Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:40, курсовая работа
Целью исследования является рассмотреть теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций, а так же структурный, типовой анализ поступивших иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за последние 5 лет.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
с теоретической точки зрения рассмотреть, что такое иностранные инвестиции их сущность и понятие, влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
Провести анализ и оценку размера иностранных инвестиций в России в 2006-2010 годы;
Рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России, пути их преодоления, регулирование иностранных инвестиций.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1.
Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
5
1.1.
Сущность, основные понятия и классификация. . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Влияние иностранных инвестиций на развитие экономики страны-реципиента………..………………………………………..
12
1.3.
Основные способы осуществления иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………….
18
Глава 2.
Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . ….
22
2.1.
Анализ структуры иностранных инвестиций в России……….. . . …………………………………………………….
22
2.2.
Анализ иностранных инвестиций по типам инвесторов и видам экономической деятельности…………………………..…… . . . . .
28
2.3.
Структура иностранных инвестиций по основным странам инвесторам……………………. . ….. . …………………………….
32
Глава 3.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России…….………………………………………………………….
43
3.1.
Анализ проблематики привлечения иностранных инвестиций…………………………………………………………..
43
3.2.
Регулирование иностранных инвестиций………………………...
47
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соглашения гарантируют
инвесторам свободный вывоз прибылей
от инвестиций, а также возможность
репатриации основного
Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежание двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.
Соглашения об избежание двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежание двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.
Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.
Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:14
1) Международный банк
2) Международную ассоциацию
развития (МАР), созданную в 1960 г.
с целью оказания помощи
3) Международную финансовую
корпорацию (МФК), созданную в 1956
г. с целью финансирования
4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.
В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции, созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.
Принимая решение об осуществлении
инвестиций в экономику той или
иной страны, потенциальный иностранный
инвестор оценивает все условия,
необходимые для успешной и стабильной
предпринимательской
Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость своей экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.
К настоящему времени мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.
Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности размещения инвестиций и тем самым увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
В тех или иных комбинациях эти меры привлечения иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.
Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.
Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.
Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».
Стабилизационная оговорка
— положение договора, позволяющее
сохранить для инвестора
Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.
«Дедушкина оговорка» создает
временный иммунитет от действия
новых законов и иных нормативно-правовых
актов, обеспечивает инвестору переходный
период, в течение которого он может
подготовиться к менее
По российскому
Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам: право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности; право беспрепятственно распоряжаться прибылью; право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения; право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества; недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию; включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок; возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.
Заключение
Иностранные инвестиции играют
сейчас важнейшую роль в создании
интегрированной
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.
Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.
В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.
Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.
Российская экономика
большую часть иностранных
Наиболее привлекательные
отрасли для иностранных
Информация о работе Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России