Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:42, дипломная работа
В то же время следует отметить существование «отдельных» пробелов в исследовании проблематики эмиссионных операций. Так, в современной отечественной научной литературе очень мало работ, посвященных принятию решений о финансировании и управлении структурой капитала на практике, а также отсутствуют работы по финансовому инжинирингу (конструированию ценных бумаг) в российских условиях, исследованию поведения рыночного курса и показателей ликвидности акций после первичного размещения.
Введение……………………………………………………………………………. 3
1.Теоретические основы финансирования инвестиционных проектов…………. 8
1.1. Сущность, значение и цели инвестирования……..…………………………...8
1.2. Способы финансирования деятельности предприятия……………………...10
1.3. Привлечение прямых инвестиций (проблемы управления)…………...…....17
2. Выпуск акций как способ привлечения долгосрочных ресурсов для финансирования инвестиций………………………………………...…………….26
2.1. Акции как объект инвестиций………………………………….……………..26
2.2. Методы оценки инвестиционных качеств акций……………………………34
2.3. Проектирование инвестиционной деятельности ОАО «ЦНИИмашдеталь»45
3. Совершенствование механизмов финансирования инвестиций на предприятии…………………………………………………………..…………….66
3.1. Пути совершенствования инвестиционной политики предприятия……….66
3.2. Методы повышения эффективности управления пакетами акций…………73
Заключение……………………………………………………………………….…83
Список использованной литературы……………………………………………...86
1.3. Привлечение прямых инвестиций (проблемы управления)
Для большинства инвестиционных компаний и фондов вложение средств в непрофильный для них бизнес является формой прямых инвестиций. По сути, они покупают не только и не столько для того, чтобы получать часть текущего дохода от владения пакетом акций компании, сколько для того, чтобы затем перепродать его. Подобные вложения могут обеспечить доходность на уровне от 50% годовых. Конечно, при условии, что объект для инвестирования выбран адекватно.
Прямые инвестиции традиционно
относятся к категории
Прямые инвестиции могут быть использованы для развития бизнеса вне зависимости от того, на каком уровне развития находится та или иная компания. Сейчас они являются, пожалуй, наиболее доступным для большинства отечественных фирм инвестиционным инструментом. Стоит отметить, что здесь мы не рассматриваем венчурные фонды, стратегия которых несколько отличается от той, на которую ориентированы классические фонды прямых инвестиций.
Основное преимущество прямых инвестиций — возможность получить средства, необходимые для реализации того или иного проекта, направленного на развитие бизнеса. При этом в компанию инвестируются не только деньги, но и нематериальные ресурсы — консультации со стороны инвестора, его связи, знания и авторитет. Информация о том, что в бизнес вложил средства известный фонд прямых инвестиций, положительно сказывается на имидже получателя средств как делового партнера.
Прямые инвестиции предполагают и некоторые существенные ограничения. Во-первых, инвестор, вложивший средства в компанию, рассчитывает их вернуть, получив определенный доход. Причем доходность вложений должна находиться на уровне не ниже 30-40% годовых, для некоторых проектов могут предъявляться более высокие требования. Возвращение средств может происходить за счет продажи полученной доли стратегическому инвестору, выкупа ее менеджментом (совладельцами компании) или продажи ее на фондовом рынке в результате IPO.
Во-вторых, компания, привлекающая прямого инвестора, должна быть готова к значительным изменениям в системе управления. Речь может идти о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, об изменении структуры компании с целью увеличения ее прозрачности, о смене части менеджеров (представитель инвестора или одобренный им специалист нередко занимает пост финансового директора), об ограничениях на принятие стратегических решений (крупные сделки могут совершаться только с согласия инвесторов).
В-третьих, при работе с прямым инвестором компания должна быть готова пройти комплексную процедуру юридической, финансовой, технологической, маркетинговой проверки (due diligence).
Если собственники компании решили привлечь прямого инвестора, они должны оценить, насколько компания готова к началу его поиска. Здесь важны следующие моменты.
Бизнес-план. Прямой инвестор чаще всего вкладывает средства не в старт-ап, а в растущий бизнес, которому для перехода на новый этап развития или для реализации перспективного проекта необходимы дополнительные средства. Описание направления вложения привлеченных средств далеко не всегда должно иметь канонический вид развернутого бизнес-плана, иногда достаточно краткого описания идеи. Инвестор все равно будет просчитывать для себя перспективы проекта.
Наличие квалифицированного менеджмента, имеющего очевидные профессиональные достижения. Это важный для многих прямых инвесторов момент. Все-таки они не покупают бизнес целиком и не стремятся участвовать в оперативном управлении им. Они должны быть уверены, что имеющиеся у компании специалисты смогут успешно осуществить проект, под который выделяются деньги.
Состояние и динамика
бизнеса — инвесторы предпочита
Состояние отрасли. Этот фактор принципиален не для всех инвесторов, но многие из них предпочитают вкладывать средства в растущие рынки, которые еще не приблизились к насыщению.
Собственники должны
сразу определиться с тем, какую
долю в бизнесе они готовы уступить
прямому инвестору. Многие инвесторы
вкладывают средства в компанию только
при условии получения контроль
Размер компании не имеет принципиального значения для привлечения прямых инвестиций. Многие участники этого рынка вкладывают средства в небольшие фирмы, годовая выручка которых не превышает нескольких миллионов долларов. Желательно, чтобы компания не имела долгов и иных обременений, имела документы, подтверждающие права собственности на активы, необходимые патенты и лицензии. Инвесторы чаще всего негативно расценивают наличие среди владельцев компаний государства или криминальных структур, участие фирмы в корпоративных конфликтах. Понятно, что претензия к предприятию со стороны налоговых органов или судебные иски со стороны третьих лиц практически исключают вероятность успешного привлечения инвестиций.
Инвестор едва ли придет в компанию сам — такое случается крайне редко. Необходимо предпринимать активные действия для выхода на потенциального приобретателя доли в предприятии.
Перед началом поиска инвестора требуется:
- Оптимизировать финансовые потоки компании, сделав их максимально прозрачными. Это важно для положительного исхода процедуры due diligence. Для этих же целей нужно подготовить консолидированную финансовую отчетность, провести аудиторские проверки и получить аудиторское заключение, подготовить необходимые юридические документы (устав, договоры с контрагентами, необходимые лицензии и разрешения, существующие соглашения с трудовым коллективом и профсоюзами), оптимизировать кадровую структуру фирмы, а также структуру ее задолженностей.
- Подготовить описание компании — инвестиционный меморандум, содержащий в себе общие сведения о бизнесе, информацию о структуре акционерного капитала, сведения об имущественном состоянии и обязательствах предприятия, данные бухгалтерской отчетности, описание предполагаемых направлений вложения привлеченных средств.
- Решить, как именно
будет привлекаться инвестор
— будут ли ему уступлены
доли нынешних собственников
или же оптимальным вариантом
выступит дополнительная
Для проведения этих мероприятий чаще всего целесообразно привлечь внешнего консультанта, который, как правило, имеет не только квалифицированных специалистов, способных подготовить компанию к приходу прямых инвесторов, но и хорошие контакты с ними.
Имеет смысл рассматривать две основные группы прямых инвесторов — частных и институциональных. К первым относятся частные лица (нередко топ менеджеры крупных компаний), ищущие возможность для выгодного вложения свободных средств, ко вторым — инвестиционные группы и фонды прямых инвестиций. Они могут быть формальными (позиционируют себя как фонды, например Baring Vostok Capital Partners) или неформальными (фактически работают как фонды прямых инвестиций, например «Альфа-Эко»).
Промежуточное положение занимают холдинги и группы компаний, диверсифицирующие свои портфели вложений. С одной стороны, такие игроки отличаются от частных лиц по возможностям и приоритетам, с другой — прямые инвестиции не выступают для них основным видом деятельности и являются разовыми проектами.
Работа с каждой из этих групп инвесторов имеет свои преимущества и недостатки. Частных инвесторов по определению больше, чем фондов, нередко они предъявляют менее жесткие требования к объекту прямых инвестиций. Однако и выгода от сотрудничества с частными лицами не столь велика — чаще всего они дают только деньги без дополнительных ресурсов в виде знаний и опыта. Институциональные инвесторы предъявляют более жесткие требования к компании, которая привлекает инвестиции, но и дают несопоставимо больше. Если говорить о компаниях, время от времени выступающих как прямые инвесторы, то их требования и возможности носят индивидуальный характер.
У каждого фонда прямых инвестиций свои требования. Например, Baring Vostok Capital Partners среди прочего предполагает, что компания должна быть безубыточной, внутренняя норма рентабельности вложений должна составлять не менее 40% в год, рост стоимости предприятия должен составлять не менее 300%. Фонд прямых инвестиций инвестиционного холдинга «ФИНАМ» рассматривает предложения, касающиеся вложения средств в сектор высокотехнологичных компаний, в фирмы, относящиеся к индустрии развлечений, в отрасли, отличающиеся низкой консолидацией активов и высокими темпами роста, а также в розничные торговые компании, прежде всего — работающие на потребительском рынке и имеющие развитую сбытовую сеть. Практически все инвестиционные фонды обращают внимание на такие показатели, как менеджмент компании, рентабельность, выручка и прибыльность.
Если компания не вызвала интерес у фондов прямых инвестиций, а привлечение средств является насущной потребностью бизнеса, возникает необходимость найти инвестора в лице корпорации или частного лица.
В наиболее общем виде процедура поиска прямого инвестора выглядит следующим образом: определение возможности и перспектив привлечения прямого инвестора, выявление всех возможных вариантов работы с прямым инвестором и выбор наиболее подходящего, определение оптимального момента для начала поиска инвестора (учитываются изменения рыночной конъюнктуры и состояния конкретной компании), проведение подготовительных мероприятий, ориентированных на максимизацию стоимости продаваемого объекта и минимизацию рисков участвующих в проекте по прямому инвестированию сторон, составление плана поиска прямого инвестора, подготовка инвестиционного меморандума, содержащего наиболее полное описание бизнеса (включая анализ конъюнктуры рынка, операционный анализ, финансово-экономический анализ, перспективы развития бизнеса), поиск и выявление потенциальных инвесторов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, получение, уточнение, сравнение окончательных предложений и выбор предпочтительного инвестора, согласование условий инвестирования, осуществление инвестиций.
Наиболее сложными задачами для предпринимателя, не имеющего большого опыта привлечения инвесторов, являются выделение приоритетных групп инвесторов и непосредственный выход них. Наш опыт показал, что для выделения потенциальных инвесторов хорошо зарекомендовала себя трехуровневая модель анализа. На первом этапе производится выделение основных игроков, заинтересованных в прямых или стратегических инвестициях в ту или иную отрасль. Для этого используется информация отраслевых ассоциаций, каталогов, обзоры в СМИ, специализированные маркетинговые исследования. Далее проводится анализ прочих инвесторов, имеющих достаточный для участия в проекте объем свободных средств. Основной механизм здесь — изучение публикаций в СМИ, прежде всего, высказываний первых лиц компаний по поводу их планов и стратегии дальнейшего развития, опрос экспертов. Идеальный вариант — если продавец фирмы или его консультант имеют собственный штат аналитиков. Это значительно сокращает сроки проведения работ и их стоимость.
Третий этап — составление
шорт-листа потенциальных
После этого необходимо установить контакт с первыми лицами компаний -потенциальных инвесторов. Понятно, что им можно отправить простое инвестиционное предложение (резюме инвестиционного меморандума). Если оно будет правильно составлено (четкое позиционирование и однозначная адресация одному из топ - менеджеров), то, скорее всего, сможет дойти до управленца, принимающего решение о начале переговоров. Впрочем, риск того, что сообщение останется лежать в столе менеджера среднего звена или личного помощника руководителя компании, остается довольно большим. Выход на первых лиц упрощается, если продавца представляет посредник или консультант, пользующийся известностью в инвестиционном бизнесе.
После того как потенциальный инвестор заявляет о своем намерении вложить средства в компанию, стороны приходят к соглашению об основных параметрах инвестиций. Здесь важную роль играют: порядок поступления вложений. Нужно определить, будут ли инвестиции поступать единовременно или частями, будет ли размер инвестиций зависеть от успеха реализации заявленного бизнес - проекта; получаемые инвестором полномочия, его права по выходу из инвестиций. Необходимо сразу оговорить, как будет совершаться этот процесс: получит ли собственник компании приоритетные права на выкуп пакета инвестора, будет ли привлекаться стратегический инвестор, планируется ли IPO; предполагаемые механизмы контроля за использованием вложенных средств. Нужно решить, какого рода дополнительная отчетность должна предоставляться инвестору, как будет происходить распределение прибыли предприятия — какую часть будет получать собственник, какую инвестор. Нередко оптимальным вариантом выступает реинвестирование полученной прибыли в развитие бизнеса — такой подход позволит получить максимальный доход после публичного размещения акций или продажи компании стратегическому инвестору (27, с.57).
Информация о работе Источники и механизмы финансирования инвестиций на предприятии