Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 22:27, курсовая работа
Последовательность этапов курсовой работы:
- обоснование объекта исследования;
- комплексная диагностика организации и оценка изменений внешней конкурентной среды;
- разработка проблемной матрицы и формулировка стратегических проблем;
- определение миссии, целей, стратегических альтернатив и их оценка;
- формулировка стратегии организации;
- календарное планирование стратегических мероприятий;
- анализ заинтересованных сторон;
- анализ различных эффектов проекта;
- составление производственного и финансового плана реализации стратегии, с предварительным расчетом стратегии финансирования;
- оценка эффективности выбранной стратегии, с точки зрения различных показателей и влияющих на них факторов;
-формирование выводов о проделанном исследовании.
Таблица 4 – SWOT – анализ деятельности предприятия | |||||||
|
Возможности (О) |
Угрозы (Т) | |||||
Выход на новые сегменты рынка (открытие новых точек продаж хлебобулочных изделий) |
Оптимизация бизнес - портфеля путем производства новых видов хлебобулочных изделий |
ухудшение позиций конкурентов: негативное отношение к продукции и сервису со стороны покупателей |
Снижение общего уровня экономического развитии, уровня жизни населения |
Изменение потребностей и вкусов покупателей, Повышение уровня требований потребителей к качеству товара |
Существенная зависимость организации от поставщиков муки как основного внешнего источника сырьевых ресурсов | ||
Сильные стороны (S) |
Тесная связь с поставщиками |
Возможно привлечение др. поставщиков |
Бесперебойное продвижение новых продуктов, с помощью налаженных связей |
постоянных поставщиков и покупателей |
Возможность потери некоторых поставщиков, но сохранение отношений с другими даже в условиях риска |
Пересмотр отношений с поставщиками сырья и материалов, с целью обеспечения качества и восстребованности товара |
при проявлении угроз внешней среды не позволит обеспечить непрерывность производственного процесса в случае ухода с рынка одного или нескольких поставщиков, но наличие тесной связи позволит быстро найти компромисс. |
Широкий ассортимент продукции , высокое качество |
разработка и внедрение новых сортов хлеба, возможность физического охвата — люди физически могут прийти и приобрести предлагаемый товар или услугу; |
Продвижение новых товаров на рынке, увеличение ассортимента готовой продукции;( снижение себестоимости) |
Завоевание новых групп покупателей за счет разнообразия продукции и его безупречного качества |
Возникает вероятность невостребованности всего ассортимента , но сохранится ориентация на качество |
производство хлеба, различных видов хлебобулочных и выпечных изделий, ориентированных на запросы населения |
Возможность компенсировать возможные потери от ухудшения условий поставки сырья широким ассортиментом. | |
Большой опыт |
развитие собственной торговой сети; расширение рынков сбыта путем увеличения производства продукции |
Возможно расширить ассортимент, снизить ебестоимость |
Удержание наших покупателей от перехода к конкуренту, за счёт использования гибкой ценовой политики и увеличения качества продукции |
Умение подстраиваться под текущую ситуацию в экономике. способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия. |
изучение спроса населения на продукцию предприятия, проведение маркетинговых исследований хлебного рынка; |
Рациональное и быстрое принятие решений в случае изменения условий поставки сырья, во избежание снижения объемов продаж.
| |
Собственная технология |
Расширение размеров рынка
и высокий технологический |
Увеличение ассортимента; повышение качества выпускаемой продукции;создание более современных аналогов продукта. |
Внедрение новых технологий, позволяющих улучшить продукцию и переманить покупателей от конкурентов. |
Финансирование технологий для увел.спроса, либо возможность поиска экономии |
Нет возможности удовлетворить потребности |
Возможность сохранения темпов производства, даже в периоды колебания цен и осложнения отношений с поставщиком муки | |
Слабые стороны |
Устарелое оборудование |
Замена оборудования на более производительное и экономичное в использовании ресурсов |
Торможение процесса раз- работки и освоения новых видов продукции. Возможны закупки технологического оборудования, либо реконструкция |
Невозможно воплотить пользующийся спросом ассортимент, но за счет несостоятельности конкурентов и улучшения условий сбыта возможно переманить покупателей. |
Нехватка средств для финансирования и замены оборудования на фоне сокращающегося спроса |
Не можем удовлетворить
потребности покупателей |
Существует риск снижения объемов производства, увеличения себестоимости и потери прибыли в результате высокой степени износа оборудования на ряду с повышением цен на муку |
Низкая доля на рынке хлебобулочных изделий ( слабые конкурентные позиции) |
реализация готовой продукции через торговую сеть, Привлечение новых покупателей;обеспечение устойчивого конкурентного преимущества на рынках сбыта; |
Возможность привлечения новых клиентов с помощью новых продуктов, и тем самым улучшение конкур-ти увеличение объемов продаж |
Выход из ситуации за счет потери позиций конкурентов, привлечение покупателей. |
Неудовлетворенный спрос, низкая
возможность улучшения |
Потеря клиентов и спроса на производимую продукцию, соответственно. |
Риск перехода поставщика к конкуренту, либо резкое увеличение цен на сырье и как следствие - ухудшение позиций предприятия. | |
отсутствие стратегии работы хлебозавода |
Отсутствие плана деятельности тормозит дальнейшее развитие, возникает необходимость в разработке стратегии. |
Разработка стратеги может решить проблему планирования результатов деятельности |
Увеличение количества покупателей |
Невозможность быстрого принятия решений в виду отсутствия плана , и учета в нем возможных рисков. Как результат – снижение спроса и объемов реализации. |
Необходима разработка стратегии развития |
Невозможность быстрого принятия решений при отсутствия плана , и учета в нем возможных рисков. результат – снижение спроса и объемов реализации. | |
Наличие неиспользующихся производственных площадей |
Нет возможности выпускать набирающую спрос продукцию, но увеличение объема продаж за счет создания новых точек продаж |
Невозможность выпуска всей продукции, пользующейся спросом. |
Привлечение покупателей |
Возможность удовлетворять снижающийся спрос имеющимися мощностями, без лишних затрат. |
Итак, предприятие располагает внешними возможностями, нужно обладать внутренними силами, чтобы суметь воспользоваться возможностями.
Далее сформулируем основные проблемы ОАО « Ярославский хлебозавод №4»:
- хлебопродуктовый рынок Ярославской области является высоко конкурентным рынком. Все предприятия хлебопечения г. Ярославля, Ярославской области, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской и других близлежащих областей являются конкурентами общества, соответственно это сопровождается низкой долей рассматриваемого предприятия на рынке; (В 2011 г. снижение объема производства в натуральном выражении составило 14% по сравнению с 2010 г.)
- из-за снижения покупательского спроса у нашего предприятия нет экономических стимулов дополнительно развивать производство хлеба.
- не существует стратегии развития, существуют лишь отдельные цели развития, что тормозит достижение лучших результатов;
- высокий уровень износа оборудования (достигает 50%) , идут необратимые процессы старения, которые сопровождаются, как правило, избыточными затратами ресурсов и ухудшением качества хлебобулочных изделий;
- из-за неэффективного использования производственных площадей предприятие не выпускает кондитерские изделия с использованием крема, макаронные изделия, сухари, пользующийся спросом в летнее время хлебный квас;
Итак, главная проблема предприятия - низкая доля на рынке, что обусловлено вышеперечисленными отрицательными сторонами.
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ И ИХ ОЦЕНКА
Можно выделить главную цель предприятия – это достижение более высокой доли на рынке Ярославской области (не менее 8 %) и конкурентных преимуществ на рынках сбыта, с увеличением производства и реализации продукции, и максимальным удовлетворением спроса потребителей.
Самое пристальное внимание необходимо уделять программе модернизации и технического перевооружения производства. Большая часть оборудования устарела, выработала свой ресурс и требует модернизации.
На рисунке 1 представлено «Дерево целей», в котором нижестоящие цели приводят к достижению главной цели, указанной ранее.
Рисунок 1 – Дерево целей
Достижение цели предприятия может быть осуществлено за счет привлечения интереса покупателей к продукции, при этом стоит улучшить ее качество и расширить рентабельный ассортимент.
С экономической точки
зрения целесообразно не любое повышение
качества изделий, а только такое, которое
соответствует общественным потребностям
и удовлетворяет эти
Расширение ассортимента продукции подразумевает увеличение товарного предложения за счет поиска более прибыльных товарных направлений в рамках развития существующих или создания новых продуктовых линий. Расширение ассортимента возможно не только благодаря разработке уникальных рецептов, но и за счет открытия новых направлений.
Также необходимо выйти на новые точки сбыта, чтобы открылась возможность реализовать больше продукции покупателям; также привлекать больше внимания к предприятию под средством рекламы и положительной репутации.
Но чтобы начать предпринимать действия по становлению конкурентоспособного ассортимента, необходимо заменить устаревшее оборудование и увеличить производственные площади, с предварительным привлечением инвестиций.
Чтобы была возможность вкладывать больше собственных средств в развитие предприятия, необходимо увеличить прибыль.
Прибыльность предприятия может быть достигнута за счет уменьшения затрат на производство продукции.
Снизить себестоимости возможно за счет снижения цен поставщиков и замены устаревшего оборудования, более экономичным новым, требующим для производства продукции меньше сырья и материалов для производства продукции.
Снижение цен поставщиков достигается привлечением новых поставщиков по более низким ценам на закупки необходимых средств или переоформлением старых договоров на более выгодных условиях.
4 ФОРМУЛИРОВКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Стратегия - это определение
основных долгосрочных целей и задач
предприятия и утверждение
Ресурсное обеспечение стратегических решений выступает в качестве ограничений реализации данного процесса. Действительно, нахождение некоторого соответствия между целями и программами, обеспечивающими их реализацию, с одной стороны, и распределение человеческих, финансовых, технологических и других видов ресурсов, с другой стороны, реализуют одно из требований стратегического процесса -его стабильность.
Ресурсное обеспечение стратегических направлений является первым критерием для оценки достижимости и эффективности предполагаемой в будущем деятельности компании. [3]( табл.5)
Таблица 5 – Ресурсное обеспечение
Ресурсы |
Источники обеспечения ресурсов |
1. Финансовые средства |
Собственная прибыль предприятия, банковский кредит. |
2. Персонал |
Переподготовка собственного персонала |
3. Основные средства |
В ходе осуществления программы будет осуществлена модернизация путём приобретения нового оборудования. |
4. Оборотные средства |
Обеспечиваются полностью за счёт предприятия. |
5. Консультационное обеспечение |
За счет кадров, прошедших переквалификацию |
У ОАО «Ярославский хлебозавод №4» есть собственные средства на реализацию стратеги, но предполагается также использовать банковский кредит для покупки нового оборудования.
Стоит отметить, что требуется не только закупить новое оборудование, но и модернизировать старое, иначе потребуется много затрат и это не приведет к нужному экономическому эффекту.
Модернизация оборудования,
в данном случае, подразумевает
частичное улучшение
Достижению целей стратегии, в части выпуска повышающего спрос ассортимента, поможет повышение квалификации кадров. Причем переквалификацию будет проходить лишь часть кадров, которые в свою очередь смогут дать консультации остальным, это позволит сократить расходы на данное мероприятие.
Это решение имеет следующие преимущества:
а) совершенствование имеющихся навыков;
б) освоение новых, более сложных работ и навыков;
в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;
г) освоение новых методов и приемов труда и его организации.
Оплата переквалификации кадров будет осуществлена за счет собственных средств.
Тесная связь с поставщиками позволит без каких-либо проблем получить необходимое сырье и материалы для бесперебойной реализации стратегии.
Консультационное
обеспечение предоставят
Итак, можно сформировать выбранную стратегию как – «Стратегия развития ОАО «Ярославский хлебозавод №4» с целью увеличения доли рынка посредством технического перевооружения и выпуска конкурентоспособной продукции».
5 КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Сущность
календарного планирования заключается
в обеспечении каждого
5.1 Нормативно-правовая база стратегических мероприятий
Выбранная инвестиционная стратегия регламентируются следующими документами:
- Федеральный Закон "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" от 26.12.1995 N 208-ФЗ
- Трудовой кодекс РФ;
- ГОСТ Р 54320-2011 (ЕН 1673:2000) Машины и оборудование для пищевой промышленности. Печи хлебопекарные ротационные. Требования по безопасности и гигиене
- Распоряжение директора о выделении средств на закупку новых машин
- Утверждение в бюджете статьи расходов на закупку новой техники и модернизации старой
5.2 Матрица ответственности
Матрица ответственности определяет степень ответственности каждого члена команды за ту или иную задачу, если он имеет к ней некоторое отношение.
Матрица ответственности
явным образом устанавливает
степень ответственность
Еще одно хорошее свойство матрицы ответственности - она позволяет сбалансировать ответственность по проекту между его участниками.
Таблица 6 – Матрица ответственности технического перевооружения (ТП)
Субъект |
Руководитель |
Производственный отдел |
Отдел кадров |
Директор (менеджер проекта) |
Заместитель директора (координатор проекта) |
Процесс | |||||
Проектирование ТП |
С |
у |
О | ||
Выделение средств на ТП |
У,В |
||||
Модернизация старого оборудования: |
О |
У |
С | ||
Закупка производственного и торгового оборудования для модернизации |
О |
У |
С | ||
Установка производственного и торгового оборудования для модернизации |
0 |
В |
С | ||
Приобретение нового оборудования: |
О |
В |
У |
С | |
Закупка |
В |
У |
с | ||
Установка и ввод в эксплуатацию |
В |
||||
Переквалификация кадров для работы с обновленным оборудованием |
В |
С | |||
Обслуживание оборудования в течение срока обслуживания |
В |
У |
Информация о работе Разработка инвестиционной стратегии ОАО «Ярославский хлебозавод»