Критика в
адрес Фонда раздается из разных источников.
При этом целый ряд критиков выступают
с конструктивными предложениями, нашедшими
свое отражение в начавшихся реформах
Фонда. В то же время предложения другой
части критиков носит излишне радикальный
характер, включая возможность ликвидации
МВФ. Особенно остро вопрос о дальнейшей
деятельности Фонда дискутируется в США,
что в значительной мере отражает текущие
тенденции американской политической
жизни.
Так же упоминают
проамериканский характер действий МВФ
и неэффективность его рекомендаций для
выхода из кризисных ситуаций. Нужно учитывать,
что голоса при принятии решений о действиях
Фонда распределяются пропорционально
взносам. Для одобрения решений Фонда
необходимо 85 % голосов. США обладают около
17 % всех голосов, когда доля России по
достигнутым соглашениям в апреле 2010 составляет
2,77%. Этого недостаточно США для самостоятельного
принятия решения, но позволяет блокировать
любое решение Фонда.
МВФ предоставляет
займы с выдвижением ряда требований -
свобода передвижения капиталов, приватизация
(в том числе естественных монополий -
железнодорожный транспорт и коммунальные
услуги), минимизация или даже ликвидация
правительственных расходов на социальные
программы - на образование, здравоохранение,
удешевление жилья, общественный транспорт
и т. п.; отказ от защиты окружающей среды;
сокращение зарплат, ограничение прав
трудящихся; усиление налогового давления
на бедных и т. п.
Большая часть
кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых
годах, ушла на обслуживание этого долга
и решение проблем, вызванных выполнением
рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию
прекратить экономическое выравнивание
регионов, что привело к росту сепаратизма
и дальнейшей гражданской войне, унёсшей
жизнь 600 тыс. человек.
В 1989 году МВФ
предоставил Руанде займ при условии,
что правительство перестанет оказывать
поддержку фермерским хозяйствам (что
является нормой во многих странах мира,
включая и США) и проведёт девальвацию
местной валюты. Это спровоцировало крах
доходов население и, как следствие, кровавую
гражданскую войну между хуту и тутси,
в которой погибло более полутора миллионов
человек.
В 80-ые годы
из-за резкого падения цен на нефть рухнула
мексиканская экономика. МВФ стал действовать:
кредиты выдавались в обмен на масштабную
приватизацию, сокращение государственных
расходов и т. п. До 57 % государственных
расходов уходило на выплату внешнего
долга. В результате из страны ушло около
45 млрд долларов. Безработица достигала
40 % экономически активного населения.
Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить
колоссальные льготы американским корпорациям.
Доходы мексиканских рабочих моментально
сократились.
В результате
реформ Мексика - страна, где впервые была
одомашнена кукуруза - стала её импортировать.
Полностью была уничтожена система поддержки
мексиканских фермерских хозяйств. После
вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация
пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться
протекционистские тарифы. США же своих
фермеров поддержки не лишали и активно
поставляли кукурузу в Мексику.
Предложение
взять, а потом выплачивать внешний долг
в иностранной валюте ведёт к ориентации
экономики исключительно на экспорт, невзирая
ни на какие меры продовольственной безопасности
(как это было во многих странах Африки,
на Филиппинах и т. д.).
2.2 Анализ динамики и современного
состояния сотрудничества России с системой
Всемирного (мирового) банка
Талица 2
Структура государственного
внешнего долга Российской Федерации
по состоянию на 1 апреля 2010 года
|
Категория долга |
млн. долларов США |
млн. евро** |
|
Государственный внешний долг Российской
Федерации (включая обязательства
бывшего Союза ССР, принятые Российской
Федерацией ) |
36 484,1 |
26 983,2 |
|
Задолженность перед официальными
кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации |
902,0 |
667,1 |
|
Задолженность перед официальными
кредиторами - не членами Парижского
клуба |
1 811,2 |
1 339,5 |
|
Задолженность перед официальными
кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 265,5 |
936,0 |
|
Коммерческая задолженность бывшего
СССР*** |
813,2 |
601,4 |
|
Задолженность перед международными
финансовыми организациями |
3 588,9 |
2 654,3 |
|
Задолженность по еврооблигационным
займам |
25 487,0 |
18 849,9 |
|
внешний облигационный заем 2030 года |
19 520,7 |
14 437,3 |
|
внешний облигационный заем 2018 года |
3 466,4 |
2 563,7 |
|
внешний облигационный заем 2028 года |
2 499,9 |
1 848,9 |
|
Задолженность по ОВГВЗ |
1 775,3 |
1 313,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 294,3 |
|
Задолженность по гарантиям Российской
Федерации в иностранной валюте |
841,0 |
622,0 |
|
|
|
|
|
В данный
момент Россия имеет самый маленький внешний
долг в Европе. И одна из основных частей
приходится на международные финансовые
организации в большей степени с системой
всемирного банка в этом легко убедится
проанализировав данные таблицы 2.
Из таблицы
2 видно что основной долг приходится международным
финансовым организациям в лице всемирного
банка.
На данный
момент долг перед международными финансовыми
организациями уже не так существенен
как был во время экономического кризиса
90-х. И он является таким из-за того что
кредиты системы всемирного банка носят
проблемный характер для России и поэтому
она старается не прибегать к их помощи.
И чаще всего из-за того что он носит проамериканский
характер.
Основой
сотрудничества России с региональными
международными банками развития является
ее членство в организациях системы Всемирного
банка (ВБ), в первую очередь в Международном
банке реконструкции и развития (МБРР),
куда она была принята в 1992 г. Опыт сотрудничества
России с МБРР показывает эволюцию заимствований
от полномасштабного финансирования программы
социально-экономических реформ к поддержке
точечных проектов, включая управление
государственными финансами на федеральном
и региональном уровне.
Стратегия
деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась
ограниченным объемом нового кредитования,
в зависимости от реализации действующих
проектов и выполнения макроэкономических
программ (в том числе осуществления структурных
мероприятий по программам соответствующих
бюджетных займов). Среди новых направлений
финансирования рассматривались: управление
государственными финансами, решение
социальных и инфраструктурных проблем,
гарантийные операции в лесном и угольном
секторах.
В целом
на этом этапе сотрудничества в отношениях
России и ВБ обнаружились серьезные проблемы,
которые проявились в резком сокращении
запланированных объемов займов, в трехкратном
сокращении ежегодных объемов использования
средств по инвестиционным займам; в увеличении
сроков подготовки и ожидания вступления
в силу уже подготовленных проектов, в
частой реструктуризации проектов. Кроме
того, темпы реализации проектов, осуществляемых
за счет привлекаемых займов, не соответствовали
необходимым темпам жизненно важных социально-экономических
реформ. Эти проблемы сформировали у представителей
различных групп общества неоднозначное
отношение к проектам, финансируемым за
счет займов МБРР.
Эти проекты
охватывают практически все сектора экономики
- энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение
и образование, сельское хозяйство, то
есть те отрасли, которые обычно не являются
объектом частных инвестиций. Наибольшие
объемы предоставленных средств направлялись
на мероприятия экономической политики,
что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих
займов.
Портфель
реализованных проектов Банка весьма
диверсифицирован. В настоящее время в
этом портфеле 31% принадлежит энергетике,
19 - транспорту, 12 - финансовому сектору,
11%-городской инфраструктуре.
Взаимоотношения
МБРР и РФ довольно часто осложнялись
на стадии реализации и реструктуризации
проектов. Как правило, осуществление
проектов растягивалось на семь-восемь
лет при заявленном среднем сроке в пять
лет. Ни один из инвестиционных проектов
МБРР не завершился в срок, установленный
соглашением о займе. На практике каждый
из них приходится продлевать один-четыре
раза, причем срок каждого продления составляет
от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же
вступление в силу почти всех действующих
проектов МБРР после утверждения российского
займа Советом директоров задерживалось
в среднем на десять месяцев, а самая большая
задержка - почти два года - была отмечена
в отношении займа на развитие службы
занятости и социальной защиты. Это снижает
эффективность использования сравнительно
дешевых кредитов МБРР.
Последняя
Стратегия ВБ для России основывалась
на предложенной российским правительством
Программе сотрудничества на 2002-2004 гг.
Такой подход на стадии программирования
стратегического взаимодействия предполагает
соответствие политики ВБ социально-экономической
ситуации в стране, а также ее согласование
с содержанием экономических реформ.
Несмотря
на сокращение общего размера портфеля
займов МБРР, сотрудничество с Банком
в целом способствовало ознакомлению
с позитивным международным опытом в различных
сферах, внедрению современных социальных,
экономических и управленческих технологий,
повышению профессионализма широкого
круга российских специалистов в процессе
совместной работы. Кроме того, без содействия
Банка прогресс в законодательных, институциональных
и структурных реформах в стране потребовал
бы гораздо более длительных сроков.
Став членом
МБРР, Россия обрела новый источник финансовых
средств. В основном кредиты банка предназначены
для создания объектов инфраструктуры.
Значительна и доля реабилитационных
займов, направленных на восстановление
экономики и поддержку экономических
реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует
в капитале российских предприятий, приобретая
часть их акций.
За время
членства России в МБРР Совет Директоров
уже одобрил предоставление Российской
Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление
45 проектов.
Российская
Федерация является членом других, помимо
МБРР, организаций Всемирного банка. В
декабре 1992 г. она была принята в Многостороннее
агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)
- ведущую организацию в области долгосрочного
страхования некоммерческих рисков. В
последние несколько лет МАГИ весьма активно
работает в России, что позволяет российским
компаниям рассчитывать на получение
гарантий в отношении самых различных
инвестиций. Одну из сфер деятельности
МАГИ составляют услуги по маркетингу
инвестиционных проектов. В этих целях
Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт,
который направлен на оказание международным
инвесторам услуг по поиску предприятий
и новых проектов в России. В целом деятельность
МАГИ способствовала привлечению в страну
1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций.
Сотрудничество России с МАГИ - ведущей
организацией в области долгосрочного
страхования некоммерческих рисков - позволяет
российским компаниям рассчитывать на
получение гарантий по различным видам
инвестиций, например, в акционерный капитал
в денежно- натуральной и других формах,
а также кредитов или их обеспечения
За десять
лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам,
реализуемый в России, а также разработало
бесплатную интерактивную систему "Россия,
Приватизация", которая содержит информацию
о приватизационных и инвестиционных
возможностях и предоставляет маркетинговые
услуги.
В апреле 1993
г. Россия была принята в Международную
финансовую корпорацию (МФК), которая также
входит в группу Всемирного банка. За прошедшие
годы МФК утвердила более двух десятков
проектов, которые затрагивают широкий
спектр секторов экономики, на сумму I
255.8 млн. долл. из собственных средств плюс
60 млн. из средств участников программы
по привлечению синдицированных кредитов.
Первыми шагами деятельности МФК в России
стали проекты финансирования предприятий
нефтегазовой промышленности.
Сотрудничество
с другой организацией группы Всемирного
банка - Международной финансовой корпорацией
- призвано стимулировать инвестиции в
частный сектор и развивать рынок капитала
в России. За десятилетие своей работы
в России эта корпорация реализовала боле
двух десятков проектов в различных секторах
экономики 255,8 млн. долл. из собственных
средств и 60 млн. долл. за счет привлечения
синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных
проектов в России МФК также оказывает
техническое содействие, направленное
на создание благоприятных условий для
экспансии частного сектора и привлечения
инвестиций. МФК осуществила в России
проекты технического содействия в ряде
отраслей, включая сельское хозяйство
и энергетику, а также на рынке финансовых
услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке
правительств Великобритании и Канады
была создана группа МФК по развитию лизинга
в России с целью содействия формированию
благоприятных правовых и экономических
условий для расширения данной формы хозяйственной
деятельности.