Мировой опыт использования иностранных инвестиций и возможности его применения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Данный объект формирует следующую цель реферата: выявить особенности инвестирования в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
2) изучить инвестиционный климат в России;
3) рассмотреть систему правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России;
4) изучить международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……………..……3
1. Экономическая сущность иностранных инвестиций………………………………..….4
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация.
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России.
2. Инвестиционный климат…………………………………………………………………14
2.1 Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современных условиях.
2.2 Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций.
3. Регулирование иностранных инвестиций…………………………………………...…..20
.
3.1 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России.
3.2 Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции
3.3 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие:

 

· размер и характер внутреннего  и внешнего рынков;

 

· характер налоговой системы;

 

· наличие и степень развития инфраструктуры;

 

· возможные пределы участия  иностранных инвесторов в активах  и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в  результате инвестиций;

 

· уровень цен и оплаты труда;

 

· наличие государственных гарантий для инвесторов;

 

· способы таможенного и валютного  регулирования ВЭО;

 

· динамика курса национальной валюты и степень его соответствия паритету покупательной способности в  сопоставлении с валютой, в которой  осуществляются инвестиционные вложения;

 

· наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций;

 

· роль профсоюзов и степень их влияния на действия менеджмента  предприятий в сфере организации  и оплаты труда;

 

· уровень корпоративной культуры и степень соответствия информации о ходе и результатах производства на предприятиях страны-реципиента международным стандартам;

 

· возможности репатриации доходов  и прибыли, полученных в результате иностранных инвестиций.

 

Очевидно, что каждый из перечисленных  экономических факторов может оказать определяющее воздействие на уровень эффективности вложений иностранного капитала в стране. Все они поддаются достаточно точной количественной оценке и всегда должны находиться в поле зрения структур, причастных к осуществлению этих инвестиций.

 

Еще одной важной составляющей инвестиционного  климата является группа социальных факторов:

 

· жизненный уровень населения  страны, где осуществляются иностранные  инвестиции;

 

· особенности быта этого населения;

 

· уровень современной культуры населения и его образовательный уровень;

 

· структура доходов и расходов населения;

 

· степень законопослушности и  дисциплинированности населения;

 

· менталитет населения;

 

· уровень менеджмента в сфере  производства и общественной жизни;

 

· степень соответствия квалификации кадров, которые будут использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

 

· характер и устойчивость обычаев  делового оборота.

 

Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки  и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет эта совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть быстро изменен, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ. Такая ситуация очень хорошо отражается известной русской пословицей: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь».

 

Природные факторы инвестиционного  климата, как то: средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д., наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

 

Анализ инвестиционного климата  осуществляется, прежде всего, на качественном уровне. Но в теории, да и на практике, есть немало попыток дать количественные оценки его составляющим и сформировать общую интегральную его характеристику, которая могла бы быть ориентиром для инвесторов в принятии ими решений о вложениях капиталов в той или иной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование  иностранных инвестиций

 

 

3.1 Система правовых  норм в сфере регулирования  иностранных инвестиций в России

 

 

С переходом России к открытой экономике  началась интенсивная нормотворческая  работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в  стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система  регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны, как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

 

Инвестиционные контракты с  нерезидентами, как правило, заключаются  либо в валюте их стран, либо в международных резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

Большое значение для регулирования  отношений в инвестиционной сфере  имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

 

Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений  полезных ископаемых на началах раздела  продукции, передача нерезидентами  российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.

 

В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных  инвестиций на протяжении всего периода  с начала российских экономических  реформ было издано также большое число подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств РФ и т.д.

 

При анализе системы национальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения  с нерезидентами, всегда возникают  два вопроса: о приоритетности этих норм и об их полноте. На первый из этих вопросов Закон № 160-ФЗ в ст. 10 отвечает, что в случае спора в суде наряду с применением федеральных законов применяются нормы международных договоров Российской Федерации, а сам спор может разрешаться не только в российском суде, но в международном арбитраже. В данном случае нельзя говорить о том, что в случае правовой коллизии, т.е. расхождения национальных норм и международных соглашений, ратифицированных в Российской Федерации, приоритет принадлежит международным соглашениям. Но определенное преимущество нерезидентов, могущих использовать в споре нормы международных договоров, перед российскими предпринимательскими структурами здесь налицо.

 

Что же касается полноты этих норм, то, в общем, правовые институты всегда возникают с некоторым отставанием от практики. И в этом смысле любая система права отличается некоторой неполнотой. В то же время анализ показывает, что имеющаяся на сегодня в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответ на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного развития и совершенствования.

 

3.2 Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции

 

 

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

1) двусторонние межправительственные  соглашения о поощрении и взаимной  защите инвестиций;

 

2) региональные инструменты регулирования;

 

3) многосторонние соглашения.

 

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

 

1) двусторонние соглашения о  взаимном поощрении и защите  капиталовложений;

 

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

 

В настоящее время в мире насчитывается  около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых  были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны -- главные экспортеры капитала, и с другой -- развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

 

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций -- соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

 

В преамбуле таких соглашений, как  правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

 

· национальный режим, при котором  иностранным инвесторам предоставляется  тот же экономический режим, что  и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);

 

· режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

 

В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка -- предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».

 

Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной  потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации  его собственности. В связи с  этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

 

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

 

Важным элементом современной  международной правовой базы для  иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой -- создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

 

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира -- развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Информация о работе Мировой опыт использования иностранных инвестиций и возможности его применения в России