Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа
Предметом данного договора является использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в согласованном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Поскольку этот договор имеет предпринимательский характер, то его сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:
- при прекращении принадлежащих
правообладателю прав на
- при изменении
Изменение фирменного наименования
или коммерческого обозначения
правообладателя является специальным
основанием для расторжения договора
коммерческой концессии. Следовательно,
здесь не требуется судебного
доказывания существенного
Тем не менее если пользователь расторгает договор в связи с изменением фирменного наименования правообладателя, он имеет право потребовать возмещения связанных с этим убытков (ст. 1039 ГК);
- при объявлении одного
из участников договора
- если какое-либо
Если из всего комплекса прав, являющихся предметом договора коммерческой концессии, к новому лицу переходит одно или несколько прав, то договор сохраняется, но сторона-правообладатель будет представлена уже несколькими лицами. Эта множественность будет носить долевой характер при делимости предмета обязательства и солидарный - при неделимости, однако обязанности этих лиц в отношении пользователя будут солидарными в силу общего правила п. 2 ст. 322 ГК.
Поскольку договор коммерческой концессии возможен лишь между предпринимателями, то в случае смерти правообладателя-гражданина договор сохраняет силу только тогда, когда наследник также является предпринимателем или успеет зарегистрироваться в качестве такового в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Таким днем признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим в судебном порядке - день, указанный в п. 3 ст. 45 ГК. Если наследник не является предпринимателем или не зарегистрировался в этом качестве в указанный срок, договор коммерческой концессии прекращается.
На период времени, пока наследник
не вступил в права наследования
или не зарегистрировался в качестве
индивидуального
3.3 Право пользователя
заключить договор
По правилам ст. 1035 ГК РФ, пользователь по договору коммерческой концессии имеет право на заключение договора на новый срок на прежних условиях.
При этом должны быть соблюдены следующие требования. Во-первых, пользователь должен быть добросовестным контрагентом, т.е. исполнить свои обязанности по прежнему договору надлежащим образом (в соответствии с условиями договора). Во-вторых, приведенное правило действует в отношении пользователей по договору коммерческой концессии, заключенному на определенный срок. Пользователь по договору, заключенному без указания срока его действия, не обладает таким правом.
Это правило защищает интересы
пользователя как более слабой стороны
договора, оказывающейся после его
расторжения в весьма невыгодном
положении: ему необходимо продолжать
предпринимательскую
С другой стороны, такое право
пользователя не может быть безусловным,
ибо это вредило бы законным интересам
правообладателя, который, например, может
утратить интерес к рынку, где
работал пользователь. Поэтому возможность
понуждения правообладателя к
В п. 2 ст.1035 ГК указывается, что условия нового договора должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора. Действительно, законодатель, таким образом, в большей степени защищает интересы пользователя. Однако формулировка п. 1 данной статьи об обязанности правообладателя заключить договор на прежних условиях ставит его в невыгодную ситуацию. Например, условие о цене договора вряд ли возможно фиксировать в тех же цифрах, учитывая меняющуюся коңюнктуру на рынке, а также инфляционные тенденции нынешней экономической ситуации в стране. Стороны, однако, вправе заключить новый договор на новых условиях по взаимному согласию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из изученного материала,
можно сделать следующий вывод:
договор коммерческой концессии
заключается с целью создания
новых хозяйственных комплексов
(магазинов, ресторанов, гостиниц и
т.п.), расширения сети рынков сбыта
товаров и услуг под фирмой
правообладателя. Это отличает его
от традиционных лицензионных договоров,
позволяющих лицензиату использовать
отдельные объекты
Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно - у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.
Таким образом, предприниматель-пользователь
в отношениях со своими контрагентами-потребителями
выступает под маской правообладателя,
оформляя результаты своей деятельности
его атрибутикой, давно зарекомендовавшей
себя на рынке соответствующих товаров
или услуг. Своим клиентам он старается
показать, что они приобретают
товар или получают услугу, абсолютно
тождественную аналогичным
Такие отношения весьма выгодны
их участникам. Первоначальный правообладатель
расширяет границы своего влияния
не только без каких бы то ни было
дополнительных затрат (на открытие филиалов,
создание совместных или дочерних компаний
и т.п.), но и получает прибыль в
виде платы от пользователя, а также
большие возможности контроля за
его производственно-
Вместе с тем здесь возникает проблема защиты интересов потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.
Список использованных нормативных актов
1. Гражданский Кодекс РФ от 1 января 1995 года.
2. Закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.) 3. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3517-I (с изменениями от 7 февраля 2003 г.) 4. Закон РФ от 9 июля 1993г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 20 июля 2004 г.)
5. Порядок регистрации договоров
коммерческой концессии (субконцессии)
(утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г.
№ БГ-3-09/730)
СПИСОК использованной литературы
1. Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право/Под ред. В.В.Залесского. М., 1998.
2. Гражданское право. Учебник. Том 2./ Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер-2004.
3. Гражданское право. Учебник. Часть 2. Издание пятое, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004
5. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001.