционного имиджа,
в том числе посредством культурного составления
каталогов предприятий, каталогов инвестиционных
проектов и т. п. Здесь также выделяются
Республики Татарстан, Коми, Ярославская
область.
4.Активная деятельность
по привлечению иностранных инвестиций.
Характерно, что при еще малой привлекательности
страны в целом для иностранных инвесторов,
есть регионы, в которых эта привлекательность
сопоставима со странами Европы. Сюда
можно отнести к лидерам в этом отношении
Нижний Новгород и Нижегородскую область,
Оренбургскую область, Республику Коми.
Активно и результативно ведется работа
по привлечению иностранных инвестиций
в Новгородской области. Следующими идут
регионы Центрального Черноземья и Поволжья,
где с государственной поддержкой можно
в короткие сроки повысить инвестиционную
привлекательность для иностранного капитала.
5.Формирование инвестиционной
инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы
залоговые фонды, деятельность которых
открывает возможность предоставления
государственных гарантий со стороны
субъектов федерации. В Республике Коми
действует перестраховочная компания.
Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется
система связи и т. д. Особое значение приобретает
повышение уровня экономического обоснования
инвестиционных проектов на основе стандартов,
заложенных в современные общепринятые
в мире методики, а также выбор критериев
отбора этих проектов с учетом приоритетных
задач развития регионов. Для повышения
уровня проработанности программ важно
вовлечение в эту деятельность банков.
Перспективно также составление так называемого
инвестиционного паспорта региона, содержащего
информацию, необходимую для потенциальных
инвесторов.
Регионы России сильно дифференцированы
по соотношению инвестиционного риска
и инвестиционного потенциала.
Выделим характерные типы регионов.
1) Инвестиционный потенциал
умеренный, но риск минимальный. Подобное
характерно для Белгородской области
и Татарстана. Это структурно сбалансированные
регионы. В этой группе оказались обе российские
столицы - они сулят инвесторам огромные
возможности при минимальном риске. Москва
и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько
раз) оторвались от остальных регионов,
как по большинству видов риска, так и
почти по всем видам потенциала (за исключением
разве что ресурсно-сырьевого). Регионов
с минимальным риском и низким потенциалом
(типа Монако или Багам) в России нет вообще.
2)Умеренный уровень инвестиционного
риска и потенциал ниже среднего. К этому
типу относятся почти половина субъектов
Федерации (точнее, сорок один). Попадание
в эту группу обусловлено двумя основными
причинами. С одной стороны, это снижение
некогда более солидного потенциала кризисных
промышленных регионов - Владимирской,
Ивановской, Тульской областей и др. (такие
регионы в основном все еще сохраняют
изрядный инвестиционный потенциал). С
другой стороны, сюда относится часть
изначально экономически слабо развитых
регионов с достаточно низким инвестиционным
риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО,
Кабардино-Балкарская Республика, регионы
Северо-Запада.
3)Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным
потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский
край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий
АО. Они имеют высокие уровни риска по
всем без исключения составляющим. Соответственно
инвестирование сюда сопряжено со значительными
объективными трудностями (труднодоступность,
высокий уровень загрязнения окружающей
среды в местах концентрации хозяйственной
деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных
факторов (например, специализацией на
добывающих отраслях промышленности).
4)Группа еще с более низким потенциалом представлена
преимущественно автономиями и наиболее
слабо развитыми республиками, а также
отдельными территориально и экономически
изолированными регионами Дальнего Востока
(Сахалинская и Камчатская области).
5)Очень высокий риск при низком
потенциале. Неблагоприятная этнополитическая
ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане
и Ингушетии, делает эти районы пока мало
привлекательными для инвесторов.
При анализе инвестиционного
потенциала региона следует отметить,
что он отличается значительной «консервативностью».
В последние годы его относительно быстрое
наращивание происходило лишь в узкоспециализированных
регионах нефтегазодобычи.
Вообще роль российских крупных
компаний в отраслях экономики регионов
России в целом довольно значительна,
и она определяется теми активами, которыми
бизнес-группы владеют сейчас в различных
регионах. Приход крупного бизнеса в те
или иные отрасли региона привел, как правило,
к увеличению роли этих отраслей в экономике
регионов (иначе говоря, к росту зависимости
экономики субъектов РФ от отраслей их
специализации). Это можно проследить
на ряде ключевых отраслей – нефтяной,
угольной и других.
Инвесторы продолжают игнорировать
потенциально благоприятный инвестиционный
климат, созданный в ряде регионов страны.
Их активность не соответствует ни достаточно
весомому местному инвестиционному потенциалу,
ни относительно низкому риску.
Так, отечественные инвесторы
недостаточно учитывают довольно благоприятное
сочетание инвестиционного климата и
потенциала в Центральной России (в Ивановской,
Владимирской, Ярославской, Тамбовской,
Смоленской и Орловской областях, а также
в Псковской, Мурманской областях и в Республике
Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют
недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской,
Пензенской, Костромской областям, Чувашии,
Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО
Выявленные межрегиональные
инвестиционные диспропорции во многом
обусловлены общим дефицитом как отечественных,
так и иностранных инвестиционных ресурсов,
привлекаемых в Россию вследствие ее общей
высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной
рисковостью на фоне других стран мира.
Существенным фактором недоинвестирования
является также и слабая информированность
об инвестиционном климате того или иного
региона.
Постепенное создание более
благоприятных условий для инвестирования
существенно повышает роль регионов в
развитии инвестиционной деятельности.
Слабость государственной поддержки инвестиций
на федеральном уровне тем более усиливает
потребность перенесения центра тяжести
формирования многих аспектов благоприятного
инвестиционного климата в регионы.Одним
из методов поддержки регионов России,
является реализация Федеральной адресной
инвестиционной программы (ФАИП), которая
включает финансирование Федеральных
целевых программ (ФЦП), часть из которых
напрямую относится к регионам. Как правило,
ФЦП направлены на социально-экономическое
развитие каких-то конкретных округов.
Наибольшим инвестиционным
потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург,
а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым
потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.
Хотелось бы обратить внимание
на укоренение в современной региональной
проблематике такого понятия, как «имидж
региона». Имидж региона — это некоторый
набор признаков и характеристик, которые
на эмоционально-психологическом уровне
ассоциируются у широкой общественности
с конкретной территорией.
Необходимость формирования
собственного имиджа каждого региона
и усиление моментов узнаваемости российских
территорий очевидна. Потому что, в конечном
итоге, это способствует привлечению внимания
к региону, дает возможность более эффективно
лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный
климат, получать дополнительные ресурсы
для развития региональной экономики,
становиться кадровым резервом федеральных
элит. Более того, продвижение имиджа регионов —
перспективный путь преодоления трудностей
в формировании имиджа России в целом.
И об этом нельзя забывать.
- Кузбасская модель
региональной инвестиционной политики
Кузбасс в настоящее время – один из
лидеров по объему инвестиций среди регионов
Сибирского федерального округа и России
в целом.
По итогам 2012 года Кемеровская область
занимает 10-е место в РФ и 2-е место в Сибирском
федеральном округе.
В области проводится активная политика,
направленная на привлечение инвестиций
По итогам 2012 года в экономику региона
привлечено 264,4 млрд руб. инвестиций, что
на 14% больше, чем в 2011 году. В 2012 году на
каждый рубль государственной поддержки
приходилось 72,8 рубля частных инвестиций
в экономику области.