Регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исторические аспекты становления инвестиционного законодательства в России;
- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- рассмотреть особенности инвестиционного регулирования в зарубежных странах;
- сравнить российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

Файлы: 1 файл

Регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

На данный момент в России нет единого законодательного акта, который бы охватывал все сферы инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность в условиях развивающейся рыночной экономики предполагает государственное регулирование в нормативно-правовых аспектах. Актуальность выбранной темы обусловлена развитием инвестиционной деятельности в связи с процессами интеграции российской экономики в мировое сообщество и роста перспектив развития бизнеса.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования инвестиционной деятельности. Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения.

Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.

Задачи исследования:

- рассмотреть исторические  аспекты становления инвестиционного  законодательства в России;

- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;

- рассмотреть особенности  инвестиционного регулирования  в зарубежных странах;

- сравнить российский и  зарубежный опыт законодательного  регулирования инвестиционной деятельности.

Методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический; статистический, классификации, обобщения.

Нормативную основу работы составили законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, зарубежное законодательство. Теоретической основой послужили учебные, научные и аналитические материалы отечественных и зарубежных авторов.

Глава 1. Теоретические основы законодательного регулирования инвестиционной деятельности

1.1 Исторические  аспекты становления российского  инвестиционного законодательства

 

Исследование российского опыта становления и развития государственной инвестиционной политики показывает, что законодательно эта сфера экономики имеет давнюю историю. Попытки создания акционерных обществ в Российской империи были сделаны при Петре I посредством принятия ряда указов на рубеже ХУП-ХУШ вв.

Начало развития российского инвестиционного законодательства исторически связано с принятием в России в 1699г. первого нормативного акта, регламентирующего деятельность акционерных обществ. Начиная с 1807г. учреждение хозяйственных обществ регулировалось манифестом «О дарованных купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», указывающим три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество по участкам.

6 декабря 1836г. утверждается  Положение о компаниях на акциях. Необходимо отметить, что законодательство того времени не проводило различий между акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью.

В период с 1858г. по 1897г. было разработано несколько проектов новых положений об акционерных обществах, однако до 1917г. акционерное законодательство так и не было реформировано. Причина такого состояния заключалась, на наш взгляд, в том, что реальные экономические отношения быстро прогрессировали, в то время как структуры власти не успевали адекватно реагировать на такие изменения.

Наряду с акционерной шло развитие и иных форм инвестирования, а значит, и соответствующего законодательства. Так, например, получил свое развитие рынок заимствований. Часто расходы бюджета в силу разных причин намного превышали доходы. Усилия финансовых ведомств России были направлены на решение проблемы сбалансированности бюджета, поэтому широкое развитие получили заемные отношения, возникающие посредством выпуска как государственных, так и частных облигаций.

Начиная с 1861г., с отменой крепостного права и бурным ростом экономики, происходит быстрое развитие государственных ценных бумаг. В то время появляются облигации - «билеты 5-процентного с выигрышами займа». По ним выплачивались 5 % годового дохода и номинальная стоимость в случае погашения.

Активное развитие инвестиционного законодательства было прервано Октябрьской революцией 1917г. Уже 14 декабря 1917г. ВЦИК внес на рассмотрение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) документ, предусматривающий национализацию всех акционерных предприятий России. Существенные изменения произошли и на рынке облигаций: 3 февраля 1918г. советским правительством было издано Постановление «Об аннулировании государственных займов», в соответствии с которым все государственные займы царского правительства аннулировались с 1 декабря 1917г. [9, с. 135].

В годы НЭПа ситуация несколько изменилась. Декретом ВЦИК от 22 мая 1922г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» было разрешено создание акционерных обществ. Принятый в 1922г. Гражданский кодекс РСФСР содержал 45 статей, посвященных хозяйственным обществам.

В дополнение к ГК РСФСР 1922г. был издан целый ряд подзаконных актов, к числу которых относится Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. Это Положение официально просуществовало до 1962г.

В целом этап 1917-1930 гг. характеризовался развитым инвестиционным законодательством, причем нормативное закрепление осуществлялось на самом высоком уровне - Гражданским кодексом РСФСР. Таким образом, даже в условиях плановой социалистической экономики государство не могло полностью отказаться от инвестирования, которое продолжало существовать в усеченных формах. Однако в дальнейшем инвестиционное законодательство практически было сведено к нулю, что соответствовало принципам социалистической экономики.

В период перестройки произошел перевод государственных предприятий на условия самофинансирования, что обусловило новое появление облигаций, акций. Это позволяет говорить о начале нового этапа в развитии инвестиционного законодательства. Так, 15 октября 1988г. Советом Министров СССР было принято Постановление № 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг», в соответствии с которым акции распространялись среди работников трудового коллектива. Безусловно, участие в таких акционерных обществах не было в полной мере инвестированием, поскольку государство пыталось в тот момент решить проблему доступа работников к управлению предприятием и тем самым мо-

дернизировать социалистическую систему хозяйствования, но тем не менее свидетельствует о развитии инвестиционного законодательства.

19 июня 1990г. Советом Министров  СССР было утверждено Положение  об акционерных обществах и  обществах с ограниченной ответственностью, а также Положение о ценных бумагах.

Нормативные основы для выпуска облигаций были заложены Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991г. № 78 «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР». Необходимо отметить, что по своей структуре и содержанию данный нормативный акт явился прообразом будущего Закона о рынке ценных бумаг [9, с. 138].

Параллельно развивался и рынок государственных заимствований. В 1991г. впервые появляются государственные краткосрочные бескупон-ные облигации (ГКО). Активно развивается выпуск облигаций на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований. При этом в качестве правовой основы для эмиссии облигаций на региональном и муниципальном уровне являлось указанное Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, а также инструкции Министерства финансов РФ.

Должный анализ экономической и правовой природы инвестирования не был проведен, что сделало возможной деятельность так называемых «финансовых пирамид» типа АО «МММ», «Русский дом Селенга». Как отмечается в литературе, «суды и иные правоохранительные органы столкнулись с проблемой юридической квалификации отношений, возникших между такими компаниями и лицами, передавшими им свои сбережения». Из-за отсутствия юридически закрепленного определения понятия привлечения инвестиций попытки государственных органов повлиять на ситуацию были безуспешными.

Положение несколько изменилось с выходом в свет Указа Президента РФ от 4 ноября 1994г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации». Он означал запрет на привлечение инвестиций иными способами, кроме как посредством эмиссии ценных бумаг, что положило конец деятельности финансовых компаний, однако, не решило проблему правового регулирования инвестиционных отношений до конца.

Второй этап в развитии современного российского инвестиционного законодательства наступил в середине девяностых годов XX в. Он связан с появлением таких законов, как закон о рынке ценных бумаг, о защите прав инвесторов, об акционерных обществах, приватизационного законодательства [10, с. 95].

Принятие Закона о рынке ценных бумаг означало начало нового этапа в развитии инвестиционного процесса в России. Именно указанный нормативный акт заложил законодательные основы инвестирования как юридической конструкции, определив его через понятие эмиссии.

Определенным шагом в развитии нормативной базы, регулирующей инвестиционные процессы, стало принятие Закона о защите прав инвесторов, однако и он имел определенные недостатки. Так, указанным нормативным актом введен запрет на публичное размещение, предложение и рекламу для неограниченного круга лиц, а также документы, удостоверяющие денежные и иные обязательства, но при этом не являющиеся ценными бумагами. По всей видимости, законодатель, вводя такой запрет, имел в виду документы, подтверждающие права инвесторов, что не нашло закрепления в Законе и явилось существенной его недоработкой. В то же время формально под действие Закона подпадают лотерейные билеты, так как они предлагаются и рекламируются в публичной форме, а также туристические путевки, наконец, железнодорожные и авиабилеты.

Одной из причин сложившейся ситуации явилась очередная попытка законодателя выделить инвестиционные отношения из ряда иных отношений через документ, ценные бумаги. Необходимость определения формы удостоверения прав участников таких отношений очевидна. Однако форма удостоверения прав инвесторов не должна влиять на квалификацию возникающих правоотношений. Инвестор должен получить соответствующую защиту на основании того, что он является участником инвестиционных правоотношений вне зависимости от того, каким образом он может доказать свое право.

Этап развития инвестиционного законодательства начиная с 2000г. охарактеризовался появлением специализированных нормативных актов, посвященных отдельным моделям инвестирования, таким, как: долевое участие в строительстве, инвестирование в деятельность инвестиционных фондов, участие в жилищных накопительных кооперативах, негосударственных пенсионных фондах.

 

 

1.2. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации в настоящее время

 

Одним из факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой.   Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений.

Эти акты могут различаться. По федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;

- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

-  гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.

На современном этапе развития экономических отношений законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности весьма многогранно, причем как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Неизбежно также вхождение в российскую систему правового регулирования международных правовых норм, которые имеют преимущество перед российским законодательством в правоприменительной практике. Зачастую при разработке национального инвестиционного законодательства перенимается передовой опыт правового регулирования аналогичных отношений в других государствах. Подобная практика обусловлена расширением инвестиций с участием иностранного элемента. Национальное и международное правовое регулирование инвестиционных отношений, как представляется, весьма специфично, поскольку носит характер одновременно публичный и частноправовой.

В связи с тем что правовые нормы, регулирующие весь комплекс проблем, возникающих в процессе привлечения и использования инвестиций, выходят за рамки какой-либо одной отрасли права, все относящееся к регулированию инвестиционной деятельности национальное законодательство подразделяется на специальное и гражданское. Специальное законодательство составляют предметные (или рамочные) законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам относятся прежде всего Федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в РФ», «О рынке ценных бумаг», «О лизинге», «О соглашениях о разделе продукции», «О защите конкуренции на рынке финансовых, услуг» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента Российской Федерации (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Постановления «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ», «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Государственного таможенного комитета и т.д. Перечисленные и многие другие нормативные акты содержат нормы различных отраслей права и регулируют различные по своему характеру правоотношения в инвестиционной сфере [12, с. 65].

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности