Инвестиционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать инвестиционную политику РФ начиная с посткризисного периода и заканчивая нашим временем.
Задачи работы:
Рассмотреть содержание и теоретические подходы инвестиционной политики;
Проанализировать инвестиционную политику РФ;
Проанализировать инвестиционную политику Кемеровской области.

Файлы: 1 файл

Investitsionnaya_politika.docx

— 92.61 Кб (Скачать файл)

 

   Важнейшим фактором, обостряющим  инвестиционный кризис в России, являлся и неблагоприятный инвестиционный климат. Он характеризовался общей политической нестабильностью, постоянно изменяющимся законодательством, пересмотром проблем собственности, неконвертируемостью рубля. Вместе с тем, для замены и модернизации активной части производственных фондов, по оценке ИМЭМО РАН России, ежегодно нужно было привлекать 15-18 млрд. долл. (при условии, что на единицу собственных инвестиций будет приходиться единица иностранного капитала). По западным оценкам Россия могла “усваивать” за год инвестиций в объеме 40-50 млрд. долл. В то время как реальные объемы иностранных инвестиций в отечественную экономику составляли 5-6 млрд. долл. в год .

 

   Сложившиеся экономические условия в России не содержали реальных предпосылок для самоактивизации инвестиционных процессов: возникновения устойчивого интереса к развитию производственного потенциала в целом ряде секторов экономики, создания механизма аккумулирования инвестиционных ресурсов для производственного сектора, образования инвестиционных институтов, способных организовать устойчивый инвестиционный процесс и межотраслевой перелив капитала в масштабах, адекватных накопленному экономическому потенциалу России.

 

   Совокупность перечисленных  условий диктовала необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по реализации инвестиционного процесса в российской экономике.

 

    1. Проблемы реализации инвестиционной политики государства на современном этапе

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о "горизонтальном" и "вертикальном" перераспределении инвестиционных средств. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

- снижение реальных процентных  ставок до уровня, соответствующего  эффективности инвестиций в реальный  сектор экономики, на основе обеспечения  сбалансированного бюджета и  дальнейшего снижения инфляции;

- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных  возможностей субъектов рынка, на  основе упорядочивания, упрощения  и структурной перестройки существующей  налоговой системы, а также совершенствования  амортизационной политики;

- осуществление процесса реформирования  предприятий с целью повышения  их инвестиционной привлекательности;

- формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных  рисков с целью стимулирования  сбережений населения, прямых инвестиций  внутренних и внешних инвесторов;

- повышение эффективности использования  бюджетных инвестиционных ресурсов  на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого  финансирования приоритетных инвестиционных  проектов, предоставления государственных  гарантий по частным инвестициям  и усиления государственного  контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Инвестиционная политики страны и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, т.е. многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых, долгосрочных и краткосрочных, государственных, частных и иностранных.

Реализацию установленной политики в области инвестиций возможно проводить в жизнь при наличии действенной системы стимулирования. Считается, что стимулирование инвестиционной активности предприятий следует осуществлять с помощью косвенного экономического регулирования, т.е. нужно создавать благоприятные экономические условия для всех сфер хозяйствования. Фактически с этой точки зрения проведение государством политики создания благоприятного инвестиционного климата является необходимым и достаточным условием стимулирования инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Основными мерами по реализации такой политики могут быть:

- развитие конкуренции путем  поддержания малого и среднего  бизнеса и контроля за деятельностью монополий;

- проведение институциональных  образований (таких, как судебная  реформа), направленных на снижение  транзакционных издержек у субъектов  рыночных отношений;

- проведение политики "дешевых  денег", стимулирующая денежно-кредитная  политика делает кредит более  дешевым ресурсом, при снижении  ставки банковского процента  кредитные ресурсы банков становятся доступнее для реального сектора экономики и инвестиционная активность возрастает.

Правительство России сегодня является сторонником этой позиции. Неоднократно приводились аргументы в пользу того, что в современных условиях прямое участие государства в инвестиционных проектах неэффективно, и приводит лишь к лоббированию интересов каких-либо групп, к увеличению коррупции и разворовыванию государственных денег. Альтернативная точка зрения состоит в том, что государство должно не только способствовать экономическому росту в стране, но и создавать условия для сбалансированного экономического роста, создавать эффективную структуру экономики на основе выбранных приоритетов развития. Опыт последних лет показывает, что на фоне глобализации экономических и социальных взаимосвязей, увеличивающейся международной конкуренции целые отрасли отечественной экономики оказываются нежизнеспособными. Происходит перекос экономики в сторону увеличения доли сырьевых отраслей и сокращения доли перерабатывающей промышленности в ВВП России. При этом приходится констатировать, что произошла переориентация экономики от экономики знаний до экономики, основанной на экстенсивном увеличении добычи сырья. Это означает потерю Россией курса стратегического развития, увеличение оттока капитала и умов в экономически более развитые страны.

Избежать развития экономики России по подобному сценарию предлагается путем прямого экономического стимулирования инвестиционной активности предприятий. Это возможно путем проведения государственной промышленной политики. Она должна стать основным двигателем интересов перестройки экономики от сырьевой к инновационной модели развития.

Сейчас, в начале XXI века, выделяют следующие проблемы инвестиционной политики РФ:

    1. Высокое налоговое бремя;
    2. Коррупция;
    3. Высокие проценты по банковским кредитам;
    4. Недостаточное развитие малого бизнеса в стране.

В условиях рыночной экономики ресурсное обеспечение процессов модернизации невозможно без привлечения частных капиталов. Следовательно, одной из задач государства становится формирование системы мер, стимулирующих предпринимателей к активному участию в инвестировании всех высокотехнологичных проектов.

 

    1. Место Инвестиционного фонда РФ в реализации инвестиционной политики на федеральном уровне

Инвестиционный фонд Российской Федерации — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. средства, предусмотренные в федеральном бюджете Российской Федерации, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

Наполнение фонда происходит за счёт повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.

Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Инвестиционный фонд РФ вложил в 2013 году в инвестпроекты на территории страны 25 миллиардов рублей, в то же время эти проекты собрали 57 миллиардов рублей частных инвестиций, В 2013 году была продолжена реализация 40 проектов, из которых десять - федерального значения, 30 - регионального. В целом с момента создания в 2006 году Инвестфонда господдержку получили 55 проектов, из которых 16 имеют общероссийское значение. На 2014 год запланирована реализация 20 проектов с участием Инвестфонда. Среди проектов 2013 года - организация скоростного движения пассажирских поездов на прилегающем к Петербургу участке Октябрьской железной дороги; строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове и Ростовской области; программа развития АПК Тамбовской области; создание комплекса по переработке газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен. В 2013 году завершена реализация четырех региональных инвестпроектов: построены Курганская ТЭЦ-2, металлургический завод по производству сортового проката в Тюменской области, завод по производству твердых сыров в Мордовии, инженерные сети и сооружения на улице Хмельницкого в Чебоксарах. В 2014 году запланирована реализация нового инструмента деятельности Инвестфонда - механизма отложенных платежей (Tах Increment Financing). Он предполагает оплату затрат частного инвестора на создание инфраструктуры из бюджетных средств за счет налоговых поступлений, генерируемых после окончания строительства и ввода объектов инфраструктуры в эксплуатацию.

 

    1. Возможности использования зарубежного опыта инвестиционной политики в России

Для того чтобы иметь возможность определения параметров механизма инвестирования, наиболее приемлемого в условиях российской экономики, необходимо, в первую очередь, проанализировать аналогичные механизмы, существующие и активно используемые за рубежом. 

Анализ будет проведен на примере Германии, США и Великобритании.

Инвестиционная сфера экономики Германии отличается высокой специфичностью, обусловленной особой ролью в ней банков.

Основой для функционирования инвестиционных фондов в Германии служит Закон об инвестиционных компаниях (KAGG). В соответствии с ним инвестиционные компании являются кредитными учреждениями, следовательно на них распространяются нормы более строгого «Закона о кредитных учреждениях».

Таким образом, инвестиционные компании контролируются германским Федеральным ведомством по надзору за кредитными учреждениями. Еще одна отличительная черта – специфика немецких депозитариев (структур, занимающихся хранением ценных бумаг), которыми могут быть только банки.

Результатом вышеописанной специфичности является низкая доля капиталовложений. Удельный вес капитализации в ВВП составляет порядка 20–25%, что в 2 раза ниже, чем в США и в 5 раз ниже, чем в Великобритании.

Влияние банков и банковского законодательства стало причиной того, что регулирование немецких инвестиционных компаний является одним из наиболее жестких в части охраны интересов инвесторов.

Для того, чтобы проводить операции по инвестированию, компании необходимо получить разрешение, выдача которого сопровождается рядом требований:

1) жесткие требования к размеру основного или учредительского капитала компании;

2) жесткие требования к квалификации  управляющих инвестиционной компанией;

3) сфера деятельности компании, определенная учредительным договором, может касаться только операций инвестиционного фонда.

Существует также система раскрытия информации о ПИФах, которая призвана защитить пайщиков от работы с сомнительными компаниями. В рамках этой системы инвестиционная компания обязана предоставить потенциальному вкладчику полную информацию об условиях инвестирования, публиковать свои годовые и полугодовые отчеты, которые, в свою очередь, проверяются федеральными надзорными органами.

Деятельность американских инвестиционных компаний регулируется Законом об инвестиционных компаниях 1940 г.

Среди инвестиционных компаний США наиболее популярны управленческие компании, подразделяющиеся на открытие и закрытые, представляющие собой акционерные общества, вложение денег в которые производится посредством покупки их акций. Доходом вкладчика в этом случае являются дивиденды и возможный рост стоимости акций.

Такие компании получили наиболее широкое распространение и популярность в США из-за открытости информации и возможности быстро продать акции, которые обязана выкупить сама компания.

Закрытые компании (трасты закрытого типа) отличаются тем, что не обязаны выкупать свои акции у акционеров, однако эти акции котируются на фондовом рынке, следовательно, их стоимость определяется балансом спроса и предложения на них.

Во времена «Великой депрессии» инвесторы закрытых компаний понесли огромные потери, в результате чего количество этих компаний резко сократилось и начало расти только в 80-е годы ХХ века, когда из-за роста рынка они начали приносить инвесторам высокие прибыли.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ