Международный договор франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного договора является использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в согласованном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Поскольку этот договор имеет предпринимательский характер, то его сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Международный договор франчайзинга.docx

— 157.83 Кб (Скачать файл)
  • создание или модернизация перерабатывающих производств;
  • развитие с использованием кластерного подхода и трансферта новых технологий;
  • производство конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных товаров и услуг;
  • дублирование успешных отечественных и зарубежных моделей бизнеса (франчайзинг);
  • формирование социально значимых направлений, создающих новые рабочие места.

Как видим, в приоритетный перечень вошел и франчайзинг. Вместе с тем, и все другие приоритетные позиции Фонда уместны в отношении франчайзинга.

Данная Программа  в части реализации проектов по кредитованию покупок франшиз реализуется  Фондом совместно с Союзом франчайзинга. Союз в этой связи выступает для Фонда как экспертный орган.

С 2002 по 2005 годы существенную роль в поддержке и развитии франчайзинга в Казахстане сыграла Казахстанская Ассоциация франчайзинга (КАФ). Ассоциация объединяла компании, заинтересованные в развитии франчайзинга, и способствовала решению их задач. Наибольший объем усилий Ассоциация прилагала работе с предпринимателями – потенциальными франчайзи в плане пропаганды идеи франчайзинга и конкретной помощи в поиске и приобретении наиболее продуктивных франшиз. Взаимодействие потенциального франчайзи с КАФ изображено на рисунке 10.

В настоящее время  в Казахстане единственной организацией, оказывающей полномасштабные профессиональные услуги для участников франчайзинговых отношений, является Союз франчайзинга. Миссия этой организации - развитие франчайзинга в Республике Казахстан.

Задачи и действия, которые осуществляет Союз на постоянной основе:

- регистрация участников  франчайзинговых отношений;

- конференции, выставки, контактные биржи, семинары;

- консультирование, информационные справки, обучение;

- помощь в построении  франчайзинговых систем (франчайзинговый инжиниринг);

- посредническое  содействие (франчайзинговый брокеридж);

- маркетинговые  и статистические исследования;

- научно-исследовательские  и методологические разработки;

- выпуск специализированной  литературы и периодических изданий;

- взаимодействие  с государственным сектором;

- сотрудничество  с международными организациями,  ВУЗами, НПО, СМИ;

- совместные программы  с финансово-кредитными, девелоперскими и «B2B» компаниями.

Так, ежегодно организуется Международный форум «Франчайзинг в Казахстане», постоянно организуются выставки, семинары с приглашением международных экспертов, издается тематическая литература. Организован конкурс на лучших участников франчайзинговых отношений, конкурс для СМИ на лучший материал о франчайзинге.

 

       
       
       
   




 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Взаимодействие  потенциального франчайзи с Союзом франчайзинга  

 

Примечание –  Источник: Международный форум «Франчайзинг в Казахстане» 

 

Проблемы развития франчайзинга в Казахстане 

 

В Республике Казахстан  существует большое количество факторов и барьеров препятствующих более интенсивному развитию франчайзинговых отношений. 

 

Ввиду этого, в настоящей  части исследования представлена классификация  этих факторов и барьеров и пояснения  их сущности, что обеспечивает рациональный подход к выработке мер по улучшению  ситуации. 

 

Все проблемы в Республике Казахстан, для понимания их причин, разделим на: Факторы и барьеры общеэкономического, инфраструктурного и предпринимательского характера; Факторы и барьеры, препятствующие развитию франчайзинговых отношений; Франчайзинг и банковское финансирование.  

 

Факторы и барьеры общеэкономического, инфраструктурного  и предпринимательского характера.  

 

Факторы и причины  общеэкономического, инфраструктурного  и предпринимательского характера автор распределила на следующие блоки, это:  

 

·       связанные, сравнительно с большинством стран мира, с небольшой длительностью свободных рыночных отношений в Казахстане -  с 1991 года, когда Казахстаном был объявлен суверенитет. То есть свободные рыночным отношениям в Казахстане менее 20 лет.; 

 

·       связанные с несовершенством законодательной базы Казахстана в части гражданских прав, предпринимательства и международной торговли; 

 

·       связанные с недостаточными мерами поддержки государством предпринимательства (программы поддержки малого и среднего бизнеса декларируются но слабо реализуются);  

 

·       бюрократические препятствия практически во всех сферах и сегментах хозяйственной деятельности; 

 

·       связанные с имеющими до сих пор проблемами коррупции среди чиновников, взяточничеством, рейдерством и т.д., что способствует прецедентам теневой экономики в предпринимательстве; 

 

·       слабость судебной исполнительной власти; 

 

·       недостаточная предпринимательская активность и опасения заниматься бизнесом;  

 

·       связанные с географическим фактором, например, большая территория страны, удаленность от Европы, отсутствие морей, связывающих государства; 

 

·       связанные с демографическим фактором, таким как небольшое количество населения; 

 

·       связанные с недостаточно развитой инфраструктурой, такой как, транспортные магистрали, воздушные перевозки, дистрибуционные и логистические структуры, индустриальные зоны и распределительные склады, электроэнергия, интернет и т.д.;  

 

·       слабость банковской системы Казахстана; 

 

·       связанные с недостаточным количеством квалифицированных кадров и недостаточной информациализацией (образование, информация); 

 

·       мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2010 годов конечно пошатнул достижения и прогресс малого и среднего бизнеса Казахстана. 

 

 

         Все эти факторы  являются основными, укрупненными проблемами, определяющими в совокупности недостаточную  инвестиционную привлекательность  Казахстана в настоящий момент, однако, с учетом данных графы «преодолимость»  в Таблице 1, констатируется вывод, что  с течением времени, такие факторы  становятся все более позитивными  и инвестиционная привлекательность  Казахстана уверенно набирает вес. 

 

 

  

 

Факторные блоки, определяющие состояние франчайзинговых отношений в Казахстане (2010г.) 

 

Факторные блоки

Вероятность преодоления

1.

Небольшой период свободных  рыночных отношений

да, с течением времени

2.

Несовершенство законодательства

да, улучшается

3.

Недостаточные меры государства

да, улучшается

4.

Бюрократические препятствия

да, улучшается

5.

Коррупция, взяточничество, рейдерство

да, улучшается

6.

Недостаточная предпринимательская  активность

да, улучшается

7.

Географический фактор

частичная, ввиду превращения Казахстана в транспортно-магистральную зону, связывающую ряд регионов

8.

Демографический фактор

да, улучшается

9.

Недостаточно развитая инфраструктура

да, улучшается

10.

Слабость банковской системы

да, улучшается, в т.ч. за счет деятельности в Казахстане иностранных  банков

11.

Недостаток образования  и информатизации

да, улучшается

12.

Мировой финансово-экономический  кризис 2008 – 2010 годов

да, улучшается


 

 

Примечание –  Источник: Международный форум «Франчайзинг в Казахстане» 

 

Факторы и барьеры, препятствующие развитию франчайзинговых отношений 

 

Факторы и проблемы, препятствующие развитию франчайзинговых отношений в Казахстане в совокупности, укрупнено  представлены в виде 5 тематических блоков: 

 

1) законодательство;  

 

2) образование; 

 

3) информация; 

 

4) финансирование; 

 

5) инвестиционная  привлекательность Казахстана. 

 

Дополнительными факторами  и причинами, препятствующие развитию франчайзинговых отношений причинами являются: 

 

  • Достаточное количество свободных рыночных ниш, где даже обыкновенная кофейня или парикмахерская являются высокорентабельными.
  • Непонимание большинством отечественных предпринимателей значимости объектов интеллектуальной собственности и, соответственно непонимание, за что они должны платить, приобретая франшизу.
  • Недостаточный уровень потребительской грамотности и требовательности.
  • Не знание большинством потребителей брендов, широко известных в развитых странах.
  • Высокие цены на недвижимость в Казахстане как на собственную так и на арендованную. Цены на недвижимость и аренду в сравнении с другими странами в 2009 году резко возросли, несмотря на кризис в недвижимости и финансовом секторе.

 

 

Франчайзинг и банковское финансирование 

 

Среди отечественных  банкиров бытует мнение, что в Казахстане нет постоянного и стабильного  спроса на кредиты со стороны малого предпринимательства. Но совсем другое говорят франчайзинговые компаниии, которые проявляют постоянный интерес к кредитным банковским ресурсам.  

 

Такие предприятия  развиваются в соответствии с  разработанным бизнес-планом и наряду с реинвестированием части прибыли в развитие компании прибегают к кредитам. Более того, спрос франчайзи на кредитные ресурсы постоянен, и его возможно спрогнозировать.  

 

В скором времени  в Казахстане будет расти спрос  на долгосрочные кредиты со стороны  участников франчайзинговых систем. Рост спроса отражает общемировую тенденцию компаний, которые работают по франчайзингу, планируют, привлекают и своевременно возвращают кредиты, опираясь на прогноз потребительского спроса в их нишевом диапазоне. 

 

В Казахстане в настоящее  время нет ни одного банка, предлагающего  программу кредитования франчайзинговых проектов. Казахстанские банки не торопятся создавать участникам франчайзиговых сетей приемлемые условия пользования кредитными продуктами. 

 

Зачастую успех  в получении займа зависит  не от условий действующих кредитных  программ или вида франшизы, а от размера и качества обеспечения, которое может предоставить франчайзи в качестве залога. Обычно банки соглашаются кредитовать фирмы, работающие на рынке уже не один год, обладающие репутацией и весомыми активами. Нередко в качестве одного из необходимых условий получения кредита на покупку франшизы является наличие стабильного бизнеса в другой области. Часто банки выставляют ограничение по сумме. Например, кредитуют франчайзи только на сумму не менее 100 тысяч долларов, хотя основной поток обращений приходится как раз на суммы до 30 тысяч. Кроме того, существуют ограничения и по регионам: не везде есть представительства банка, заявляющего о своем участии в кредитовании франчайзи, а, как правило, основная масса обращений за кредитами идет именно из регионов, где особой популярностью пользуются недорогие франшизы. И все же процесс движется в нужном направлении. Так что с кредитованием на покупку бизнеса или франшизы все будет в конце концов так же, как и с потребительскими кредитами: стоит кому-то одному успешно начать, как его примеру последуют остальные участники кредитного рынка. 

 

Фонд развития предпринимательства  «ДАМУ» с 2009 года в своих стратегических задачах объявил приоритетным направлением финансовую и нефинансовую помощь в  развитии франчайзинга. 

 

Фонд ДАМУ отмечает при этом (/ http://www.damu.kz/), что развитие франчайзинга решает широкий комплекс задач по выводу экономики из кризиса: 

 

1.           В страну де-факто импортируются современные технологии и лучший мировой опыт ведения бизнеса. 

 

2.           Формируется бизнес-среда для дальнейшего развития инновационных и технологичных предприятий малого бизнеса.  

 

3.           Создаются предпосылки для эффективного взаимодействия и сотрудничества малого и крупного бизнеса. 

 

4.           Повышается транспарентность малого бизнеса. 

 

5.           Расширяется региональный охват. 

 

6.           Частично решается проблема занятости населения. 

 

7.           Повышается качество доступных товаров и услуг для населения и бизнеса. 

 

Фонд предлагает бизнесу несколько программ, при  этом ни одна из них не противоречитфранчайзингу. То есть предприниматель может обратиться в банк и получить кредит на развитие франчайзинговой сети в рамках любой из этих программ. При этом максимальная сумма может составить пять миллионов долларов. Хотя для развития франшизы, в силу ее специфики, такие суммы не нужны. Срок кредитования – 84 месяца. Но, как правило, при франшизе срок окупаемости меньше. Фонд при этом готов стать посредником в переговорах с банками, предоставлять компании частичную гарантию (до 50%) для получения банковского кредита. 

Информация о работе Международный договор франчайзинга