Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение возможных направлений совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть содержание понятия "инвестиции", рассмотреть подходы к их классификации;
- проанализировать гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной политики Республики Беларусь с позиций формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды на основе рекомендаций международных организаций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

5
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

7
1.1 Понятие инвестиций

7
1.2 Виды инвестиций

10
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14
2.1 Анализ динамики инвестиций в Республике Беларусь

14
2.2 Принимаемые меры, направленные на формирование и поддержание благоприятной бизнес-среды

16
2.3 Гарантии и льготы, предоставляемые инвесторам в Республике Беларусь

20
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

InvPolitik.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

                  льготные условия предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов и определения арендной платы по ним;

                  свободное распоряжение валютной выручкой. 34

Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций в реализацию инвестиционного проекта сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро. 42

Для рассмотрения вопроса о регистрации в качестве резидента юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в администрацию СЭЗ представляется ограниченный перечень документов.

Льготные условия в республике имеют также резиденты Парка высоких технологий, основными видами деятельности которого являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям – от создания материалов для микро- и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники. 34

Обладая высококвалифицированными кадрами в IT-отрасли, Беларусь намерена стать активным участником мирового рынка информационных технологий. В настоящее время на рынке экспортно-ориентированного программирования Беларуси занято около 15 тысяч специалистов. Белорусские компании (EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft и др.) выполняют проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других. 42

Развитию IT-отрасли содействует специальный режим Парка высоких технологий, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

2. Основные преференции резидентов ПВТ:

•              освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

•              освобождение от налога на прибыль;

•              освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;

•              освобождение от земельного налога на период строительства, но не более 3 лет;

•              освобождение от налога на недвижимость;

•              освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;

•              уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов, не включаемого в совокупный годовой доход. 42

Основные преференции нерезидентов ПВТ предоставляются только в части реализации зарегистрированного бизнес-проекта и включают:

•              освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

•              освобождение от налога на прибыль;

•              освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;

•              уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов.

Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям. 42

Для рассмотрения вопроса о регистрации в качестве резидента ПВТ (бизнес-проекта нерезидента ПВТ) в администрацию ПВТ представляется ограниченный перечень документов.

Особый льготный режим распространяется на коммерческие организации созданные с 1 апреля 2008 г., при осуществлении деятельности и с местом нахождения на территории Республики Беларусь в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

3. Республика Беларусь – страна небольших городов, где 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. Поэтому Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в малые и средние города и поселения для обеспечения всестороннего развития экономики республики. С этой целью на территории данных образований действует ряд льгот, направленных на снижение издержек инвестора, а также на максимальное упрощение условий его деятельности.

Основные налоговые преференции в малых и средних городах

Коммерческие организации вправе не исчислять и не уплачивать:

•              налог на прибыль в течение семи лет с даты создания коммерческой организации в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

•              в течение пяти лет со дня их создания иные налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента), отчислений в инновационные фонды.

•              освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации. 42

Основные не налоговые преференции в малых и средних городах

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь по производству товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации, коммерческие организации вправе:

•              самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

•              самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, за исключением социально значимых товаров по перечню;

•              самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;

•              самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам, но не ниже ее минимального размера, определенного Правительством;

•              страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь. 42

Коммерческие организации в течение пяти лет со дня их создания освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

В отношении коммерческих организаций при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также осуществлении внешней торговли товарами собственного производства не применяются:

•              меры нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений (за исключением устанавливаемых в соответствии с законодательством предельных минимальных цен на товары, поставляемые за пределы Республики Беларусь);

•              исключительные права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров;

•              требование обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";

•              специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями. 42

Вышеуказанные льготы предоставляются инвесторам после регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Регистрация осуществляется местными органами управления в день подачи ограниченного перечня документов. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суде.

В случае, если акты законодательства, принятые после создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия их деятельности, то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав, то к коммерческим организациям с иностранными инвестициями в течение пяти лет с даты приобретения статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату государственной регистрации данной коммерческой организации.

Льготный режим применяется в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 ”О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности“ ).

Организации (а также филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений.

Например, такие организации:

•              освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;

•              уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 процентов (организации) и 25 процентов (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу;

•              освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию);

•              освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для внесения в уставный фонд. 42

Белорусским законодательством предусмотрены также льготы по инвестированию в отдельные секторы экономики и для развития малого и среднего предпринимательства, активно используются гарантии Правительства под иностранные кредитные линии. Например, инвестиционные проекты реализуются в республике с привлечением кредитов немецких, итальянских, китайских банков, а также Международного банка реконструкции и развития.

5. Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь (далее - инвестиционный договор) в соответствии Декретом Президента Республики Беларусь «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 г. № 10.

Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.

С целью улучшения инвестиционного климата в Беларуси и привлечения дополнительных инвестиций Президент Республики Беларусь подписал 6 июня 2011 года Декрет № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет от 06.08.2011 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 4), который внес ряд изменений в правовое регулирование осуществления инвестиционной деятельности на основании заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. В инвестиционной сфере в динамике просматривается перекос с отраслей, которые могут формировать основу ВВП и экспорта в пользу низкоэффективных отраслей и отраслей непроизводственной сферы.

2. Результаты исследования ”Ведения бизнеса – 2011“ показали необходимость проведения более глубокого структурного реформирования, направленного на создание благоприятной регулятивной среды для предпринимателей, привлечения частных инвестиций и, как следствие, продолжение движения вверх в рейтинге стран по степени благоприятности ведения бизнеса.

3. Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в республике создана система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности.

 

 

3                   ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация о работе Перспективные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности