Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:24, реферат
Данный объект формирует следующую цель реферата: выявить особенности инвестирования в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
2) изучить инвестиционный климат в России;
3) рассмотреть систему правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России;
4) изучить международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции.
Введение………………………………………………………………….……………..……3
1. Экономическая сущность иностранных инвестиций………………………………..….4
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация.
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России.
2. Инвестиционный климат…………………………………………………………………14
2.1 Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современных условиях.
2.2 Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций.
3. Регулирование иностранных инвестиций…………………………………………...…..20
.
3.1 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России.
3.2 Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции
3.3 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………….28
Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. «Нестле» является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Нестле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети -- более 500 млн долл.
Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следующем: сначала компания открывает 3--4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллионным населением. Западноевропейские компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:
1) строительство новых магазинов;
2) приобретение местных торговых сетей;
3) использование франчайзинговых схем.
На конец 2008 г. западноевропейским торговым фирмам принадлежало 86 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге.
Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные исследователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям западных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынка сбыта.
2. Инвестиционный климат
2.1 Экономико-правовые
формы осуществления
Проблема экономико-правовых форм осуществления иностранных инвестиций в России должна быть рассмотрена здесь в нескольких аспектах:
1) в аспекте оценки того
2) в аспекте оценки свободы
выбора формы предпринимательск
3) в-третьих, необходимо дать
оценку тех гарантий, которые
российское законодательство
По всем этим вопросам мы находим ясный ответ в Законе № 160-ФЗ и в ряде других законодательных актов.
Относительно режима деятельности иностранных инвесторов ст. 4 этого Закона предусматривает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными, законами». Таким образом, не принимая режима наибольшего благоприятствования, Россия предоставляет иностранным инвесторам равные с российскими экономическими субъектами возможности деятельности. Предоставление иностранцам равных возможностей является средством привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Некоторые ограничения, которые существуют в этой сфере, вытекают из необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации, или, как говорится в п. 2 той же статьи, «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Так, например, иностранцам предоставлено равное право приобретения земли, в том числе, хотя и ограниченно, земель сельскохозяйственного назначения (что не допускается законодательством ряда европейских государств). Полный запрет на подобные приобретения установлен только для приграничных территорий страны.
Относительно свободы выбора формы предпринимательских структур, возникающих в России в результате иностранных инвестиций, можно отметить прежде всего факт постепенного отказа от различных ограничений, которые существовали для этого выбора в предшествующий и начальный периоды российских экономических реформ.
До появления российского
Вместе с тем российское законодательство предусматривает ряд разумных ограничений по характеру деятельности некоторых структур, создаваемых с участием иностранного капитала, и статусу их дочерних и зависимых обществ. Так, для филиалов иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации в соответствии с Законом № 160-ФЗ разрешено выполнение всех или части функций создавших их юридических лиц (головных организаций), если сами эти организации имеют коммерческий характер и несут непосредственную имущественную ответственность в связи с выполнением филиалами этих функций. Для дочерних и зависимых обществ, создаваемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями, Закон отказывает в предоставлении правовой защиты, гарантий и льгот, которыми эти коммерческие организации пользуются. Дочерние и зависимые общества, таким образом, рассматриваются уже как чисто российские структуры.
Рассмотрим теперь совокупность гарантий, предоставляемых иностранному инвестору. Некоторые из гарантий в целом очевидны и бесспорны, а некоторые имеют весьма принципиальный характер и вытекают из тех идейных позиций, которыми руководствуются власти Российской Федерации в сфере взаимоотношений с нерезидентами. Именно эти гарантии и являются основными факторами, формирующими инвестиционный климат в стране и определяющими его суть: может ли он быть охарактеризован как благоприятный для привлечения инвестиций в страну или же, наоборот, он сдерживает приток этих инвестиций.
Перечень гарантий и льгот дает основание сделать вывод, что в некоторых случаях иностранный инвестор имеет даже более благоприятный правовой режим, чем российские коммерческие структуры. Так, только лишь в последнее время для российских предприятий была предоставлена возможность вывоза средств для вложений в зарубежные активы. Для иностранных же инвесторов эта возможность была законодательно закреплена изначально. При приобретении российским предприятием инвестиционных товаров за рубежом существует обязанность уплаты ввозных пошлин по многим из этих товаров. Иностранный же инвестор, ввозящий имущество на территорию России для взноса его в уставный капитал организуемого совместного предприятия или предприятия с активами, целиком принадлежащими ему, освобождается от уплаты этих пошлин в случае осуществления приоритетных инвестиционных проектов. Таковыми Закон считает инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд. руб. или проекты, в которых минимальная доля иностранного участника в уставном капитале создаваемой коммерческой организации с иностранным участием составляет не менее 100 млн. руб. при исчислении в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Эти проекты получают действительный статус приоритетных при включении их в перечень, утверждаемый Правительством РФ.
Для приоритетных инвестиционных проектов Закон предусматривает постоянство налоговой нагрузки в случаях неблагоприятного изменения национального законодательства на весь период окупаемости этих проектов, но не свыше семи лет.
Ряд льгот предоставляется
Возникает вопрос, достаточно ли этих гарантий и льгот для того, чтобы стимулировать приток иностранных инвестиций, и особенно прямых, в Россию? Сами по себе они совершенно необходимы, но все же динамика притока этих инвестиций будет зависеть от совокупности факторов, формирующих инвестиционный климат в стране.
Проблема создания инвестиционного климата, благоприятного для развития инвестиционной деятельности нерезидентов в стране, принимающей их инвестиции, шире, чем проблема гарантий для них. Поэтому она должна быть рассмотрена отдельно. А применительно к гарантиям следует оценить, прежде всего, их действенность. И здесь один из главных, можно сказать, решающих моментов -- это уровень защиты прав собственности иностранных инвесторов. Российский опыт не только 90-х гг. прошлого века -- времени первоначального накопления, но и первого десятилетия XXI в. -- периода постепенного перехода к цивилизованным формам бизнеса -- говорит о том, что уровень корпоративного российского права еще крайне низок. Вся совокупность правовых норм, относящихся к созданию, деятельности, формам управления и методам принятия решений, недостаточно защищает корпоративных собственников от недружественных поглощений, получивших во всем мире название рейдерства.
2.2 Характер воздействия
инвестиционного климата на
Под инвестиционным климатом следует понимать степень соответствия политических, социальных, экономических, природных факторов потенциальным намерениям в данном случае иностранного инвестора вложить свой капитал в различные проекты на территории данной страны, региона, муниципального образования. Инвестиционный климат может быть различным относительно разных видов инвестиций. Например, высокая доходность кредитов при прочих равных условиях будет способствовать усилению активности в сфере прочих инвестиций. Наоборот, ограничения на размер активов некоторых российских предприятий, которые могут находиться в руках иностранцев, будут сдерживающим фактором для прямых и портфельных инвестиций.
Достаточно трудно дать количественную оценку уровня инвестиционного климата. Принято оценивать его в общем как благоприятный, либо неблагоприятный, либо в некоторых случаях как нейтральный. Вместе с тем факторы, его образующие, имеют далеко не равнозначное значение.
Первой по важности группой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Причем опыт ряда стран (Чили, Китай) говорит о том, что иностранный инвестор, в общем, безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В то же время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов, как во внутренней, так и во внешнеэкономической сфере. К их числу следует также отнести следующие:
· сложность и недостаточную эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;
· допускаемый иногда произвол региональных властей;
· чрезмерно усложненные
· недостаточный уровень гласност
· высокую степень
Иностранный бизнес, как и российский,
волей-неволей
Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Безусловно, положительным является то, что российское законодательство, которое складывалось постепенно, сейчас содержит обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в, то, же время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становится убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.