Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотреть теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций, а так же структурный, типовой анализ поступивших иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за последние 5 лет.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
с теоретической точки зрения рассмотреть, что такое иностранные инвестиции их сущность и понятие, влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
Провести анализ и оценку размера иностранных инвестиций в России в 2006-2010 годы;
Рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России, пути их преодоления, регулирование иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1.
Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
5
1.1.
Сущность, основные понятия и классификация. . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Влияние иностранных инвестиций на развитие экономики страны-реципиента………..………………………………………..
12
1.3.
Основные способы осуществления иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………….
18
Глава 2.
Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . ….
22
2.1.
Анализ структуры иностранных инвестиций в России……….. . . …………………………………………………….
22
2.2.
Анализ иностранных инвестиций по типам инвесторов и видам экономической деятельности…………………………..…… . . . . .
28
2.3.
Структура иностранных инвестиций по основным странам инвесторам……………………. . ….. . …………………………….
32
Глава 3.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России…….………………………………………………………….
43
3.1.
Анализ проблематики привлечения иностранных инвестиций…………………………………………………………..
43
3.2.
Регулирование иностранных инвестиций………………………...
47

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ВКР_Иностранные инвестииции в России.docx

— 164.74 Кб (Скачать файл)

Значение иностранных  капиталовложений для России, безусловно, значительно. Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов. Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии частого реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд. долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

Для улучшения инвестиционного  климата и стабилизации экономики  требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране, как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций. Инвестиционный потенциал России обеспечивается высоким уровнем спроса на капиталовложения со стороны производственного сектора и существующими предпосылками для его реализации:12

  1. многочисленные квалифицированные и относительно дешевые кадры проектантов, застройщиков, подрядчиков, инженеров, конструкторов, других специалистов, а также рабочих массовых профессий;
  2. достаточно мощный научный потенциал, особенно в области физических, космических, технических и естественных дисциплин;
  3. разветвленная, хотя и сильно изношенная производственная, инженерная, транспортная и другие инфраструктуры;
  4. емкий и ненасыщенный внутренний рынок.

Важную роль в повышении  привлекательности производственных инвестиций играют проектирование и  строительство. От их качества и эффективности во многом зависят темпы и масштабы развития новых и действующих предприятий и организаций, а также уровень жизни россиян. Государственная политика по привлечению и защите иностранных инвестиций должна учитывать соответствующие настроения отечественных промышленников и предпринимателей.

Они могут ожидать от масштабного  прихода крупного зарубежного капитала не только новых широких перспектив повышения своей конкурентоспособности, поднятия эффективности своих инвестиций, вытеснения импорта с российских рынков, выхода на внешние рынки, приобщения к передовым ноу-хау и технологиям, расширения ресурсов технического перевооружения производства, но и рассчитывать на либерализацию антимонопольной политики, быстрейшую консолидацию отечественных капиталов, на облегчение налогового бремени, на новые субсидии, льготы, скидки, на протекционистские меры государства, на отказ от политики укрепления рубля. Вместе с тем возникнет угроза быстрого банкротства многих предприятий, их полного разорения или перехода в руки иностранцев. Сузится рынок труда, особенно возрастет дефицит высококвалифицированной рабочей силы и профессионалов, быстро начнет увеличиваться стоимость рабочей силы, обострится дефицит топлива и энергии, маломощные отечественные товаропроизводители начнут быстро терять внутренние рынки.

Учитывая это, государству  следовало бы адекватно регулировать приток иностранных инвестиций в  те или иные отрасли и производства, в те или иные области РФ, особенно с помощью избирательного бюджетного поощрения конкретных инвестиционных проектов. Должна учитываться и позиция не только работодателей, но и работников, а также потребителей, то есть всего населения. Конечно, наиболее мощный и конкурентоспособный зарубежный капитал сулит наемному труду, хотя бы части его, более высокую заработную плату, может быть на европейском уровне, живучесть связанного с иностранными владельцами производства, надежное, в связи с этим, сохранение рабочих мест на модернизированных производствах.

Рассмотрим приток инвестиций в 2010 году. В первом полугодии 2010 года в экономику России поступило $30,4 млрд. иностранных инвестиций, что на 5,5% ниже по сравнению с первым полугодием 2009 года, сообщил Росстат. Прямые иностранные инвестиции сократились на 11%, до $5,4 млрд. Падение портфельных иностранных инвестиций более значительно – на 18,9%, до $0,7 млрд. Прочие инвестиции, включающие кредиты, снизились на 3,8%, до $24,3 млрд., из которых $6,78 млрд. приходится на торговые кредиты (они одни показали рост, увеличившись в январе – июне на 33% по сравнению с показателем 2009г). В целом к концу первого полугодия накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику достиг $262 млрд., что на 8,3% больше, чем было в 2009г. Таким образом, замедление притока иностранных инвестиций в Россию, начавшееся в кризис, продолжается.

Таким образом, несмотря на положительные статданные и улучшение странового рейтинга России, инвесторы больше предпочитают инвестировать в товарные рынки, например, нефть, драгоценные металлы, которые, по их мнению, более прибыльные и ликвидные. Долгосрочных инвесторов, в которых так заинтересовано российское правительство, пугает недостаточная защита прав собственности, слабая судебная система, коррупция, частые перемены налогового режима. Дополнительными факторами, заставившими инвесторов искать новые направления для вложений, стало повышение уровня госучастия и налогообложения в нефтегазовой отрасли, с которой и связано большинство иностранных вложений. В собственную экономику российские компании в целом инвестируют неохотно: согласно оценке Росстата, инвестиции в основной капитал в январе – июле увеличились всего на 1,3% к январю – июлю прошлого года. В июле этот показатель сократился до 0,8% в годовом выражении с 7,4% в июне и 5,5% в мае. Российские же инвестиции за рубежом в первом полугодии увеличились на 17,5% и достигли $51,1 млрд. Больше всего российские инвесторы вложили в экономику Швейцарии – почти $31 млрд.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций будет оказывать наиболее положительное влияние на развитие страны в том случае, если ее власти имеют собственную сильную экономическую политику и привлекают зарубежные инвестиции в соответствии с ее приоритетами. Там, где государство отстраняется от управления своим экономическим развитием, уступая его транснациональным корпорациям, поступление иностранных инвестиций не обеспечивает высокий и стабильный рост и часто приводит к снижению национального суверенитета.

 

  3.2. Регулирование иностранных инвестиций

 С переходом России к открытой экономике началась интенсивная нормотворческая работа, которая должна обеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций. Достаточно полная и комплексная система регулирующих их правовых норм, однако, сформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резко расширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили право самостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах, руководствуясь соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и международными соглашениями. Но затем в нормотворческой деятельности в этой сфере наступила некоторая пауза, в течение которой в правовом вакууме было допущено немало ошибок и просчетов со стороны, как коммерческих структур, так и государственных органов. Негативные последствия этих ошибок ощущаются и сейчас при возникновении время от времени судебных исков к России, попыток ареста принадлежащего ей имущества и т.д. Более или менее полная правовая база для иностранных инвестиций была создана лишь во второй половине 90-х гг. XX в., с принятием Гражданского, Налогового, Земельного и Таможенного кодексов РФ, Закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ряда других законов.

Инвестиционные контракты  с нерезидентами, как правило, заключаются  либо в валюте их стран, либо в международных  резервных валютах (доллар, евро, фунт стерлингов и др.), либо с оценкой  взаимных обязательств сторон в какой-то из этих валют и в рублях. В связи с этим непосредственное отношение к сфере иностранных инвестиций имеют и законодательные акты, регулирующие обращение валют в российской экономике, в частности Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Большое значение для регулирования  отношений в инвестиционной сфере  имело принятие Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Принятие этого закона сделало «правила игры» для иностранных инвесторов более прозрачными и конкретными.

Некоторые особые формы иностранных  инвестиций, в том числе освоение с участием иностранного капитала месторождений  полезных ископаемых на началах раздела  продукции, передача нерезидентами  российским коммерческим структурам различного имущества в лизинг, регламентируются рядом специальных законодательных актов.

В обеспечение правоприменительной  практики в сфере иностранных  инвестиций на протяжении всего периода  с начала российских экономических  реформ было издано также большое  число подзаконных актов в  виде постановлений Правительства РФ, Таможенной службы РФ, ряда Министерств РФ и т.д.

При анализе системы национальных правовых норм, регулирующих взаимоотношения  с нерезидентами, всегда возникают  два вопроса: о приоритетности этих норм и об их полноте. На первый из этих вопросов Закон № 160-ФЗ в ст. 10 отвечает, что в случае спора в суде наряду с применением федеральных законов применяются нормы международных договоров Российской Федерации, а сам спор может разрешаться не только в российском суде, но в международном арбитраже. В данном случае нельзя говорить о том, что в случае правовой коллизии, т.е. расхождения национальных норм и международных соглашений, ратифицированных в Российской Федерации, приоритет принадлежит международным соглашениям. Но определенное преимущество нерезидентов, могущих использовать в споре нормы международных договоров, перед российскими предпринимательскими структурами здесь налицо.

Что же касается полноты этих норм, то, в общем, правовые институты  всегда возникают с некоторым отставанием от практики. И в этом смысле любая система права отличается некоторой неполнотой. В то же время анализ показывает, что имеющаяся на сегодня в России система правовых норм, регулирующих иностранные инвестиции, уже обладает достаточной полнотой и содержит ответ на все принципиальные вопросы, возникающие при их осуществлении. Но, естественно, поскольку непрерывно появляются новые формы осуществления международной инвестиционной деятельности, сама эта система требует постоянного развития и совершенствования.

Привлечение иностранных  инвестиций является важной составной  частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран  с переходной экономикой. Вместе с  тем в последние десятилетия  резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:13

1) двусторонние межправительственные  соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

2) региональные инструменты  регулирования;

3) многосторонние соглашения.

По объекту регулирования  двусторонние соглашения о регулировании  инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения  о взаимном поощрении и защите  капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об избежание двойного налогообложения.

В настоящее время в  мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между  двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

  1. национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
  2. режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

В последние годы все чаще используется и еще одна более  широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых  и равноправных условий».

Главная опасность для  иностранного инвестора состоит  в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или  экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

Информация о работе Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России