Мировой опыт использования иностранных инвестиций и возможности его применения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Данный объект формирует следующую цель реферата: выявить особенности инвестирования в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
2) изучить инвестиционный климат в России;
3) рассмотреть систему правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России;
4) изучить международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……………..……3
1. Экономическая сущность иностранных инвестиций………………………………..….4
1.1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация.
1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономике России.
2. Инвестиционный климат…………………………………………………………………14
2.1 Экономико-правовые формы осуществления иностранных инвестиций в российской экономике в современных условиях.
2.2 Характер воздействия инвестиционного климата на структуру, размеры и динамику иностранных инвестиций.
3. Регулирование иностранных инвестиций…………………………………………...…..20
.
3.1 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России.
3.2 Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции
3.3 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.

 

3.3 Опыт зарубежных  стран по обеспечению стабильности  деятельности иностранного инвестора

 

 

Принимая решение об осуществлении  инвестиций в экономику той или  иной страны, потенциальный иностранный  инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.

 

Здесь же следует ограничиться замечанием о том, что в последние годы многие страны предприняли меры по либерализации национальных законов  об иностранных инвестициях, внеся  в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие:

 

- Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).

 

- Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.

 

- Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».

 

- Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.

 

- Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.

 

- Введение ускоренной амортизации.

 

- Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.

 

- Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.

 

- Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.

 

- Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.

 

- Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

 

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом -- с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

 

К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор  мер, используемых для привлечения  иностранного капитала. Среди них  наибольшее значение имеют следующие:

 

1. Налоговые стимулы: налоговые  льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

 

«Налоговые каникулы» -- полное или  частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль  в течение определенного периода  времени после размещения инвестиций.

 

Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д.

 

2. Финансовые стимулы -- различного  рода субсидии, предоставление кредитов  и займов по льготным условиям, гарантии их получения.

 

3. Нефинансовые стимулы -- создание  благоприятного климата для эффективного  функционирования иностранного  капитала, развитие законодательной  базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

 

В тех или иных комбинациях эти  меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет  выделить следующие особенности  методов их привлечения, характерные  для различных групп стран.

 

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется  тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

 

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция  к более широкому использованию  нефинансовых мер, таких как упрощение  административных процедур, создание свободных экономических зон  и др.

 

Особое внимание уделяется привлечению  иностранных инвестиций в так называемые зоны развития - территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла за два года иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд. долл. благодаря предоставлению следующих льгот:

 

· снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в  течение пяти лет;

 

· финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);

 

· субсидии на оплату аренды (в размере 45--60%) и приобретение недвижимости (в размере 45--60%);

 

· содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.

 

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения  условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

 

Стабилизационная оговорка -- положение  договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

 

Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки - так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) - положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

 

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение  срока окупаемости инвестиционного  проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.

 

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

 

В целом можно сделать вывод, что многие страны, в том числе  развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

 

· право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими  их деятельности;

 

· право беспрепятственно распоряжаться  прибылью;

 

· право на репатриацию прибыли -- вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения;

 

· право на достаточную компенсацию -- справедливую рыночную стоимость  национализируемого иностранного имущества;

 

· недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей  страной таких методов регулирования  иностранных инвестиций, которые  имеют целью их фактическую конфискацию;

 

· включение в законодательные  акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок;

 

· возможность использования средств  защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.

 

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

 

Наша страна привлекает капитал, в  основном, в форме прямых и портфельных  инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

 

В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а  именно кредиты. Так как кредитные  вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

 

Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

 

Российская экономика большую  часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран  в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

 

Наиболее привлекательные отрасли  для иностранных инвестиций - это  топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная  торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

 

В региональной структуре наблюдается  неравномерность распределения  иностранных инвестиций. Характерной  для региональной структуры иностранных  инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1. Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г.//Нормативная база «Консультант  Плюс».

 

2. Амосов А. Результативны ли  иностранные инвестиции? // Экономист 2007, №1

 

3. Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2006, №9

 

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов - М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2007.

 

5. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2001

 

6. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. - 2007. - №9

 

7. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. - 2007. - №5. - с.19-24, №6

 

8. Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. - 2007. - №16

Информация о работе Мировой опыт использования иностранных инвестиций и возможности его применения в России