Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотреть теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций, а так же структурный, типовой анализ поступивших иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за последние 5 лет.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
с теоретической точки зрения рассмотреть, что такое иностранные инвестиции их сущность и понятие, влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
Провести анализ и оценку размера иностранных инвестиций в России в 2006-2010 годы;
Рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России, пути их преодоления, регулирование иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1.
Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
5
1.1.
Сущность, основные понятия и классификация. . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2.
Влияние иностранных инвестиций на развитие экономики страны-реципиента………..………………………………………..
12
1.3.
Основные способы осуществления иностранных инвестиций в Российскую экономику…………………………………………….
18
Глава 2.
Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . ….
22
2.1.
Анализ структуры иностранных инвестиций в России……….. . . …………………………………………………….
22
2.2.
Анализ иностранных инвестиций по типам инвесторов и видам экономической деятельности…………………………..…… . . . . .
28
2.3.
Структура иностранных инвестиций по основным странам инвесторам……………………. . ….. . …………………………….
32
Глава 3.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России…….………………………………………………………….
43
3.1.
Анализ проблематики привлечения иностранных инвестиций…………………………………………………………..
43
3.2.
Регулирование иностранных инвестиций………………………...
47

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
58

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

ВКР_Иностранные инвестииции в России.docx

— 164.74 Кб (Скачать файл)

Соглашения гарантируют  инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность  репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и  другие важные положения: о запрете  несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

Важным элементом современной  международной правовой базы для  иностранных инвестиций является еще  один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежание двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

Соглашения об избежание двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежание двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что общей  чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.

В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней  отражалось стремление многих развивающихся  стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.

Более узкий характер имела  деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:14

1) Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), основанный в  1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны  быть членами МВФ. МБРР и  МВФ приняли совместно «Руководящие  принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;

2) Международную ассоциацию  развития (МАР), созданную в 1960 г.  с целью оказания помощи наиболее  бедным странам, душевой доход  у которых менее 865 долл.;

3) Международную финансовую  корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих  предприятий путем предоставления  займов и участия в их капитале;

4) Многостороннее агентство  гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.

В рамках Всемирного банка  подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции, созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.

Принимая решение об осуществлении  инвестиций в экономику той или  иной страны, потенциальный иностранный  инвестор оценивает все условия, необходимые для успешной и стабильной предпринимательской деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.

Используя иностранный капитал, любая страна одновременно стремится  сохранять независимость своей  экономики, что создает реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

К настоящему времени мировая  практика выработала универсальный  набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.

  1. Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.
  2. «Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

Смысл такого освобождения состоит  в повышении привлекательности  размещения инвестиций и тем самым  увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль  в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

  1. Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
  2. Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

В тех или иных комбинациях  эти меры привлечения иностранных  инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних десятилетий  позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется  тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения  условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

Стабилизационная оговорка — положение договора, позволяющее  сохранить для инвестора неизменными  условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего  условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность  стабилизационной оговорки — так  называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных  актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

«Дедушкина оговорка» создает  временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение которого он может  подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка» проста и удобна в применении, и если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение  срока окупаемости инвестиционного  проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам: право пользоваться справедливым и недискриминационным режимом, т.е. условиями, благоприятствующими их деятельности; право беспрепятственно распоряжаться прибылью; право на репатриацию прибыли — вывоз прибыли иностранным инвестором из страны ее получения; право на достаточную компенсацию — справедливую рыночную стоимость национализируемого иностранного имущества; недопущение так называемой ползучей экспроприации, т.е. введения принимающей страной таких методов регулирования иностранных инвестиций, которые имеют целью их фактическую конфискацию; включение в законодательные акты и тексты договоров стабилизационных («дедушкиных») оговорок; возможность использования средств защиты прав инвестора, обеспечивающих объективность при рассмотрении различных хозяйственных и иных споров.

 

Заключение

Иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной  производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых «государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и  портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В общем объеме иностранных  инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

Для улучшения ситуации в  стране государство должно активно  привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

Российская экономика  большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

Наиболее привлекательные  отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая  и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос  на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

Информация о работе Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в России