Разработка инвестиционной стратегии ОАО «Ярославский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Последовательность этапов курсовой работы:
- обоснование объекта исследования;
- комплексная диагностика организации и оценка изменений внешней конкурентной среды;
- разработка проблемной матрицы и формулировка стратегических проблем;
- определение миссии, целей, стратегических альтернатив и их оценка;
- формулировка стратегии организации;
- календарное планирование стратегических мероприятий;
- анализ заинтересованных сторон;
- анализ различных эффектов проекта;
- составление производственного и финансового плана реализации стратегии, с предварительным расчетом стратегии финансирования;
- оценка эффективности выбранной стратегии, с точки зрения различных показателей и влияющих на них факторов;
-формирование выводов о проделанном исследовании.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 214.40 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время очень  важно контролировать все процессы, происходящие как внутри компании, так и вокруг нее. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизни общества, и особенно его материальной сферы, требует постоянного совершенствования форм и методов управления деятельностью предприятия.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Ярославский хлебозавод №4». Предприятие производит и реализует традиционные виды хлебобулочных  изделий. Но не смотря на то, что хлеб – это продукт питания, который потребляется населением ежедневно, спрос на этот вид продукции имеет тенденцию к снижению. Это не говорит о том, что люди отказываются от потребления хлеба. Вкусы и предпочтения постоянно меняются, но широкий ассортимент – вот что необходимо современному потребителю. Например, сейчас пользуются спросом диетические сорта хлеба и различные кондитерские изделия. Чем ближе ассортимент предприятия к представлениям потребителей, тем успешнее и устойчивее оно на рынке, тем лучше его конкурентоспособность и , соответственно, больше доля на рынке.

Но прежде чем принимать  решения по нововведениям, необходимо пересмотреть политику управления предприятием, принять меры по физическому оздоровлению.

Актуальными проблемами предприятий  хлебной промышленности, в том  числе и ОАО «Ярославский хлебозавод №4», сейчас являются:

- износ оборудования;

- неполное использование  производственных мощностей;

- низкая степень автоматизации  оборудования ( как следствие – высокая степень ручного труда);

- растущие цены на сырье  и др.

На то, чтобы улучшить положение рассматриваемого предприятия  направлены исследования в данной работе.

Они  представляют собой  последовательность следующих этапов курсовой работы:

- обоснование объекта  исследования;

- комплексная диагностика  организации и оценка изменений  внешней конкурентной среды; 

- разработка проблемной  матрицы и формулировка стратегических  проблем; 

- определение миссии, целей,  стратегических альтернатив и  их оценка;

- формулировка стратегии  организации;

- календарное планирование стратегических мероприятий;

- анализ заинтересованных  сторон;

- анализ различных эффектов  проекта;

- составление производственного  и финансового плана реализации  стратегии, с предварительным  расчетом стратегии финансирования;

- оценка эффективности  выбранной стратегии, с точки  зрения различных показателей  и влияющих на них факторов;

-формирование выводов  о проделанном исследовании.

В любом случае, инвестиционная политика компании должна быть направлена на повышение экономической эффективности  деятельности предприятия, модернизацию оборудования, технологических или  бизнес-процессов, а также развитие новых направлений бизнеса.

Итак, можно сказать, что  основной целью ОАО «Ярославский хлебозавод № 4», как и любого предприятия  является – увеличение прибыли и  достижение высоких конкурентных позиций.

Для достижения этих целей, необходимо разработать эффективную инвестиционную стратегию. Разработка инвестиционной стратегии напрямую связана с успешным и эффективным развитием организации. Она определяет механизмы обеспечения инвестиционных целей предприятия, позволяет оценить инвестиционные возможности организации, выявляет наличие собственных источников финансирования, определяет возможность реализации новых непредвиденных инвестиционных проектов и т.д.

Также разработка инвестиционной стратегии  позволяет спрогнозировать те или  иные неблагоприятные условия во внешней инвестиционной среде.

 

 

 

 

 

 

1 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

 
            Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. В России хлеб - продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.

 На рынке хлебопечения  рассматриваемое предприятие работает с 1937 года.

Много лет   работает Хлебозавод № 4, история которого начинается с пекарни, построенной в 1932 году для строителей плотины. Как предприятие хлебопечения Ярославский хлебозавод № 4 создан 3 февраля 1937 года постановлением СНК РСФСР № 56. Это – один из первых объектов, построенных в 30 – е годы прошлого века. В 1996 году предприятие получило современное название. Можно утверждать, что Хлебозавод № 4 – одно из старейших предприятий  поселка, работающих и поныне. [1]

С 2003 года предприятие является членом Ассоциации производителей хлебобулочной, мукомольной и кондитерской промышленности Ярославской области.

ОАО « Ярославский хлебозавод №4» было создано 10.10.2005 года путем  преобразования из ГУП «Ярославский хлебозавод № 4». Среднесписочный состав работающих на предприятии в 2011г. составил 204 человека. Средняя заработная плата в 2011 г. составила 16328 рублей.

Основным видом деятельности ОАО « Ярославский хлебозавод № 4» согласно Уставу является производство хлеба и мучных изделий.

Кроме этого предприятие  осуществляет следующие виды деятельности:

  • реализация готовой продукции через торговую сеть;
  • розничная торговля;
  • оказание различных услуг организациям и населению

Предприятие производит традиционные виды хлебобулочных изделий: хлеб из смеси ржано-пшеничной муки, пшеничной  муки 1 сорта, заварные сорта хлеба, а также диетические. [2]

Предприятие принимает постоянное участие в аукционах на поставку хлеба и хлебобулочных изделий  для учреждений социальной  сферы  и является поставщиком своей  продукции для многих учреждений. Но принимать участие в таких  аукционах раз от раза становится все сложнее из-за сильной конкурентной борьбы между производителями хлебобулочных  изделий; в данных аукционах принимают  участие много предприятий хлебопечения из других областей.

2011 г. предприятие имело   около 30 собственных и арендованных  торговых точек. На 01.01.2011г. на  реализацию хлебобулочных изделий  заключено с потребителями более  100 договоров.

В 2011 г. на предприятии разработаны  и внедрены  следующие виды продукции: пирожное «Ярославна», слойка ореховая, сочень с творогом, булка «Сладкая», булки русские круглые, пирожное «Грибок», пирог с капустой, пирог  с повидлом, пирожное «Мечта», пряник «Ванильный».

В 2011 г. снижение объема производства в натуральном выражении составило 14%  по сравнению с 2010 г. (табл.1)

 

    Таблица 1 – Показатели деятельности завода.[2]

 

Ед. измерения

2009г.

2010г

2011г

Объем производства готовой продукции

тонн

4959

4211

3624

Объем реализации продукции

тыс. руб.

109621

101631

106695

Товарооборот от коммерческой деятельности

-*-

3616

3779

3325


 

Максимально допустимая  проектная мощность  предприятия  составляет 39,6 тонн в сутки. Мощности используются на 65%.

За 2011 г. крупными и средними предприятиями Ярославской области  по данным  комплекса департамента агропромышленного области произведено 68,2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий.

За 2010 г. предприятиями всех форм собственности (включая мини-пекарни) произведено 71,4тыс. тонн хлеба и  хлебобулочных изделий.

За 2011 г. ОАО «Ярославский хлебозавод № 4» произведено 3624 тонн  хлебобулочных и кондитерских  изделий, что составляет 86% к уровню прошлого года.

В таблице 2 представлены общие  сведения об ОАО «Ярославский хлебозавод № 4»

 

Таблица 2 – Общие сведения об акционерном обществе[2]

Полное наименование общества.

Открытое акционерное общество

« Ярославский  хлебозавод №4»

Сокращенное наименование общества

ОАО « Ярославский  хлебозавод №4»

Номер регистрации и дата выдачи свидетельства  о государственной регистрации

Дата государственной  регистрации эмитента: 10 октября 2005г.

Номер свидетельства  о государственной регистрации:

000209675 серия 76

Наименование  регистрирующего органа

Инспекция Федеральной  налоговой службы по Заволжскому  району

г. Ярославля.

Основной  государственный регистрационный  номер

1057600296764

Юридический    адрес

г. Ярославль

ул. Колышкина, д.2

Почтовый  адрес

150034 г. Ярославль, 

ул. Колышкина, д.2

Контактные  телефоны

(4852) 38-50-05 ( директор)

(4852) 38-50-90 ( гл. бухгалтер)

Адрес электронной почты

hz42005@yandex.ru

Размер  уставного капитала

12 615000 ( двенадцать миллионов шестьсот пятнадцать тысяч) рублей.  Изменений уставного капитала не было.

Общее количество акций

126150 штук

Количество  обыкновенных акций

126150 штук

Номинальная стоимость акций

100 рублей.

Государственный  регистрационный номер выпуска ЦБ

1-01-10986-А

Дата  государственной регистрации выпуска  ценных бумаг

30 декабря 2005 года.

Наименование  регистрирующего органа

РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

Количество  привилегированных акций

нет

Доля  участия Ярославской области 

( в лице администрации Ярославской  области, представленной Департаментом   имущественных и земельных отношений);  в уставном капитале  акционерного  общества.

100%


         

        Среди отраслей пищевой промышленности хлебопечение занимает главное место и является старейшей, а потребителями продукции отечественного хлебопечения является каждый гражданин Российской Федерации. В последнее время российское хлебопечение претерпело значительные изменения; произошел переход от административно-плановой экономики к свободным рыночным отношениям, произошли серьезные экономические и политические реформы, что оказало сильное влияние и на хлебопечение.

Важнейшая задача, стоящая  перед отраслью - стабилизация производства хлебобулочных изделий на уровне  7,5 - 10 млн. тонн в год и достижение уровня потребления, соответствующего рекомендуемым нормам рационального  питания и характерного для развитых европейских стран (70-80 кг/год на душу населения). Одновременно растет спрос на  продукцию улучшенных вкусовых качеств, что ведет к  существенным сдвигам в ассортименте выпускаемых изделий и снижению доли хлеба традиционных массовых сортов.

    В хлебопекарной отрасли по–прежнему существует много нерешенных проблем. Сегодня из-за снижения покупательского спроса у наших предприятий нет экономических стимулов дополнительно развивать производство хлеба. Цеха многих предприятий и так простаивают. Многие заводы загружены всего на 25 - 40%, хотя  по нормам должна быть загрузка минимум на 75% (с учетом резерва). Рост кредитных ставок снижает возможности осуществлять необходимые инвестиции в основные средства. Предприятия не обеспечены достаточными оборотными средствами.   [2]

Недостаточно инвестиционных ресурсов в отрасли, 80% инвестиций собственные  средства. Износ машин и оборудования превышает 50%, а на некоторых предприятиях достигает 80%. Промышленность не имеет  собственных источников оборотных  средств в т.ч. для приобретения сырья. Крайне низка (около 3%) доля продукции диетического и функционального назначения. Практически отсутствует государственная поддержка отрасли на федеральном уровне. Анализ состояния хлебопекарной промышленности показал, что она в настоящее время развивается по инерционному типу, который в ближайшем будущем может привести к существенным рискам при осуществлении даже простого производства. Эти данные изложены в программе развития хлебопекарной промышленности до 2020 г. (проект ГОСНИИХП).

Как было отмечено президентом  Российского Союза пекарей на внеочередном съезде 29 июня 2011 г., недостаток финансовых ресурсов-системная слабость отрасли,  - главная причина вынужденной остановки ряда хлебопекарных производств. Так в 2010 г. по предварительным статистическим данным прекратили  существования более 50 крупных и средних предприятий, многие хлебозаводы 1 квартал 2011 г. закончили с убытком. Только треть хлебопекарных предприятий в России занимается техническим перевооружением. На остальных, где уровень износа оборудования достигает 50-80% , идут необратимые процессы старения, которые сопровождаются, как правило, избыточными затратами ресурсов и ухудшением качества хлебобулочных изделий. Тарифы естественных монополистов имеют только одно направление - восходящее. При этом поставщики электроэнергии, например, постоянно увеличивают долю расчетов по коммерческим тарифам, что ведет к росту платежей в ряде регионов. Непрогнозируемый рост цен на муку - одно из самых опасных явлений в производстве хлеба.

Боясь потерять крупного покупателя, многие руководители опасаются обращаться в антимонопольные органы. Последние  годы имеет рост недобросовестной конкуренции.  В неблагоприятных экономических  условиях многие предприятия малого бизнеса «ушли в тень». На этих производствах игнорируются  санитарные нормы, не осуществляется необходимый  технологический контроль, к работе привлекаются неквалифицированные  кадры.

Многие перечисленные  проблемы не обошли и «Ярославский хлебозавод №4», поэтому руководством предполагается принять все необходимые  меры по улучшению сложившейся ситуации и тем самым обеспечить высокие  позиции предприятия в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНОЙ МАТРИЦЫ И ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

 

Одним из этапов планирования маркетинговой деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях, которые характеризуются острой конкурентной борьбой, является ситуационный анализ. Он заключается в тщательном рассмотрении как внутреннего потенциала и слабых сторон компании, так и  ее внешнего окружения, которое может  предоставлять определенные возможности, а также таить в себе потенциальные  угрозы для развития орг-ии.

Целью ОАО «Ярославский хлебозавод №4» является выживание в условиях неблагоприятных воздействий внешней среды - повышение цен на сырье, снижение платежеспособного покупательского спроса. Миссия на хлебозаводе не сформулирована, также как и подцели и задачи существования предприятия.

           Сформируем сильные и слабые стороны хлебозавода, выявить возможные угрозы и возможности для существования и развития на рынке хлебобулочной продукции Ярославской области. (таблица 3) и проведем с их помощью провести swot - анализ деятельности хлебозавода (таблица 4).

 

Таблица 3 – Факторы, влияющие на деятельность предприятия

Сильные стороны:

  • тесная связь с поставщиками;
  • широкий ассортимент продукции , высокое качество;
  • большой опыт;
  • собственная технология.

Слабые  стороны:

  • устарелое оборудование;
  • низкая доля на рынке хлебобулочных изделий ( слабые конкурентные позиции);
  • отсутствие стратегии работы хлебозавода;
  • недостаток производственных площадей.

              Возможности :

  • выход на новые сегменты рынка (открытие новых точек продаж хлебобулочных изделий);
  • оптимизация бизнес - портфеля путем производства новых видов хлебобулочных изделий;
  • ухудшение позиций конкурентов: негативное отношение к продукции и сервису со стороны покупателей.

Угрозы:

  • снижение общего уровня экономического развитии, уровня жизни населения;
  • изменение потребностей и вкусов покупателей ,повышение уровня требований потребителей к качеству товара;
  • существенная зависимость организации от поставщиков муки как основного внешнего источника сырьевых ресурсов.

Информация о работе Разработка инвестиционной стратегии ОАО «Ярославский хлебозавод»