Особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 14:42, реферат

Описание работы

Чтобы выделить особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг, необходимо, прежде всего, обратить внимание на понятие «услуга». Ведь это то, что принципиально отличает такие проекты от проектов в сфере производства и торговли. В настоящее время существует множество различных определений услуги. Во многом это объясняется тем, что сфера услуг чрезвычайно многолика, включает разные виды деятельности, а структура услуг в разных странах неодинакова.
Несмотря на разнообразие существующих определений, можно выделить ряд отличительных особенностей услуги.

Файлы: 1 файл

открытие ресторано на 20 мест.docx

— 89.18 Кб (Скачать файл)

1. Особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг

 

Чтобы выделить особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг, необходимо, прежде всего, обратить внимание на понятие «услуга». Ведь это то, что принципиально отличает такие проекты от проектов в сфере производства и торговли. В настоящее время существует множество различных определений услуги. Во многом это объясняется тем, что сфера услуг чрезвычайно многолика, включает разные виды деятельности, а структура услуг в разных странах неодинакова.

Несмотря на разнообразие существующих определений, можно выделить ряд отличительных особенностей услуги.

  1. Неосязаемость.

В отличие от материально-вещественного блага, которое можно потрогать, измерить, взвесить и т.д., услуга не может быть реально представлена потребителем заранее, до её осуществления, т.е. нельзя проверить качество предоставляемой услуги, не потребив её. Это свойство значительно повышает степень потребительского риска. Потенциальные покупатели, чтобы снизить этот риск стараются всевозможными способами заранее составить впечатление об интересующей их услуге, учитывая при этом мнения своих знакомых, которые уже пользовались данной услугой; пользуясь проспектами, наглядно иллюстрирующими и описывающими какие-то этапы и технологии осуществления услуги; оценивая «респектабельность» офиса фирмы и самой фирмы, оказывающей данную услугу, внешний вид и поведение работников и т.д. Всё это зачастую делается интуитивно. Причём многие понимают, что без этого можно, потратив время, деньги и нервы, не получить желаемого. Со своей стороны производители услуги, в целях привлечения клиентов, заинтересованы в том, чтобы сделать её как можно более наглядной.

  1. Неотделимость услуги от её производителя.

Эта особенность вытекает из трактовки услуги как деятельности. Если рассматривать это свойство подробнее, то можно выделить две стороны «неотделимости услуги».

Во-первых, процесс оказания услуги носит интерактивный характер. Это выражается в том, что при оказании большинства услуг потребитель принимает в этом процессе либо непосредственное участие (например, парикмахерские, медицинские, услуги в области образования), либо участвует «дискретно» - во время заказа и получения результата (например, услуги автосервиса).

Во-вторых, часто процессы производства и потребления услуги совпадают во времени и пространстве. Т.е. если товар, имеющий материально-вещественную форму, может быть произведён сегодня в одной стране, а приобретён в другой стране послезавтра, то услуга потребляется непосредственно в процессе её создания.

  1. Недолговечность услуги

Из предыдущих двух особенностей, неосязаемости услуги и неотделимости её от производителя, вытекает такое свойство, как недолговечность. Ведь услуги не могут храниться, складироваться, накапливаться. Производство услуги начинается с момента поступления заказа от потребителя и заканчивается, когда потребитель получает её результат.

  1. Непостоянство качества

Непостоянство качества предоставляемой услуги обусловлено спецификой процесса её оказания. Качество услуги напрямую зависит от того, кто, когда, где и как её предоставляет. В данном случае играют роль как объективные факторы, такие как профессионализм работника, технология оказания услуги и др., так и субъективные: настроение работника, его умение понять потребности клиента и др. В связи с этим в юридической практике часто возникают сложности при рассмотрении дел о качестве услуг, ведь оно очень трудно поддаётся контролю. Услуги сложно стандартизировать; к ним нельзя применять те доказательства несоответствия качества требуемым параметрам, которые обычно применяют для материально-вещественных товаров, в силу субъективности восприятия услуги клиентом.

  1. Отсутствие передачи прав собственности при оказании услуги.

Если, купив товар в материально-вещественной форме, покупатель автоматически приобретает право собственности на него, позволяющее ему использовать товар по своему усмотрению, то сама услуга как таковая не становится собственностью покупателя. В отличие от материального товара, например, услугу нельзя перепродать. А, воспользовавшись один раз услугой, покупатель может воспользоваться ею повторно, только если ещё раз её купит.

Чтобы выделить особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг, кроме рассмотренных выше характерных свойств услуги необходимо также определить, что такое инвестиционный проект.

Инвестиционный проект – это план вложения средств инвестора с целью получения в дальнейшем прибыли.

Работа над инвестиционным проектом подразделяется на 3 временных этапа:

  1. Прединвестиционный

На этом этапе можно выделить несколько стадий:

1) Описание концепции инвестиционного проекта. Создание схемы реализации проекта.

2) Сбор исходной информации для оценки проекта и составление бизнес-плана. На этом этапе подробно прорабатываются все аспекты реализации концепции проекта, и создаётся соответствующий бизнес-план.

3) Проведение расчётов.

  • Расчёт экономической эффективности проекта

Этот пункт позволяет выяснить, стоит ли реализовывать этот проект с точки зрения инвестора. Для этого рассчитываются критерии эффективности: срок окупаемости, чистый приведённый доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), доходность инвестиций и др.

  • Расчёт финансовой состоятельности проекта

Он заключается в подборе схемы финансирования проекта: источников финансирования и графика их исполнения.

  • Оценка риска инвестиционного проекта

В этом пункте выясняется, в какой степени проект способен выдержать негативные изменения исходных данных

4) Финальное рассмотрение проекта и принятие по нему решения.

На этой стадии подводятся итоги по предыдущим пунктам, интерпретируются результаты расчётов. А затем решается судьба проекта: либо его принимают, тогда можно переходить ко второму этапу – инвестиционному; либо его отклоняют и отправляют на доработку.

  1. Инвестиционный

На этом этапе происходит непосредственно инвестирование. Происходит вложение в основные средства: закупка земли, зданий, оборудования, строительно-монтажные работы и др. На этом этапе создаются условия для дальнейшего функционирования предприятия.

  1. Эксплуатационный

Рассмотрим теперь особенности оценки инвестиционного проекта в сфере услуг. Прежде всего, отличия будут заметны в разработке бизнес-плана.

Разработка бизнес-плана в сфере услуг должна начинаться с изучения рынка той услуги, которую планируется оказывать. На данном этапе подготовки бизнес-плана рассматриваются основные характеристики спроса и предложения, определяются основные тенденции, присущие рынку, а также прогнозируются возможные пути дальнейшего развития интересующего рынка. Информация, полученная на этом этапе, необходима для оценки будущих доходов по проекту.

Следующим этапом составления бизнес-плана в сфере услуг является разработка маркетинговой кампании. При этом нужно учитывать, в сфере услуг не всегда можно применять те маркетинговые приёмы, которые широко используются в сфере материальных товаров. Маркетинговая стратегия для предприятия сферы услуг состоит, как правило, из трёх элементов: внешний маркетинг, внутренний маркетинг и маркетинг отношений. Внешний маркетинг предусматривает проведение мероприятий, направленных на выработку лояльности потенциальных клиентов к компании в целом. Целью внутреннего маркетинга является обеспечение оптимального уровня лояльности сотрудников компании к организации, в которой они работают. Маркетинг отношений создается непосредственно сотрудником компании, работающим с клиентом, поэтому данный вид маркетинга особенно важен для компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг.

Учитывая, что человеческий фактор играет решающую роль в компаниях сферы услуг, при составлении бизнес-плана нужно предусмотреть расходы на проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала компании. Также в процессе подготовки бизнес-плана в сфере услуг необходимо разработать систему мотивации персонала.

Бизнес-план в сфере услуг должен содержать расчёт величины инвестиционных расходов. К данным расходам относятся затраты, которые необходимо осуществить для начала деятельности проектируемого предприятия. При этом помимо расходов на приобретение требуемого оборудования следует предусмотреть расходы на привлечение и подбор квалифицированного персонала.

Отличительной характеристикой бизнес-плана в сфере услуг является довольно низкий уровень инвестиционных расходов, а также высокая доля расходов на оплату труда в общем объеме текущих затрат.

Бизнес-план в сфере услуг должен включать в себя также описание организационной структуры создаваемого предприятия. Необходимо представить штатное расписание с указанием основных должностных обязанностей и количества штатных единиц для каждой должности. Кроме того, нужно оценить уровень заработной платы для каждой должности и рассчитать совокупные расходы на оплату труда с учетом всех дополнительных выплат.

 

2. История развития вегетарианства в России

 

Годом возникновения вегетарианской идеи в России считается 1878 год, когда в журнале "Вестник Европы" появилась первая научная статья о вегетарианстве "Питание человека в его настоящем и будущем", принадлежавшая перу покойного профессора Андрея Николаевича Бекетова. Через год статья эта была издана отдельно, а в 1880 была переведена на немецкий язык. Книжка проф. Бекетова имела большой успех, как в России, так и в Германии.

"Посредник" быль второй ступенью  российского вегетарианского движения. В это же время появилась  вегетарианская литература других  издательств, как, например, "Поваренная  книга" А.А. Суворовой, "Зло вегетарианства" д-ра Енько, брошюры Быкова и  др. Начался прогресс вегетарианской  идеи в России. В 1894 г. открылась в Москве первая вегетарианская столовая. Прогресс движения сильно тормозился русскими порядками и полицейскими придирками. Устраивать собрания и читать лекции по вегетарианству во многих местах запрещалось. Слово "вегетарианство" казалось властям чем-то страшным и "неблагонадежным". Когда содержатель первой вегетарианской столовой в Москве г. Silleneek, повесил вывеску с надписью на русском и немецком языках "Вегетарианская столовая", "Vegetarisches speisehaus", то весь немецкий текст, а также слово "вегетарианская" было полицией зачеркнуто, осталось только одно слово "столовая". Не теперь время и место упоминать о тех мытарствах, которые претерпели пионеры российского вегетарианского движения. В 1815 г. вегетарианцев в России можно было насчитывать уже десятками тысяч.

1-го декабря 1901 г. возникло в Петербурге первое российское вегетарианское общество. Члены этого общества деятельно работали. Был выпущен первый указатель русской вегетарианской литературы, составлен устав общества, который принят всеми существующими теперь в России вегетарианскими обществами, была основана вегетарианская библиотека, и там же народился первый российский вегетарианский орган "Вегетарианский Вестник", скончавшийся после полутора годового существования.

Но как ни кратко было существование органа, он сделал многое. Вегетарианская идея получила в лице "Вегетарианского Вестника" действительно вестника, который в течение 18 месяцев беспрерывно извещал о сущности и значении вегетарианства.

Сделав краткий исторический очерк вегетарианского движения в прошлом, рассмотрим современное положение вегетарианства в России.

Вегетарианская идея распространена уже по всей России. Единомышленников, хотя и в ограниченном числе, можно теперь повсюду встретить. Домашний вегетарианский обед можно найти в любом городе.

Число вегетарианских столовых, колоний и естественных лечебниц все более нарождается. Литература увеличивается и быстро растет. Уже не хихикает периодическая пресса, а уделяет вегетарианству целые столбцы. В маленьких, глухих местечках, городах и селах, живут никому неведомые ветераны-борцы и творят свое скромное, маленькое дело: распространение вегетарианской идеи.

Постепенно входит в моду идея здорового образа жизни и правильного питания. Поэтому развивается и вегетарианство. Сейчас в Москве можно найти огромное количество ресторанов, которые предлагают, в том числе и вегетарианские меню. Специализированных ресторанов не так много – в Москве вегетарианец может найти только 4 таких ресторана. Оно и понятно, публика таких ресторанов немногочисленна, ведь по статистике вегетарианцами являются лишь 10 процентов населения. Рассмотрим подробнее рынок ресторанного бизнеса и проанализируем интересующий нас сегмент.

 

3. Анализ отрасли

 

3.1 Общее исследование рынка

 

Ресторанный бизнес у нас считается одним из самых рискованных - большие затраты, конкуренция, к тому же всякие "крыши" одолевают - все ж на виду. Даже в Европе, где этот бизнес стабильнее, чем где бы то ни было, примерно 45 процентов проектов не переживают стартового срока в два года. Согласно данным Всемирного справочника банкротств Дан энд Брэдстрит, ресторанный бизнес уверенно занимает 4-е место в списке банкротств после магазинов готового платья, мебельных и фотомагазинов.

И тем не менее, по признанию рестораторов, этот бизнес - один из самых заманчивых. Хороший ресторан каждый день приносит реальные, немалые деньги и по доходности уступает, пожалуй, только торговле наркотиками и оружием.

В Москве и Санкт-Петербурге последние два года число ресторанов растет не менее чем на 20 процентов.

Лидером в России является, конечно, Москва. В столице около 2800 ресторанов, хотя надо отметить, что эта цифра приблизительная, так как многие источники включают в их число бары, клубные заведения и кафе. Но все же это меньше в три-четыре раза, чем в Праге, и в восемь-девять раз, чем в Париже. А, например, в Нью-Йорке (городе, сравнимым по размерам с Москвой) насчитывается свыше 120 000(!) субъектов ресторанного бизнеса.

Информация о работе Особенности оценки инвестиционных проектов в сфере услуг