Международный договор франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного договора является использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в согласованном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Поскольку этот договор имеет предпринимательский характер, то его сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Международный договор франчайзинга.docx

— 157.83 Кб (Скачать файл)

Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:

- при прекращении принадлежащих  правообладателю прав на фирменное  наименование или коммерческое  обозначение без замены их  новыми аналогичными правами.  Такая ситуация возможна в  случае ликвидации юридического  лица или признания недействительной  регистрации его фирменного наименования. В этом случае договор прекращается  в безусловном порядке, поскольку  исчезает предмет договора (объект  обязательства). Если же происходит  изменение фирменного наименования  или коммерческого обозначения  правообладателя, у пользователя  есть право выбора - расторгнуть  договор или сохранить. Если же прекращается иное исключительное право (право на охраняемый патентом объект интеллектуальной собственности, такой, как изобретение, полезная модель, промышленный образец, а также на товарный знак), то это не влечет прекращения договора, поскольку такое право входит в комплекс исключительных прав в качестве дополнительных, а основным, определяющим судьбу договора, является право на использование фирменного наименования, которое носит бессрочный характер (ст. 1037 ГК);

- при изменении правообладателем  своего фирменного наименования  или коммерческого обозначения  и отсутствии согласия пользователя  на продолжение действия договора  в измененном виде. Изменение  фирменного наименования или  коммерческого обозначения правообладателя  свидетельствует об изменении  самого предмета договора. В этом  случае у пользователя появляется  право по своему выбору либо  продолжить концессионные отношения,  либо потребовать расторжения  договора. В случае продолжения  договора к пользователю переходит  право на использование нового  фирменного наименования или  коммерческого обозначения правообладателя.  Качественное изменение предмета  договора, если широко известная  "фирма" меняется на новую,  мало кому известную, может  повлечь дополнительный предпринимательский  риск и негативно отразиться  на прибыли пользователя, поэтому  одновременно он получает право  потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Изменение фирменного наименования или коммерческого обозначения  правообладателя является специальным  основанием для расторжения договора коммерческой концессии. Следовательно, здесь не требуется судебного  доказывания существенного изменения  обстоятельств как общего основания  для одностороннего расторжения  договора согласно ст. 451 ГК. Иными словами, не надо доказывать, что сторона в значительной мере лишается того, на что она могла бы рассчитывать при заключении договора на использование прежнего фирменного наименования. Достаточно констатировать факт его изменения.

Тем не менее если пользователь расторгает договор в связи с изменением фирменного наименования правообладателя, он имеет право потребовать возмещения связанных с этим убытков (ст. 1039 ГК);

- при объявлении одного  из участников договора банкротом  (поскольку при этом такой участник  лишается статуса предпринимателя). Это основание прекращения договора  тоже имеет специальный характер, ибо оно отсутствует в общем  перечне оснований прекращения  обязательств в гл. 26 ГК. ГК предполагает в качестве общего основания прекращения обязательства ликвидацию юридического лица (ст. 419). В то же время объявление его банкротом не всегда автоматически влечет его ликвидацию. В целях защиты прав его кредиторов законодатель предусматривает процедуры по восстановлению состоятельности юридического лица, например назначение внешнего управляющего, санацию (см. ст. 65 ГК, а также законодательство РФ о банкротстве). В случае банкротства предпринимателя (в том числе и гражданина, согласно ст. 25 ГК) основанием прекращения договора является вступившее в законную силу судебное решение о признании лица банкротом. На основании такого решения должна быть произведена запись об аннулировании регистрации договора в соответствующих государственных органах (п. 4 ст. 1037 ГК);

- если какое-либо исключительное  право, входящее в комплекс  исключительных прав, являющихся  предметом договора коммерческой  концессии, нa законных основаниях переходит к другому лицу, то договор коммерческой концессии сохраняется в силе. При этом на одной стороне - правообладателя - имеет место перемена лиц (правопреемство). Такая перемена возможна в случае реорганизации юридического лица, смерти физического лица - индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями в договоре коммерческой концессии, уступки правообладателем патента другому лицу. В этом случае применяются правила гл. 24 ГК "Перемена лиц в обязательстве" и ст.1038 ГК.

Если из всего комплекса  прав, являющихся предметом договора коммерческой концессии, к новому лицу переходит одно или несколько  прав, то договор сохраняется, но сторона-правообладатель  будет представлена уже несколькими  лицами. Эта множественность будет  носить долевой характер при делимости  предмета обязательства и солидарный - при неделимости, однако обязанности  этих лиц в отношении пользователя будут солидарными в силу общего правила п. 2 ст. 322 ГК.

Поскольку договор коммерческой концессии возможен лишь между предпринимателями, то в случае смерти правообладателя-гражданина договор сохраняет силу только тогда, когда наследник также является предпринимателем или успеет зарегистрироваться в качестве такового в течение 6 месяцев  со дня открытия наследства. Таким  днем признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим  в судебном порядке - день, указанный  в п. 3 ст. 45 ГК. Если наследник не является предпринимателем или не зарегистрировался  в этом качестве в указанный срок, договор коммерческой концессии  прекращается.

На период времени, пока наследник  не вступил в права наследования или не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, его интересы будут представлены в договоре управляющим, назначаемым  нотариусом. Помимо ст.1038 ГК основанием для возникновения таких отношений  является ст. 1173 ГК "Доверительное  управление наследственным имуществом" и ст. 1026 ГК, предусматривающая доверительное управление имуществом (абз. 4 п. 1).

3.3 Право пользователя  заключить договор коммерческой  концессии на новый срок

По правилам ст. 1035 ГК РФ, пользователь по договору коммерческой концессии  имеет право на заключение договора на новый срок на прежних условиях.

При этом должны быть соблюдены  следующие требования. Во-первых, пользователь должен быть добросовестным контрагентом, т.е. исполнить свои обязанности  по прежнему договору надлежащим образом (в соответствии с условиями договора). Во-вторых, приведенное правило действует  в отношении пользователей по договору коммерческой концессии, заключенному на определенный срок. Пользователь по договору, заключенному без указания срока его действия, не обладает таким правом.

Это правило защищает интересы пользователя как более слабой стороны  договора, оказывающейся после его  расторжения в весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность, не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя  сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем  положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам  правообладатель расширил сферу  свой деятельности. Кроме того, возобновление  договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

С другой стороны, такое право  пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило бы законным интересам  правообладателя, который, например, может  утратить интерес к рынку, где  работал пользователь. Поэтому возможность  понуждения правообладателя к возобновлению  договорных отношений с пользователем  ограничивается законом. Разумеется, правообладатель  может отказать в возобновлении  договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности  по ранее действовавшему договору (п.1 ст.1035 ГК). Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК). Иными словами, такой запрет ограничен пространственными и временными пределами. В течение этого же 3-летнего периода времени прежний контрагент сохраняет за собой преимущественное право на заключение договора. То есть, если в течение 3 лет после прекращения предыдущего договора правообладатель пожелает заключить договор коммерческой концессии на данной территории с передачей того же комплекса прав, он обязан направить оферту прежнему пользователю. В противном случае прежний пользователь может требовать возмещения понесенных им убытков включая упущенную выгоду.

В п. 2 ст.1035 ГК указывается, что  условия нового договора должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора. Действительно, законодатель, таким образом, в большей степени защищает интересы пользователя. Однако формулировка п. 1 данной статьи об обязанности правообладателя заключить договор на прежних условиях ставит его в невыгодную ситуацию. Например, условие о цене договора вряд ли возможно фиксировать в тех же цифрах, учитывая меняющуюся коңюнктуру на рынке, а также инфляционные тенденции нынешней экономической ситуации в стране. Стороны, однако, вправе заключить новый договор на новых условиях по взаимному согласию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из изученного материала, можно сделать следующий вывод: договор коммерческой концессии  заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и  т.п.), расширения сети рынков сбыта  товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его  от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности - изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и др. охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату (см., например, ст.13 Патентного закона).

Речь идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно - у коммерческой организации  со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих  ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или  оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о  технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и  иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.

Таким образом, предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями  выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей  себя на рынке соответствующих товаров  или услуг. Своим клиентам он старается  показать, что они приобретают  товар или получают услугу, абсолютно  тождественную аналогичным результатам  деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что  эту услугу им фактически оказывает  сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь  независимым участником оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую  деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя).

Такие отношения весьма выгодны  их участникам. Первоначальный правообладатель  расширяет границы своего влияния  не только без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных или дочерних компаний и т.п.), но и получает прибыль в  виде платы от пользователя, а также  большие возможности контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. Последний же выходит  на сложившийся рынок в форме  уже известного, зарекомендовавшего себя потребителям производителя или  услугодателя, не неся при этом расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому франчайзинг характеризуют как "удачный союз умной головы (правообладателя) и прилежной посредственности".

Вместе с тем здесь  возникает проблема защиты интересов  потребителя (услугополучателя), которому необходимо обеспечить получение товаров или услуг такого же качества, как и производимых или оказываемых первоначальным правообладателем. Потребитель не должен страдать от подмены (замены) одного услугодателя другим, использующим чужую вывеску. Кроме того, соглашения участников франчайзинга могут содержать и некоторые условия, по существу, монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта соответствующих товаров или услуг. Учет этих обстоятельств составляет основу законодательного регулирования института франчайзинга.

 

Список использованных нормативных  актов

1.  Гражданский Кодекс РФ от 1 января 1995 года.

2.  Закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.) 3.  Патентный закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3517-I (с изменениями от 7 февраля 2003 г.) 4.  Закон РФ от 9 июля 1993г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 20 июля 2004 г.)

5.  Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) 
(утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730)

СПИСОК использованной литературы

1.  Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право/Под ред. В.В.Залесского. М., 1998.

2.  Гражданское право. Учебник. Том 2./ Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер-2004.

3.  Гражданское право. Учебник. Часть 2. Издание пятое, переработанное и дополненное./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: 2004.

4.  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004

5.  Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001.

Информация о работе Международный договор франчайзинга