Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование международных финансовых
организаций, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них
России. Для этого необходимо:
- рассмотреть классификацию, изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых организаций;
- оценить деятельность международных финансовых организаций в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ 6
1.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА 9
1.3. ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА 13
1.3.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ………………………………….14
1.3.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ………………………………………………….15
1.3.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ……………………………………………..16
1.3.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ ……………………17
1.3.5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ…………..18
1.4. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ ………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С КРУПНЕЙШИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИХ ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ 22
2.1. ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ С МВФ 22
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СИСТЕМОЙ ВСЕМИРНОГО (МИРОВОГО) БАНКА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Федеральное государственное
бюджетное образовательное Московский государственный индустриальный университет |
Кафедра №26 «Финансы и кредит» |
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||
по дисциплине «Инвестиции» | ||
на тему «Международные финансовые организации и их деятельность в сфере инвестирования»
| ||
Группа |
||
Студент |
||
Руководитель работы, должность, звание |
|
|
Оценка работы Дата |
«___» ___________ |
МОСКВА 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты международных финансовых организаций и их деятельности в сфере инвестирования 6
1.1. сущность, цели и задачи международных финансовых организаций 6
1.2. характеристика международного валютного фонда 9
1.3. группа всемирного банка 13
1.3.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ………………………………….14
1.3.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ………………………………………………….15
1.3.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ……………………………………………..16
1.3.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ ……………………17
1.3.5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР
1.4. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ ………………………………………………………..19
ГЛАВА 2. Отношения россии с крупнейшими международными финансовыми организациями, их проблематика и перспективы 22
2.1. характер взаимоотношений россии с мвф 22
2.2. анализ динамики и современного состояния сотрудничества россии с системой всемирного (мирового) банка 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
В современных
условиях важную роль в мировой экономике
играют международные финансовые организации
(МФО). Их деятельность во многом способствует
укреплению мировых хозяйственных связей
и активизации участия стран в международных
валютно-кредитных отношениях. МФО являются
ключевым элементом международной финансовой
системы. Обладая значительным объемом
финансовых ресурсов, они оказывают заметное
влияние на экономическое развитие многих
стран и регионов мира. В условиях возросшей
взаимозависимости практически все государства
заинтересованы в сотрудничестве с международными
экономическими и валютно-финансовыми
организациями, которые составляют одно
из важнейших звеньев международной финансовой
системы и являются основным источником
необходимых финансовых ресурсов для
стран с развивающейся и переходной экономикой.
Одни государства используют
эти организации в качестве проводников
своей стратегической экономической политики,
другие находят интерес в своем участии
в них в качестве кредитора на льготных
условиях, поставщика финансовых ресурсов
в порядке помощи, а третьи - получатели
- сотрудничают с ними в целях привлечения
льготных кредитов для инвестиционных
проектов и решения проблем дефицитного
бюджетного финансирования. Четвертые,
уже не могут существовать без их помощи
и находятся у них в долговой зависимости.
Эти организации объединяет
общая цель — развитие сотрудничества
и обеспечение целостности и стабилизации
сложного и противоречивого всемирного
хозяйства. Среди них особое место занимают
организации в системе ООН: Международный
валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного
банка – Международный банк реконструкции
и развития (МБРР) и три его филиала – Международная
ассоциация развития (МАО), Международная
финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее
инвестиционно-гарантийное агентство
(МИГА), а также неправительственные организации
Парижский и Лондонский клубы.
Международные финансовые
организации занимают важное место в системе
международных экономических отношений,
а также в настоящее время оказывают существенное
влияние на развитие экономики России.
Прошедшее десятилетие
свидетельствует, в целом об активизации
сотрудничества России с международным
финансовым сообществом, путем прямого
членства в организациях с международным
статусом или на договорной основе.
Участие в этих организациях
в принципе открывает более широкие возможности
для получения ресурсов на цели реструктурирования
экономики и развития, поскольку соглашения
с МВФ являются положительным сигналом
для инвесторов.
Весьма важно и то, что,
являясь членом международных валютно-финансовых
и кредитных организаций, Россия приобщается
к богатому опыту регулирования валютной,
кредитной и финансовых сфер, накопленному
мировым сообществом. В этом и заключается
актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования
данной работы является современная международная
валютная система и деятельность в рамках
нее надгосударственных финансовых структур.
Предметом исследования являются
международные финансовые отношения России
с крупнейшими международными экономическими
и валютно-финансовыми организациями,
их проблематика и перспективы.
Целью данной работы
является исследование международных
финансовых
организаций, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них
России. Для этого необходимо:
- рассмотреть классификацию, изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых организаций;
- оценить деятельность международных финансовых организаций в Российской Федерации;
- выявить доли участия
России в этих организациях.
Структура данной работы
состоит из введения, двух глав и заключения. Первая
глава дает основные характеристики международным
финансовым организациям, их структуру
и роль в международных экономических
отношениях. Вторая глава посвящена более
детальному рассмотрению
взаимоотношений России с международными
финансовыми организациями, их критике,
достоинствам и недостаткам.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ
Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.
Этими задачами могут быть:
Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.
Международные
финансовые организации могут быть сгруппированы
с учетом их особенностей следующим образом:
• бреттон-вудские организации (МБРР и
МВФ) по членскому составу являются универсальными,
имеют всемирное значение, тогда как остальные
образованы либо по региональному принципу
(МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам,
хотя и объединяют крупную группу стран
(ЕБРР и БМР);
• две международные финансовые организации
учреждены с целью межсистемной помощи
(МАР - развивающимся странам, ЕБРР - странам
с переходной экономикой);
• ЕБРР изначально, путем включения соответствующего
положения в свои уставные документы,
обусловливал предоставление своих ресурсов
странам-членам, отвечающим определенным,
в том числе политическим, критериям (они
должны быть привержены принципам многопартийной
демократии, рыночной экономики и пр.);
• МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут
основной деятельности, поскольку еще
не урегулировали отношения с кредиторами
и должниками (крупнейший из последних
- Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет
ограниченный объем операций, возможности
же привлечения ресурсов на рынках для
него ограничены, ЧБТР лишь только начинает
свою работу;
• МБЭС служил своего рода клиринговым
центром, МИБ был инвестиционным учреждением,
а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на
поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман
как институт одновременно торгового
и проектного финансирования, МАР поддерживает
проекты развития в ограниченном круге
стран-членов на особо льготных условиях.
Для осуществления своих
функций международные валютно-финансовые
организации используют весь спектр современных
технологий финансового и инвестиционного
анализа и управления рисками, от фундаментального
исследования потенциального инвестиционного
проекта (для чего, чаще всего, привлекаются
специализированные команды или институты
экспертов международной квалификации,
международные аудиторские фирмы и инвестиционные
банки) до операций на глобальных фондовых
рынках (рынках производных ценных бумаг).
Эффективность деятельности
этих организаций в значительной степени
зависит от взаимодействия с правительствами
и правительственными организациями стран-участниц.
Так инвестиционная деятельность финансовых
организаций зачастую предполагает тесное
сотрудничество с государственными экспортными
кредитными агентствами, осуществляющих
страхование и управление рисками по крупным
международным проектам.
Наиболее авторитетной международной финансовой организацией, как показала международная практика, является, несомненно, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе.
В момент создания в него
входили 29 стран. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее
время МВФ объединяет 188 государств, а
в его структурах работают 2500 человек
из 133 стран. Каждая страна-член имеет 250
голосов + 1 голос за каждую часть квоты,
равную 100 тыс. СДР (СДР - специальные права
заимствования (Special Drawing Rights, SDR) определяются
на основе стоимости корзины из пяти ведущих
мировых валют: доллара США, немецкой марки,
французского франка, фунта стерлингов
и японской йены).
МВФ занимается сбором и обработкой статистических
данных по вопросам международных платежей,
инфляции, валютных ресурсов, величины
валютных резервов, денежного обращения,
государственных финансов и др. Устав
МВФ обязывает страны при получении кредитов
давать информацию о состоянии экономики
страны, золотовалютных резервов и т.п.
Кроме того, страна, взявшая кредит, должна
выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению
своей экономики. Одной из основных задач
МВФ является регулирование валютных
курсов и поддержание устойчивости валютных
паритетов.
Цели Международного Валютного Фонда:
1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно- финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-
членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
6. В соответствии с вышеизложенным – сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
МВФ представляет
собой финансовый кооператив, в некоторых
аспектах подобный кредитному союзу. По
вступлении каждое государство-член выплачивает
взнос по подписке, называемый «квотой».
Квота страны в основном определяется
ее экономическим положением относительно
других государств-членов с учетом величины
ВВП, текущих внешних операций и официальных
резервов государств-членов. Квоты и лимиты
возможной суммы заимствования определяются
взносами государств-членов в капитал
МВФ. Квоты также позволяют определить
число голосов государств-членов.
Объединенные взносы
государств-членов в капитал МВФ образуют
фонд ресурсов, которые МВФ использует
для оказания временной помощи странам,
испытывающим финансовые трудности. Эти
ресурсы позволяют МВФ предоставлять
финансирование платежного баланса в
поддержку государств-членов, осуществляющих
программы экономической стабилизации
и реформ.
Через регулярные промежутки
времени, не превышающие пяти лет, Исполнительный
совет МВФ рассматривает квоты государств-членов
и принимает решение - с учетом тенденций
в мировой экономике и изменений в экономическом
положении государств-членов относительно
других государств-членов - о том, следует
ли предложить Совету управляющих корректировку
квот государств-членов. В целях обеспечения
более справедливого права голоса и представительства
всех государств-членов в настоящее время
осуществляется пересмотр распределения
квот с учетом существенных изменений
веса и роли стран в мировой экономике.
Страны выплачивают 25%
в счет своей квоты в виде резервных активов,
определяемых как специальные права заимствования
(СДР - расчетная единица МВФ), или основной
валюты (американский доллар, евро, японская
иена, фунт стерлингов); в случае необходимости
для целей кредитования МВФ может запросить
остальную часть 75%, подлежащую выплате
в собственной валюте государства-члена.
Квоты определяют не только выплачиваемые
страной взносы, но и сумму финансирования,
которую она может получить у МВФ, а также
ее долю в распределениях СДР. Общая сумма
квот в МВФ эквивалент на 213,5 млрд. СДР
(примерно 324 млрд. долларов). Наибольшими
квотами в МВФ располагают США (17,5%), Япония
(6,3%), Германия (6,1%), Франция и Великобритания
(по 5,1%). Число голосов каждой страны складывается
из ее «базовых голосов» и голосов, определяемых
на основе ее квоты. Каждое государство-член
МВФ имеет 250 базовых голосов (которые
установлены в Статьях соглашения как
равные для всех стран) плюс по одному
дополнительному голосу на каждые 100 000
СДР квоты.
При необходимости МВФ
может заимствовать средства для пополнения
ресурсов, имеющихся по квотам. МВФ имеет
два набора постоянных договоренностей
о заимствовании средств у государств-членов
на случай необходимости преодоления
угрозы международной валютной системе.
По этим двум договоренностям МВФ может
в общей сложности заимствовать до 34 млрд.
СДР (приблизительно 49 млрд. долларов)3.
Льготные кредиты и облегчение
бремени задолженности стран с низким
доходом финансируются из средств
трастовых фондов, управляемых МВФ.
Средства на финансирование
МВФ получает за счет дохода от процентов
и сборов, которые берутся по его кредитам.
МВФ вместе с Всемирным
банком разработал основу обеспечения
устойчивости долговой ситуации в целях
улучшения практики управления долгом
странами. В более общем плане Стратегия
указала на необходимость в более гибком
подходе к работе со странами с низкими
доходами и заострении внимания на существенных
вопросах и областях специализации МВФ.
В связи с этим уточнены позиции Фонда
и усовершенствован набор инструментов
для работы со странами с низкими доходами.
Во-первых, разъяснены и видоизменены
с учетом меняющихся потребностей этих
стран рекомендации Фонда по вопросам,
касающимся помощи и применения верхних
лимитов размера фонда оплаты труда. Во-вторых,
создан инструмент для поддержки экономической
политики в тех странах, которые могут
счесть полезным «знак одобрения» Фондом
их экономической политики, но не нуждаются
в финансовой поддержке. Наконец, расширена
техническая помощь Фонда, в том числе
через новый региональный центр технической
помощи в Габоне — третий такой центр
в Африке.
В рамках МВФ действуют
также и специальные механизмы:
- Фонд системной трансформации (Systemic Transformation
Facility) предоставляет финансовую помощь
странам, испытывающим трудности в торговой
и платежной системах в связи с переходом
к рыночной экономике.
- Фонд компенсационного финансирования
и финансирования в случае непредвиденных
обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility)
оказывает помощь государствам-членам
в случае несения ими убытков (экспорт,
значительный рост цен на импортируемое
зерно), если эти убытки носят временный
характер и обусловлены причинами, лежащими
вне сферы влияния этих стран; а также
при необходимости поддержания темпов
реформ, проводимых в соответствии с одобренными
МВФ соглашениями.
- С помощью Системы финансирования буферных
запасов (Buffer Stock Financing Facility)МВФ может предоставлять
финансовую помощь для восстановления
запасов сырья.
- Срочная помощь (Emergy Assistance) предоставляется
путем закупки товаров стран, платежный
баланс которых испытывает значительные
трудности в результате стихийных бедствий.
- Фонд структурной адаптации (Structural Adjustment
Facility) и Расширенный фонд структурной
адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) предоставляет
возможность оказывать помощь для проведения
структурных реформ в развивающихся странах
с низкими доходами, а также для реализации
среднесрочных макроэкономических программ.
Сейчас МВФ
играет активную роль в урегулировании
международного финансового кризиса,
помогает странам, столкнувшимся с финансовыми
катаклизмами. В каком-то смысле МВФ является
мировым министерством финансов или центральным
банком.
Информация о работе Международные финансовые организации и их деятельность в сфере инвестирования