Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта кондитерского цеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение эффективности инвестиционного проекта с применением наиболее распространенных методов ее оценки.
Задачи данной работы: рассмотрение принципов и этапов оценки эффективности; определение показателей эффективности инвестиционного проекта, которые позволяют организации правильно сделать выбор в пользу того или иного проекта.
В курсовой работе будут рассмотрены 2 инвестиционных проекта которые отвечают конъюнктуре рынка и производственным возможностям предприятия. С помощью различных методов оценки эффективности ИП попробуем выбрать наиболее эффективный.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……......3
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности инвестиционных проектов………………………………………………………………………........6
Сущность и классификация инвестиционных проектов………………...6
Понятие и виды эффективности инвестиционных проектов ….............15
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов...................18
Глава 2. Общая характеристика предприятия ОАО «Хлебный дом»...............25
2.1 Общая технико-экономическая характеристика предприятия................25
2.2 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Хлебный дом»....28
2.3 Анализ финансовых показателей ОАО «Хлебный дом»........................32
Глава 3. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта кондитерского цеха...............................................................................................35
3.1 Содержание инвестиционного проекта по созданию кондитерского цеха.........................................................................................................................35
3.2 Оценка эффективности инвестиционного проекта ...............................38
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованной литературы......................................................

Файлы: 1 файл

оценка эффективности инвестиционного проекта.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Классификация  методов оценки инвестиционных проектов

  1. Статистические методы. Используются следующие методы.

Срок окупаемости  инвестиций. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов от инвестиции. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на годовой доход, обусловленный ими. При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Если прибыль распределена неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом. Общая формула расчета показателя РР имеет вид

.

Этот метод позволяет  судить о ликвидности и рискованности  проекта, так как длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью риска, поэтому, чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным считается проект. Метод РР успешно используется для быстрой отбраковки проектов, а также в условиях сильной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств: эти обстоятельства ориентируют предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.(10, с.301-309)

Метод простой нормы  прибыли. При использовании этого метода средняя за период жизни проекта чистая бухгалтерская прибыль сопоставляется со средними инвестициями (затратами основных и оборотных средств) в проект.

Метод не дает возможности  судить о предпочтительности одного из проектов, имеющих одинаковую простую  бухгалтерскую норму прибыли, но разные размеры средних инвестиций:

,

где -чистая бухгалтерская прибыль от проекта;

-инвестиции.( 9, с.269-277)

  1. Динамический методы.

Определение ставки дисконтирования. В отношении инвестиционных проектов процентная ставка (ставка дисконтирования) называется барьерной. Она определяет ту финансовую отдачу, которую инвестор ожидает от своих инвестиций. В соответствии с теорией финансового менеджмента эта отдача включает два компонента: свободную от риска ставку и страховую премию. В общем виде эта формула выглядит следующим образом:

Требуемая отдача = Свободная от риска ставка + Страховая  премия.

Свободная от риска ставка представляет собой минимально приемлемый доход от инвестиций в отсутствие практически всех рисков. Также инвесторы  требуют страховую премию в качестве платы за финансирование фирмы, подвергающейся рискам в процессе реализации инвестиционных проектов. Числовое выражение уровня риска предприятия получается комбинацией среднего значения стоимости акционерного капитала и стоимости долга, которое определяется как средневзвешенная стоимость капитала.

Чистая приведенная  стоимость. Основан на сопоставлении величины инвестиционных затрат ( ) и общей суммы скорректированных во времени будущих денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. При заданной норме дисконта можно определить современную величину всех оттоков и притоков денежных средств в течение экономической жизни проекта, а также сопоставить их друг с другом. Результатом такого сопоставления будет положительная или отрицательная величина (чистый приток или чистый отток денежных средств), которая показывает, удовлетворяет или нет проект принятой норме дисконта.

Чистая приведенная  стоимость по проекту определяется по следующей формуле:

,

где r – норма дисконта;

n – число периодов реализации проектов;

 - чистый поток платежей в периоде t,

 - суммарные поступления от проекта в периоде t,

 - суммарные выплаты по проект в периоде t.

Если рассчитанная таким  образом чистая современная стоимость потока платежей больше нуля (NPV> 0), то в течение своей экономической жизни проект возместит первоначальные затраты и обеспечит получение прибыли согласно заданному стандарту г, а также ее некоторый резерв, равный NРV. Отрицательная NPV показывает, что заданная норма прибыли не обеспечивается и проект убыточен. При NPV = 0 проект только окупает произведенные затраты, но не приносит дохода. Однако проект с NPV = 0 имеет все же дополнительный аргумент в свою пользу — в случае реализации проекта объемы производства возрастут, т.е. компания увеличится в масштабах.(15, с.226-238)

Общее правило для NPV: если NPV> 0, то проект принимается, в противном случае его следует отклонить.

Внутренняя норма  рентабельности инвестиций. Внутренняя норма рентабельности — наиболее широко используемый критерий эффективности инвестиций. Под внутренней нормой рентабельности понимают значение ставки дисконтирования r, при котором чистая современная стоимость инвестиционного проекта равна нулю:

,

IRR=r, при котором NPV= f(r) =0.

Таким образом, IRR находиться из уравнения

где -входной денежный поток j-й период,

INV – сумма инвестиции.

IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

При NPV = 0 современная стоимость проекта (PV) равна по абсолютной величине первоначальным инвестициям , следовательно, они окупаются. В общем случае, чем выше значение IRR, тем больше эффективность инвестиций. Значение IRR сравнивают с заданной нормой дисконта г. При этом если IRR > г, то проект обеспечивает положительную NPV  доходность, равную IRR - г. Если IRR < г, затраты превышают доходы, и проект будет убыточным.

Модифицированная  внутренняя норма рентабельности. Основной недостаток, присущий IRR в отношении оценки проектов с неординарными денежными потоками, может быть преодолен с помощью его аналога MIRR, приемлемого для анализа любых проектов. Этот метод представляет собой более совершенную модификацию метода внутренней ставки рентабельности, расширяющую возможности последнего.

Метод дает более точную оценку ставки реинвестирования и снимает проблему множественности ставки рентабельности.

Общая формула расчета  имеет вид

где - отток денежных средств в t-м периоде (по абсолютной величине);

- приток денежных средств в  t-м периоде;

r- стоимость источника финансирования данного проекта;

n – продолжительность проекта.

Индекс рентабельности проекта. Индекс рентабельности показывает, сколько единиц современной стоимости денежного потока приходится на единицу предполагаемых первоначальных затрат. Для расчета показателя PI используется формула

где    — денежные поступления в конце t-го периода;

 — денежные выплаты в конце t-го периода;

r        — ставка дисконта.

Если критерий PI > 1, то современная стоимость денежного потока проекта превышает первоначальные инвестиции, обеспечивая тем самым наличие положительной NPV — чистой дисконтированной стоимости; при этом норма рентабельности превышает заданную, т.е. проект следует принять.

При PI < 1, проект не обеспечивает заданного уровня рентабельности, и его следует отвергнуть.

Если PI = 1, то инвестиции не приносят дохода, проект ни прибыльный, ни убыточный.(14, с.501-518)

Таким образом, критерий PI характеризует эффективность вложений.

В отличие от чистого  приведенного эффекта индекс рентабельности — относительный показатель. Поэтому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

Недостатком индекса  рентабельности является то, что он не всегда обеспечивает однозначную оценку эффективности инвестиций, и проект с наиболее высоким PI может не соответствовать проекту с наиболее высокой NPV. В связи с этим он чаще используется как дополнение к критерию NPV.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций. Дисконтированный срок окупаемости представляет собой число периодов (как правило, лет), в течение которых будут возмещены вложенные инвестиции. Этот критерий характеризует ликвидность и косвенно риск проекта. Его можно рассматривать в качестве точки безубыточности, т.е. момента, к которому окупаются все затраты по финансированию проекта и начиная с которого генерируются чистые поступления денежных средств.

В общем случае, чем  меньше срок окупаемости, тем более  эффективен проект. На практике DPP сравнивают с некоторым заданным периодом времени.

Если DPP < n, проект принимается, в противном случае его следует отклонить.

К достоинствам этого  метода следует отнести простоту интерпретации, а также то, что он является единственной формальной характеристикой ликвидности проекта.

Однако недостаток DPP заключается в игнорировании денежных потоков, возникающих после периода окупаемости. Как правило, критерий DPP дополняет анализ критериев NPV и IRR.(13, с.11-19)

Анализ  инвестиционных проектов в условиях инфляции

При оценке эффективности капитальных вложений необходимо по гости (или если целесообразно) учитывать влияние инфляции. Это можно делать корректировкой на индекс инфляции (i) либо будущих поступлений, либо ставки дисконтирования. Наиболее корректной, и более трудоемкой в расчетах является методика, предусматривающая корректировку всех факторов, влияющих на денежные потоки сравниваемых проектов. Среди основных факторов: объем выручки и переменные расходы. Корректировка может осуществляться с использованием различных индексов, поскольку индексы цен на продукцию коммерческой организации и потребляемое ею сырье могут существенно отличаться от индекса инфляции. (18) С помощью таких пересчетов исчисляются новые денежные потоки, которые и сравниваются между собой с помощью критерия NРV.

Более простой является методика корректировки ставки дисконтирования  на индекс инфляции.

Глава 2. Общая характеристика предприятия ОАО «Хлебный дом»

 

2.1 Общая технико-экономическая   характеристика предприятия

Открытое акционерное  общество «Хлебный дом» основано в 1946 г., в первое время вырабатывал до 40 тонн хлебобулочных изделий в сутки. На заводе преобладал ручной труд: тестоприготовление в дежах, расстойка в камерах на вагонетках, загрузка тестовых заготовок и выгрузка хлеба из печи вручную. После Великой Отечественной войны коллектив завода пережил трудности послевоенного времени, снабжая своей продукцией тружеников тыла и воинов Советской Армии. В последующие годы завод рос и развивался: установлены 4 расстойно-печных агрегата «ХПА-40», 4 тестоприготовительных агрегата «ХТР», 5 печей «ФТЛ-2», две линии для выработки сладкой соломки. Реконструированы дрожжевое и тестоприготовительное отделения, осуществлена механизированная выгрузка хлеба.

В 1950 г. построен бараночный цех, организовано производство бараночных изделий. Внедрено бестарное хранение муки. Построены проходная с автовесами, материальный склад.

Хлебозавод в 1993 г. в  результате приватизации преобразован а акционерное общество открытого  типа. Производственная мощность доведена до 100 тонн хлебобулочных изделий в ассортименте в сутки.

Ассортимент выпускаемой  продукции представлен 53 наименованием.

Для выработки хлебобулочных  изделий на предприятии имеется  четыре поточные линии, четыре расстойно-печных агрегатов ХПА-40(34,5 т в сутки) и  две печи ФТЛ-2(13,2 т в сутки). Бараночное производство оснащено тремя линиями с печами ФТЛ-2, одна линия завода для выработки соломки(1,2 т в сутки) и одна пряничная линия. Также имеется цех для производства кукурузной палочки и мармелада. Производственные мощности загружены на 54%.

Основным сырьем на производстве является мука пшеничная высшего  сорта, 1 сорта, 2 сорта, ржаная обдирная. Объем поставки муки зависит от выпуска, в настоящее время объем запаса составляет до 10 дней. Прочее сырье: сахар, маргарин, масло растительное, яйца и яичный порошок, другие ингредиенты поступают от дилеров заводов-изготовителей. Поставки осуществляются по потребностям и в зависимости от срока хранения сырья.

Организацией сбыта  продукции на предприятии занимается отдел сбыта. Потребители делятся на следующие группы: 1. 409 магазинов 2. 29 супермаркетов 3. 129 киосков 4. 49 иногородних торговых точек 5. 13 школьных и дошкольных учреждений 6. 8 больниц и санаторий. Предприятие имеет договор поставки с большинством своих потребителей и стремится к заключению таких договоров со всеми потребителями.

Направления инвестиционной деятельности предприятия. Инвестиционная активность предприятия остаётся на очень низком уровне. Исходя из данных за 1998-2003гг. инвестиционная деятельность на заводе не проводилась. По информации из компетентных источников завод планирует запустить кондитерское производство, и даже уже производит некоторую продукцию кондитерского цеха (например мармеладную продукцию). На каком этапе находится реализация инвестиционного проекта на сегодняшний момент узнать не предоставляется возможным из-за отсутствия достоверных данных.

Информация о работе Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта кондитерского цеха