Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение возможных направлений совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть содержание понятия "инвестиции", рассмотреть подходы к их классификации;
- проанализировать гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной политики Республики Беларусь с позиций формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды на основе рекомендаций международных организаций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

5
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

7
1.1 Понятие инвестиций

7
1.2 Виды инвестиций

10
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14
2.1 Анализ динамики инвестиций в Республике Беларусь

14
2.2 Принимаемые меры, направленные на формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды

16
2.3 Гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь

20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

InvPolitik.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Согласно отчету ”Ведение бизнеса – 2010“, опубликованному в сентябре 2009 г., наша страна занимала 58-е место.

Вместе с тем, в связи с изменением методологии исследования, связанной с пересмотром авторами структуры используемых при оценке условий ведения бизнеса показателей и исключения из их числа показателя ”Трудовые отношения“, формально считается что Республика Беларусь заняла в отчете ”Ведение бизнеса – 2010“ не 58-е, а 64-е место.

В структуре 9 показателей отчета ”Ведение бизнеса – 2011“ сложились следующие позиции Беларуси:

”Создание компании“ – 7-е место (+1 к рейтингу ”Ведение бизнеса – 2010“);

”Получение разрешений на строительство“ – 44-е место (+10);

”Регистрация собственности“ – 6-е место (+3);

”Получение кредита“ – 89-е место (+20);

”Защита прав и интересов инвесторов“ – 109-е место (-1);

”Налогообложение“ – 183-е место (нет изменений);

”Международная торговля“ – 128-е место (+1);

”Обеспечение исполнения контрактов“ – 12-е место (нет изменений);

”Ликвидация компании“ – 93-е место (-18)

Анализируя изменение позиции Беларуси в отчете ”Ведение бизнеса – 2011“ относительно других стран не следует оценивать его как констатацию ухудшения условий ведения бизнеса, так как ежегодная динамика рейтингов может дать только определенное (приблизительное) представление об изменениях условий регулирования деятельности компаний, созданных в той или иной стране. Позиция страны в рейтинге зависит не только от собственных усилий по реформированию бизнес-среды, но и (в большей степени) от аналогичных действий других стран. Также обращено внимание на то, что в докладе ”Ведение бизнеса“ не оцениваются все аспекты ведения предпринимательской деятельности, существенные для компаний и инвесторов. Например, в нем не оцениваются безопасность, макроэкономическая стабильность, коррупция, уровень квалификации или прочность финансовых систем. Таким образом, динамика рейтинга всегда относительна.

На фоне стран своего региона республика по-прежнему остается в первой половине списка наиболее активных реформаторов, значительно опережая Россию (123-е место), Украину (145-е место), Польшу (70-е место).

Кроме того, наша страна также была признана одним из лидеров и заняла 3-е место среди 174-х стран мира – постоянных участников исследования Ведение бизнеса на 2007 – 2011 годы, которые добились крупнейших успехов в создании более благоприятной регулятивной среды для отечественных предпринимателей за последние пять лет.

В предыдущем отчетном периоде Беларусь предприняла определенные шаги по улучшению условий ведения бизнеса. Однако остальные государства также активизировали свою работу по проведению реформ, и, как следствие, наша страна не смогла повысить свою позицию в рейтинге до прогнозируемого уровня.

Беларусь все еще отстает по таким показателям как ”Налогообложение“, ”Ликвидация компании“, ”Кредитование“, ”Международная торговля“, ”Защита прав и  интересов инвесторов“ представляющие достаточно сложные области деятельности и оказывающие влияние на экономику в целом.

В отчете ”Ведение бизнеса- 2011“ констатировано, что в Беларуси изменены нормы, регулирующие деятельность антикризисных управляющих, и укреплена защита прав кредиторов при банкротстве компании.

То обстоятельство, что по показателю ”Ликвидация компании“ экспертами Всемирного банка зафиксирована реформа позволяет предположить, что снижение позиции страны по рассматриваемому показателю связано исключительно с состоянием реформ в данной области в других странах.

Кроме того, при составлении рейтинга на 2011 год не были приняты во внимание нормы Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 ”О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)“, поскольку этот законодательный акт вступил в силу с 1 января 2011 г.

Следует отметить, что по мнению авторов отчета ”Ведение бизнеса“, смещение позиции Беларуси по показателю ”Ликвидация компании“ не является ухудшением рейтинга. Отмечено, что при изменении законодательства или системы администрирования процедур банкротства, как правило, наблюдается задержка между введением реформ и ее отражением на практике. В текущем году эксперты исследования намерены оценить конкретную практику прохождения дел о банкротстве.

То обстоятельство, что значения индексов по показателю ”Защита прав и интересов инвесторов“ в отчете ”Ведение бизнеса – 2011“ не изменились и соответствуют аналогичному отчету за 2010 год, позволяет предположить, что изменение позиции страны по данному показателю связано исключительно с состоянием реформ в данной области в других странах.

Рекомендации Всемирного банка по повышению рейтинга Республики Беларусь по показателю ”Защита прав и интересов инвесторов“ в отчете ”Ведение бизнеса“ реализованы в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2010 года ”О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь ”О хозяйственных обществах“.

Нормы данного Закона не были приняты во внимание экспертами Всемирного банка при составлении отчета ”Ведение бизнеса – 2011“, поскольку этот законодательный акт вступает в силу с 3 февраля 2011 г.

Таким образом, результаты исследования ”Ведения бизнеса – 2011“ показали необходимость проведения более глубокого структурного реформирования, направленного на создание благоприятной регулятивной среды для предпринимателей, привлечения частных инвестиций и, как следствие, продолжение движения вверх в рейтинге стран по степени благоприятности ведения бизнеса.

В рамках очередного периода выполняется Плана действий по улучшению условий ведения бизнеса, реализация которого позволит обеспечить рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ не ниже тридцатой позиции (мероприятия на 2011 год).

В рамках 32 мероприятий Плана выполнено 11 мероприятий, находятся в стадии выполнения – 20, с учетом дополнительного изучения признана нецелесообразность реализации 1 мероприятия.

Принято 42 нормативных правовых акта (4 Закона Республики Беларусь, 10 Указов и 1 Декрет Президента Республики Беларусь, 10 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 17 ведомственных нормативных правовых актов). Подготовлено 12 проектов нормативных правовых актов (3 проекта Законов Республики Беларусь, 1 проект Указа и 1 проект Декрета Президента Республики Беларусь, 5 проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 2 проекта ведомственных нормативных правовых актов).

Следует сказать, что несмотря на проведенные посредством официальной переписки и рабочих контактов консультации с экспертами Всемирного банка, последними учтены не все (либо не в полном объеме) меры, которые могли бы составить основу для оценки предпринимательского климата и определения места страны в рассматриваемом рейтинге, в частности, по таким показателям как ”Получение разрешений на строительство“, ”Налогообложение“, ”Международная торговля“, ”Ликвидация компании“.

В целом проведенные преобразования затронули широкий спектр отношений: совершенствование системы налогообложения, сокращение лицензируемых видов деятельности, сокращение перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации в Республике Беларусь, снижение издержек по открытию и ведению бизнеса (введена  возможность электронной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с использованием специального интернет-портала), либерализация ценообразования, совершенствование контрольной (надзорной) деятельности. Изменяется в сторону доступности, простоты и оперативности процедура принятия решений о выделении земельных участков.

Налоговая нагрузка на экономику в 2010 г. снизилась и  составила     27,5 %  (1 кв.2011г – 30%) к ВВП без социальных платежей, когда еще в 2006 году этот показатель достигал 34 % к ВВП. С социальными платежами за 2010 год нагрузка составила 35,8 % к ВНП, что ниже показателя в среднем по ЕС (41,5%).

С 2011 года основу белорусской налоговой системы составил стандартный общепринятый в мире перечень налогов и сборов, не затрагивающих экономических интересов субъекта. Плательщик уплачивает 6 – 7 платежей (налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость, земельный налог, экологический, отчисления в социальный фонд, отчисления в инновационные фонды). Необходимость уплаты остальных налоговых платежей возникает только в случае занятия специфическими видами деятельности (налог на доходы от лотерейной деятельности) либо совершения специфических операций (оффшорный сбор, акцизы и т.п.).

Законодательная база для работы инвестора создана. На постоянной основе ведется последовательный процесс её совершенствования с учетом лучшего мирового опыта, в целях адаптации к современным условиям.

В настоящее время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций ведется разработка проекта Закона «Об инвестиционной деятельности». Положения Закона направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов с учетом лучшего мирового опыта.

2.3           Гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций”. 42

Кроме того, Беларусь активно участвует в заключении двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляющих иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятстования и (или) национальный режим осуществления инвестиций и обеспечивающих защиту прав инвесторов на международном уровне. В настоящее время заключено и вступило в силу порядка 50 договоров о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, которыми предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др. 42

На уровне национального законодательства инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует инвестору:

                  право собственности и иные вещные и имущественные права;

                  равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;

                  стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

                  право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;

                  компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;

                  возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов. 42

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности.

Основные преференциальные правовые режимы инвестирования

1.                  Свободные экономические зоны (СЭЗ)

2.                  Парк высоких Технологий (ПВТ)

3.                  Малые города (населённые пункты, с численностью населения менее 50 тыс.чел.)

4.                  Сельские населённые пункты

5.                  Инвестиционный договор. 42

1. На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: “Брест” (1996), “Витебск” (1999), “Гомель-Ратон” (1998), “Гродноинвест” (2002), “Минск” (1998) и “Могилев” (2002). 34

В настоящее время в республике работает более 280 резидентов свободных экономических зон, на которых занято свыше 61 тыс. человек. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 360 млн. долл. США из более чем тридцати стран мира. 42

Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.

Для всех СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов, который остается неизменным в течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ.

Основные преференции в СЭЗ:

                  ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;

                  освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока – налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;
•              уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;

                  освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики;

Информация о работе Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности