Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение возможных направлений совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть содержание понятия "инвестиции", рассмотреть подходы к их классификации;
- проанализировать гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной политики Республики Беларусь с позиций формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды на основе рекомендаций международных организаций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

5
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

7
1.1 Понятие инвестиций

7
1.2 Виды инвестиций

10
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14
2.1 Анализ динамики инвестиций в Республике Беларусь

14
2.2 Принимаемые меры, направленные на формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды

16
2.3 Гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь

20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

InvPolitik.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Главным условием стимулирования инвестиционной активности государства была и остается разработка на основе анализа сложившихся в мировой практике международных экономических отношений и тенденций их развития, оценки существующих возможностей национальной экономики четких, понятных и реализуемых в обозримой перспективе целей и задач социально-экономического развития. На их основе формулирование долгосрочной инвестиционной политики страны, определения механизмов и инструментария ее реализации, создающих условия для максимального использования и воспроизводства накопленного национального реального, человеческого и социального капитала обеспечивающих достойное место государства в системе мирохозяйственного устройства.

При этом, условия, обеспечивающие инвестиционную привлекательность иностранных инвестиций в национальную экономику и национальных инвестиций за пределы государства должны включать меры по созданию:

• понятной, стабильной и прозрачной нормативно-правовой базы, регламентирующей равные условия деятельности иностранных и отечественных инвесторов;

• возможности использования полного спектра механизмов и инструментария инвестиционной деятельности, используемого в практике реализации инвестиционных отношений, включая концессии и др.;

• условий для развития национальных финансовых рынков и приведения их в соответствие с международной практикой как по спектру предоставляемых услуг, так их доступности и стоимости, при обеспечении стабильности национальной валюты в долгосрочной перспективе;

• системы гарантий, защиты и страхования продвижения отечественных инвестиций за пределы национальных границ и иностранных инвестиций на национальной территории, включая создание институциональной инфраструктуры восприятия и привлечения иностранных инвестиций, а также стимулирования национальных инвестиций за рубежом;

• системы информационной поддержки инвестиций, включая создание интегрированной в мировые профессиональные сети системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, а также условий для развития институциональной структуры инвестиционного консалтинга;

• институциональной системы воспроизводства высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями глобального рынка труда, а также системы научно-технологического сопровождения перспективных для государства отраслей национальной и мировой экономики и др.

В области внутренней и внешней политики можно выделить следующие направления развития, которые будут содействовать вхождению государства в мирохозяйственную систему как равного партнера:

• формирование внутренних рынков факторов производства, интегрированных в мировые рынки и, функционирующих в соответствии с их требованиями;

• осуществление управляемой государством в национальных интересах внешней и внутренней транснационализации отечественной экономики, заключающейся в развитии совместного предпринимательства, научно-технического сотрудничества, размещении филиалов ТНК комплементарных отраслям отечественной экономики и т.д.;

• реализация государственными органами системы внешнеполитических мероприятий по созданию на международном уровне имиджа страны, благоприятного для экспансии национального капитала, заключающихся в мотивации, стимулировании и поддержке отечественного предпринимательства и др.

Успешное и равноправное вхождение страны в систему мирового хозяйства может быть осуществлено только при условии ее системного, комплексного развития по всем рассмотренным направлениям. Следует заметить что эта деятельность должна осуществляться на основе долгосрочного прогнозирования с учетом баланса имеющихся у страны ресурсов и синхронизации этапов развития в соответствии с разработанной политикой.

Учитывая резкий подъем тенденций транснационализации мирового хозяйства, разработка экономической политики государства должна учитывать и ориентироваться на наиболее эффективные механизмы реализации международных экономических отношений, перспективные для условий страны формы и инструментарий транснационализации национальной экономики.

Необходимо отметить, что первоочередным аспектом в формировании благоприятного инвестиционного климата и создания условий для инвестирования в экономику является наличие соответствующих макроэкономических условий.

В этой связи необходимо отметить следующее. Непрерывное стимулирование совокупного спроса обусловило в конечном итоге низкое качество макро экономической динамики. Тотальная активизация спроса: 1) завысила предкризисную точку равновесия и сформировала вероятность «большой рецессии»; 2) заранее понизила чувствительность национальной экономики к тем инструментам регулирования, которые обычно приходится использовать в условиях рецессии; 3) предопределила исчерпание резервов стимулирования самого совокупного спроса. 43

Прежде всего, это отразилось через завышенный спрос на товары промежуточного назначения, высокую склонность населения к импорту, а также через высокий уровень инфляции и банковских процентов, через рост цен на жилье и неустойчивость обменного курса с текущей девальвацией белорусского рубля, оживление теневой экономики.

Эскалация кредитования населения привела к тому, что сектор домашних хозяйств из традиционно чистого кредитора стал для банковской системы абсолютным должником. Такое состояние банковского дела противоречит мировой практике, чревато рядом негативных последствий в краткосрочной перспективе.

Общее макро равновесие национальной экономики всегда предполагает достижение равновесия страны с внешним миром. Применительно к национальной экономике Беларуси приходится констатировать: отсутствие равновесия с внешним миром (хронически отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, снижение валютных резервов, неустойчивость обменного курса, рост совокупной внешней задолженности, ухудшение международной инвестиционной позиции), а также – нарастание использования внешних заимствований и дохода от приватизации «голубых фишек», сдачи их "в залог" с целью временной стабилизации внутренних макропроцессов.

Приток внешних ресурсов, покрываемый за счет внешнего долга, используется для поддержания внутреннего потребления, а вместо прогрессивной модели «экономики развития» сформирована упрощенная «экономика потребления».

В целом надо признать, что к моменту разворачивания нынешней рецессии белорусская экономика подошла в далеко не лучшей форме. Стремление к удержанию высоких темпов экономического роста административными методами оказывает отрицательное давление на счет текущих операций и повышает уязвимость экономики Беларуси к внешним потрясениям.

Для преодоления финансово-экономического кризиса требуется осуществить целый ряд стабилизационных мер, которые образно можно назвать “шоковой терапией”. Денежно-финансовые методы данной терапии могут состоять в следующем:

жесткой монетарной политике, проявляющейся не только в резком сокращении кредитной эмиссии, но и в использовании относительно высоких процентных ставок по кредитам при резком ограничении льготного кредитования (будет способствовать кредитованию высокоэффективных проектов);

ограничении бюджетного дефицита за счет значительного сокращения расходов на госаппарат, силовые структуры, ненужное строительство и т. п.;

дальнейшей либерализации цен на основную массу товаров и значительном урегулировании цен на контролируемые государством товары (энергоносители, транспортные тарифы, продукты питания, квартплата и др.);

широком введении внешней конвертируемости белорусского рубля (в настоящее время значительное распространение получила внутренняя конвертируемость) и либерализации внешнеэкономической деятельности;

проведении политики доходов, направленной на стимулирование трудовой активности работающего населения и установление размера трудовых и других пенсий в зависимости от трудового вклада в предыдущие годы с устранением привилегий за партийный стаж, государственную службу и т. п.

В контексте всего изложенного выше особое значение приобретает эффективность и последовательность экономической политики Республики Беларусь. Как известно, достаточно продолжительное время все действия белорусской стороны были направлены на тесную интеграцию с Российской Федерацией. Исходя из этого формировалась экономическая политика Беларуси. События конца 2006 г. и начала 2007 г. показали, что эти действия были ошибочны.

Поэтому экономическая политика Республики Беларусь должна быть ориентирована не на получение односторонних преимуществ с каким-либо из контрагентов экономических отношений (Россия, Казахстан, Украина и т. д.), а на построение системы цивилизованных хозяйственных связей, предполагающих эквивалентный и взаимовыгодный обмен со своими торговыми партнерами. Только в этом случае в межгосударственных отношениях будет превалировать долгосрочный экономический интерес, а не кратковременные политические амбиции.

Наша страна должна строить свою экономическую политику, основанную прежде всего на равноправных экономических отношениях со всеми торговыми партнерами, а также базироваться по возможности на внутренних источниках экономического развития. Это означает, что для выхода из финансово-экономического кризиса и перехода к настоящим рыночным отношениям экономическая политика Республики Беларусь должна сосредоточиться на решении своих внутренних проблем, опираясь в первую очередь на собственный производственный, экономический и научно-технический потенциал (в данном случае речь идет о более полном использовании созданного в стране инновационно-производственного потенциала), а также развивать те отрасли и производства, в которых в настоящее время нуждаются и в перспективе будут нуждаться все торговые партнеры, а не приспосабливаться только к экономике крупных торговых партнеров.

При этом надо иметь в виду, что любая современная, даже сверхмощная экономическая система не обладает необходимым динамизмом для преодоления тенденций к рецессии и самостоятельному выходу из финансово-экономического кризиса. Для решения данных проблем необходимо привлечь экономическую мощь государства. Поскольку в Республике Беларусь имеется опыт государственного регулирования национальной экономики, то его надо правильно использовать в период выхода из финансово-экономического кризиса.

В данном случае необходимо решить проблемы безработицы, инфляции, поддержать те или иные производства. Что же касается чисто денежной сферы, то здесь следует отрегулировать спрос и предложение денег в экономике, дорогих и дешевых денег, экспансионистскую и рестрикционную монетарную политику, депозитно-ссудную политику, дефицитное финансирование нехватки денег из госбюджета путем выпуска и размещения на денежно-финансовом рынке крупных правительственных займов, соотношение покупательной способности денег и динамики (уровня) потребительских цен и т. д. Представляет интерес разработка так называемого правила монетарной политики, предполагающего строго определенную реакцию центрального банка на внутренние и внешние шоки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ взглядов зарубежных и отечественных авторов свидетельствует о множественности различий и оттенков, присутствующих в трактовке инвестиций. Функции инвестиций, безусловно, значительно богаче, чем это можно выразить в кратких их определениях.

Современные трактовки инвестиций также достаточно разнообразны. различные подходы к определению понятия "инвестиции" не противоречат друг другу, а лишь делают акцент на различных аспектах инвестиций. При этом анализируемые нами определения инвестиций не являются исчерпывающими, не дают полной картины в отношении столь сложного явления, как инвестиции.

Согласно законодательству Республики Беларусь инвестиции представляют собой любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности. Основные преференциальные правовые режимы инвестирования включают:

                  свободные экономические зоны (СЭЗ)

                  Парк высоких Технологий (ПВТ)

                  малые города (населённые пункты, с численностью населения менее 50 тыс.чел.)

                  сельские населённые пункты

                  инвестиционный договор.

С 2005 по 2010 годы инвестиции в основной капитал в Беларуси увеличились в сопоставимых ценах в 2,3 раза. Эффективность инвестиций в целом за рассматриваемый период возросла на 0,2 процентного пункта.

Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал занимают собственные средства организаций. Обращает на себя внимание факт значительного сокращения бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал

Лидирующие позиции по инвестициям в основной капитал занимали промышленность, жилищное строительство  и коммунальное хозяйство (7,9% в 2005 и 7,5% в 2010).

Очевиден явный перекос в инвестиционной сфере с отраслей, которые могут формировать основу ВВП и экспорта в пользу низкоэффективных отраслей и отраслей непроизводственной сферы.

Информация о работе Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности