Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:24, реферат
Данный объект формирует следующую цель реферата: выявить особенности инвестирования в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
2) изучить инвестиционный климат в России;
3) рассмотреть систему правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России;
4) изучить международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции.
Введение………………………………………………………………….……………..……3
1. Экономическая сущность иностранных инвестиций………………………………..….4
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация.
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России.
2. Инвестиционный климат…………………………………………………………………14
2.1 Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современных условиях.
2.2 Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций.
3. Регулирование иностранных инвестиций…………………………………………...…..20
.
3.1 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России.
3.2 Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции
3.3 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………….28
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
3.3 Опыт зарубежных
стран по обеспечению
Принимая решение об осуществлении инвестиций в экономику той или иной страны, потенциальный иностранный инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.
Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие:
- Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
- Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.
- Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
- Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
- Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
- Введение ускоренной амортизации.
- Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
- Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
- Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
- Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
- Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом -- с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие:
1. Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
«Налоговые каникулы» -- полное или
частичное освобождение коммерческой
организации от уплаты налога на прибыль
в течение определенного
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д.
2. Финансовые стимулы -- различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
3. Нефинансовые стимулы -- создание
благоприятного климата для
В тех или иных комбинациях эти
меры привлечения иностранных
Во-первых, промышленно развитые страны
отдают предпочтение финансовым стимулам
перед налоговыми. Это объясняется
тем, что финансовое стимулирование
позволяет правительству
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в так называемые зоны развития - территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла за два года иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд. долл. благодаря предоставлению следующих льгот:
· снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;
· финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);
· субсидии на оплату аренды (в размере 45--60%) и приобретение недвижимости (в размере 45--60%);
· содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка -- положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки - так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) - положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
По российскому
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:
· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности;
· право беспрепятственно распоряжаться прибылью;
· право на репатриацию прибыли
-- вывоз прибыли иностранным
· право на достаточную компенсацию -- справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества;
· недопущение так называемой ползучей
экспроприации, т.е. введения принимающей
страной таких методов
· включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;
· возможность использования
Заключение
Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.
Наиболее привлекательные
В региональной структуре наблюдается неравномерность распределения иностранных инвестиций. Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об
2. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист 2007, №1
3. Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов - М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2007.
5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001
6. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. - 2007. - №9
7. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. - 2007. - №5. - с.19-24, №6
8. Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. - 2007. - №16