Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии понятия «инвестиционная стратегия предприятия» и в исследовании методологических аспектов ее разработки.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность инвестиционной стратегии предприятия;
исследовать принципы разработки инвестиционной стратегии;
рассмотреть способы формирования инвестиционной стратегии;
изучить оценку результативности инвестиционной стратегии.
При разрабоке целевых стратегических нормативов важно правильно определить желательные и нежелательные, но возможные тенденции развития отдельных показателей инвестиционной деятельности. Кроме того, необходимо учесть объективные ограничения в достижении этих нормативов, такие как размер предприятия, объем инвестиционных ресурсов, а также стадию жизенного цикла предприятия.
Небольшому предприятию из-за недостаточности ресурсов невозможно осуществлять диверсифицированную инвестиционную деятельность. Стратегические цели таких предприятий обычно ограничиваются сферой реального инвестирования и подчиняются задачам экономического развития и реновации выбывающих основных фондов и нематериальных активов. Крупные предприятия могут позволить себе реализацию целей финансового инвестирования, диверсификацию инвестиционной деятельности в отраслевом и региональном разрезах и т.п. Однако даже для крупных предприятий всегда объективным является соразмерение потребностей обеспечения операционного процесса с объемом доступных инвестиционных ресурсов. Отсюда возникает понятие «критическая масса инвестиций», которое характеризует минимальный объем инвестиционной деятельности, позволяющий предприятию формировать чистую операционную прибыль.
Стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие, дифференцирует стратегические цели инвестиционной деятельности. На стадии детства предприятие формулирует основные стратегические цели на уровне обеспечения высоких темпов реального инвестирования, безубыточности инвестиционной деятельности. На стадии юности основными стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятия могут являться: расширение объемов реального инвестирования; диверсификация направлений реального инвестирования, обеспечение минимальной нормы текущей инвестиционной прибыли. На стадии зрелости основными стратегическими целями инвестиционной деятельности предприятия становятся: обеспечение выхода на «критическую массу инвестиций» и ее поддержание; формирование портфеля финансовых инвестиций и обширная диверсификация форм реального и финансового инвестирования; обеспечение необходимых темпов прироста инвестируемого капитала и обеспечение средней нормы инвестиционного дохода и т.п. На стадии старения стратегические цели инвестиционной деятельности могут выражаться в обеспечении своевременной реновации амортизируемых активов; «сжатии» инвестиционного портфеля; реинвестировании капитала с целью поддержания необходимого объема операционной деятельности.
Ткаим образом, можно выделить следующие требования к формированию стратегических целей инвестиционной деятельности.
Во-первых, цели должны быть достижимыми. В них должен быть заключен определенный вызов для организации, ее сотрудников и финансового менеджмента. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Хотя в основе разработки стратегических инвестиционных целей лежит идеальное представление или желаемый образ стратегической инвестиционной позиции организации, их необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней инвестиционной среды и внутреннего инвестиционного потенциала.
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционной среде.
В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что стратегические инвестиционные цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить, была ли цель достигнута.
В-четвертых, цели должны быть конкретными. Стратегические инвестиционные цели должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате инвестиционной деятельности, в какие сроки ее следует достичь и кто будет ответственным лицом за основные элементы инвестиционного процесса. Чем более конкретна цель, чем яснее намерения и ожидания, связанные с ее достижением, тем легче выразить стратегию ее достижения.
В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что стратегические инвестиционные цели соответствуют миссии организации, ее общей стратегии развития, а также краткосрочным инвестиционным и другим функциональным целям.
В-шестых, стратегические инвестиционные цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации. Стратегические цели инвестиционной деятельности разрабатываются для реализации в долгосрочной перспективе главной цели финансового менеджмента — максимизации благосостояния собственников организации. Но цели организации также должны быть приемлемыми для тех, кто их выполняет и на кого они направлены.
2.2. Обоснование стратегических
направлений и форм
В процессе разработки стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия последовательно решаются 3 главные задачи:
Определение соотношения различных форм инвестирования связано с функциональной направленностью деятельности предприятия. У предприятий, осуществляющих производственную деятельность, преимущественной формой инвестирования будут реальные вложения в инвестиционные проекты. Это позволит им развиваться наиболее высокими темпами, осваивать новые виды продукции. Финансовые инвестиции этих предприятий связаны в основном с краткосрочными вложениями свободных денежных средств или осуществляются с целью установления контроля над деятельностью отдельных предприятий.
В то же время предприятия — институциональные инвесторы осуществляют инвестиционную деятельность преимущественно на фондовом рынке. Удельный вес реального инвестирования у таких предприятий может колебаться в пределах, разрешенных законодательством.
Соотношение различных форм инвестирования в длительной перспективе существенно колеблется в зависимости от стадий жизненного цикла предприятия. Так, на стадиях «рождения», «детства» и «юности» подавляющая доля инвестиций носит реальную форму. Только на более поздних стадиях предприятия могут позволить себе существенно расширить долю финансовых инвестиций.
На соотношение реальных и финансовых инвестиций оказывает влияние общее состояние экономики, определяющее конъюнктуру отдельных сегментов инвестиционного рынка. В условиях нестабильности экономики, высоких темпов инфляции, постоянного изменения налоговой политики эффективность реального инвестирования существенно снижается при одновременном возрастании уровня рисков. В такие периоды финансовые инвестиции, особенно краткосрочные, являются более эффективными. Следует отметить, что реальные инвестиции имеют высокий уровень противоинфляционной защиты, так как цены на объекты реального инвестирования возрастают обычно пропорционально темпу инфляции.
Определяя отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, предприятия выбирают две принципиально разные инвестиционные стратегии: конкурентную, направленную на максимизацию инвестиционной прибыли в рамках одной отрасли, или портфельную, направленную на снижение уровня инвестиционного риска и максимизацию инвестиционной прибыли за счет использования преимуществ межотраслевой деятельности.
Для определения отраслевой направленности инвестиционной деятельности необходимо исследовать целесообразность:
— в рамках определенной группы отраслей,
— в разрезе различных, не связанных между собой групп отраслей.
Стратегия отраслевой концентрации может использоваться лишь на трех первых стадиях жизненного цикла предприятия. На последующих стадиях по мере удовлетворения потребности рынка в продукции ей на смену должна придти стратегия отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.
Отраслевая диверсификация инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей позволяет инвесторам более широко использовать накопленный опыт в области маркетинга, производственных технологий и тем самым повышать эффективность инвестирования при существенном снижении уровня инвестиционных рисков. Стратегия диверсификации инвестиционной деятельности предприятия реализуется при формировании стратегических зон хозяйствования, на которых лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой, а также инвестиционной стратегий.
Стратегия диверсификации эффективна лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков. Это обусловлено определенными ее недостатками. Во-первых, смежные отрасли, как правило, имеют аналогичный во времени отраслевой жизненный цикл, что увеличивает инвестиционный риск. Во-вторых, продукция смежных отраслей обычно подвержена влиянию одинаковых во времени конъюнктурных циклов, что еще больше увеличивает инвестиционный риск. Необходимость использования стратегии отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных, не связанных между собой групп отраслей определяется тем, что для многих крупных предприятий, ведущих свою деятельность на протяжении длительного периода времени, традиционно избранные отрасли сдерживают темпы перспективного развития, получение высокой отдачи от инвестиций. Для таких предприятий обеспечить новые возможности развития и повысить уровень конкурентоспособности может инвестирование в иные альтернативные группы отраслей. Условием такой диверсификации инвестиционной деятельности является формирование стратегических центров хозяйствования, в состав которых включается несколько стратегических зон хозяйствования. Стратегический хозяйственный центр полностью формирует свою инвестиционную стратегию, являющуюся самостоятельным составным элементом инвестиционной стратегии предприятия. За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла и с различными во времени колебаниями конъюнктуры на их продукцию существенно снижается уровень инвестиционных рисков.
Определение региональной направленности инвестиционной деятельности предприятия наряду с прочими факторами, определяющими инвестиционный климат конкретных территорий и их инвестиционную привлекательность, связано с размерами предприятия и продолжительностью его функционирования.
Небольшие и средние предприятия, равно как и предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла, сосредотачивают свою инвестиционную деятельность в основном в пределах одного региона. Ограниченные возможности региональной диверсификации для них связаны с недостатком объема инвестиционных ресурсов и сложностью управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью. Принципиальная возможность региональной диверсификации появляется лишь при финансовых инвестициях. Но в силу небольших объемов финансового инвестирования управленческие решения принимаются не в рамках разрабатываемой инвестиционной стратегии, а на стадии тактического управления инвестиционной деятельностью, т.е. при формировании инвестиционного портфеля.
Потребность в региональной диверсификации для «молодых» предприятий возникает по мере их развития и увеличения продолжительности их функционирования.
2.3. Определение стратегических
направлений формирования
Инвестиционные ресурсы предприятия представляют собой все формы капитала, привлекаемого для вложений в объекты реального и финансового инвестирования.
Формирование инвестиционных ресурсов носит регулярный, непрерывный характер и сопровождает все стадии жизненного цикла предприятия, а также является основным условием осуществления инвестиционной деятельности и неразрывно связано с ее целями и направлениями. С одной стороны, формирование ресурсов является финансовой базой реализации разработанной инвестиционной стратегии, а с другой — самостоятельным блоком стратегии, по которому определяются стратегические целевые нормативы.
Основной целью формирования инвестиционных ресурсов предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых инвестиционных активов и оптимизация их структуры с позиции обеспечения эффективных результатов инвестиционной деятельности. Возможности такого формирования во многом определяются достигнутой структурой капитала предприятия, т.е. соотношением собственных и заемных источников.
Суть стратегии формирования инвестиционных ресурсов заключается в обеспечении необходимого уровня самофинансирования инвестиционной деятельности предприятия и наиболее эффективных форм привлечения заемного капитала из различных источников осуществления инвестиций.