Регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исторические аспекты становления инвестиционного законодательства в России;
- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- рассмотреть особенности инвестиционного регулирования в зарубежных странах;
- сравнить российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

Файлы: 1 файл

Регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи основным приоритетом федерального правительства, а также органов власти на уровне штатов и муниципальном уровне являлись оказание максимальной поддержки потенциальным инвесторам и создание эфективных стимулов для инвестирования, таких как предоставление налоговых льгот, в том числе в виде налоговых кредитов, льготного банковского кредитования и др.

Применительно к инвестициям в страну США также придерживается политики максимального стимулирования иностранных инвесторов, оставляя за собой право контроля за инвестициями в наиболее чувствительных областях экономики.

За последние несколько лет в России также был предпринят ряд серьезных шагов, направленных на улучшение делового климата. Показательно, что все они соответствовали новой идеологии формирования благоприятной деловой среды как партнерского проекта государства, бизнеса и общества. Так, был внедрен механизм «оценки регулирующего воздействия» нормативно-правовых актов на условия ведения бизнеса, причем в этом процессе непосредственное участие на постоянной основе принимают предприниматели и их ведущие объединения. В 2011г., еще на предварительной стадии разработки, был отклонен фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий условия развития экономики России. С осени 2012г. деловое сообщество страны получило возможность не только заранее «тестировать» все проекты, но и влиять на корректировку действующих подзаконных актов, если они в той или иной степени затрудняют ведение предпринимательской деятельности. При Минэкономразвития РФ был создан консультативный совет по влиянию нормативной базы на инвестиционный климат.

Кроме того, приняты законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, либерализацию уголовного законодательства в экономической сфере, упрощены процедуры регистрации и лицензирования, сокращены количество лицензируемых видов деятельности и основания для проведения контрольных проверок, в рамках Таможенного союза совершенствуются технические регламенты, упрощены некоторые процедуры в строительстве, запущен механизм инвестиционных уполномоченных на федеральном и региональном уровнях, появился институт уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен) и др.

Анализируя особенности содержания российского инвестиционного законодательства, отметим влияние на него иностранного права. Российский рынок инвестирования на современном этапе строится преимущественно по американской модели. Так, в частности, схожи законодательные требования обеих стран в части обязательной государственной регистрации выпуска ценных бумаг, создания саморегулируемых организаций участников рынка ценных бумаг. Однако было бы неверно говорить о полной идентичности двух систем.

Различия в правовом регулировании проявляются в том, какие именно отношения подпадают под действие законов, регулирующих инвестиции в России и в США. Кроме того, попытки инкорпорирования отдельных положений иностранного права, иногда объединенных в виде проектов нормативных актов, делались без учета особенностей российской правовой системы. В результате чего толкование положений нормативных актов осуществлялось по принципу поиска наиболее близкого по значению термина.

Сходства в развитии государственного законодательного регулирования инвестиционной деятельности в России и США объясняется также и торговыми отношениями между странами. Торговое сотрудничество предполагает объединение не только экономических, но и правовых усилий в контексте взаимной интеграции.

Значение России для внешнеэкономических отношений США определяется высоким потенциалом нашей страны в сфере поставок энергоресурсов и сырьевых товаров и возможностями сбыта американской продукции машиностроения и сельскохозяйственной продукции на российском рынке. Важнейшим событием 2012 года стало присоединение Российской Федерации к ВТО, в котором Администрация США принимала активное участие, и отмена действия поправки Джексона-Вэника в отношении России.

По итогам 2012 года российско-американский товарооборот, по данным Минторга США, сократился на 6,8% и составил 39,942 млрд. долл. (в2011 г. - 42,9 млрд. долл.), в том числе экспорт России в США снизился на 15,3% до 29,274 млрд. долл. (в2011 г. - 34,6 млрд. долл.), а импорт России из США вырос на 28,8% до 10,668 млрд. долл. (в2011 г. - 8,3 млрд. долл.).  Доля России в товарообороте США в 2012 году не изменилась и составила 1,0 %, в списке торговых партнеров США по объему товарооборота Россия, как и в прошлом году, заняла 20-е место.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России с США в 2012 году составил 28,3 млрд. долл. США и уменьшился по сравнению с2011 г. на 8,8%. При этом экспорт составил 13,0 млрд. долл. (снижение на 21,1%), импорт – 15,3 млрд. долл. США (прирост на 5,0 %).

Расширение американских инвестиций в Россию в последние годы происходило относительно невысокими темпами, хотя США по-прежнему входят в число ведущих стран-инвесторов по объему привлеченных иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики  России, по итогам 2012 года на США приходилось 6,8 млрд.долл. накопленных иностранных инвестиций в России при общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России, равном 362,4 млрд. долл. В структуре американских инвестиций доля прямых инвестиций составила 54% (3,67 млрд.долл.). 

В2012 г. объем поступивших прямых инвестиций из США в Россию составил 395,4 млн. долл., увеличившись по сравнению с2011 г. более чем в два раза.

Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на то, что любая страна имеет свой путь и опыт развития, в том числе и в нормативно-правовой сфере, на данном этапе имеет большое значение процессы правового сотрудничества, но вместе с тем и усиление производственного потенциала РФ, т.е поддержка внутренних инвестиций.

Глава 3. Состояние инвестиционной деятельности в Курском регионе на примере «ЗАО «КОНТИ - РУС»

3.1 Формы государственного регулирования  и поддержка инвестиций в Курской области

 

Экономический потенциал региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций. В 2011 году инвестиции в основной капитал составили  более 58 млрд. рублей с приростом на 13,5% в сопоставимых ценах к уровню 2010 г., в 2012 году – 63 млрд. рублей или 101,1% к уровню 2011г.

Согласно последним исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт», Курская область входит в категорию 3B1 «Пониженный потенциал - умеренный риск».

Международным рейтинговым агентством «Fitch Ratings» Курской области присвоены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB+», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B» и национальный долгосрочный рейтинг «AA(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «стабильный».

Для инвесторов наиболее перспективными являются следующие сферы: электроэнергетика, черная металлургия, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, аграрный сектор экономики и пищевая промышленность.

Показателем благоприятного инвестиционного климата является то, что в области работают и отечественные, и иностранные инвесторы. Общий объем иностранных инвестиций по итогам 2012 года вырос к уровню 2011 г. в 1,3 раза и составил 83,2 млн. долларов США.

Инвестиции в экономику Курской области вкладывают компании: Украины, Венгрии, Вьетнама, Германии, Гибралтара, Италии, Казахстана, Кипра, Люксембурга, Панамы, Польши, США.

На территории Курской области активную деятельность ведут совместные предприятия с привлечением иностранного капитала или созданные при участии иностранных компаний европейских стран, такие как Российско-Чешская группа предприятий «Матис» - реализация автотранспортной техники чешского и российского производства, ЗАО «КОНТИ - РУС» – производство кондитерских изделий, ООО «ИСточник ТОка Курский» – производство аккумуляторов, ООО «ЭТИ НВА с иностранными инвестициями» – производство низковольтной аппаратуры.

В агропромышленном комплексе Курской области осуществляют деятельность ООО «Иволга – Холдинг» (Казахстан) и компания «Myllyn Paras Oy» (Финляндия).

Иностранные инвесторы пользуются теми же правами, что и российские инвесторы при предоставлении мер государственной поддержки. 

Правовые и экономические условия инвестиционной деятельности на территории Курской области регулируются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом Курской области от 12.08.2004 г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области», другими законами и нормативными правовыми актами Курской области.

Законом Курской области от 12.08.2004 г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» предусмотрены следующие формы государственной поддержки инвесторов:

- создание режима наибольшего благоприятствования;

- предоставление льготы по налогу на имущество организаций;

- установление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

- предоставление на конкурсной основе:

а) бюджетных инвестиций;

б) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях инвесторами;

в) государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнем подлежащих предоставлению государственных гарантий, утверждённым законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;

г) льготных условий пользования государственным имуществом Курской области;

д) обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями в форме предоставления в залог имущества и имущественных прав Курской области по привлекаемым кредитам на реализацию инвестиционных проектов, в том числе на осуществление лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционных проектов;

е) субсидий на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретенное по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционного проекта, или на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым инвестором в кредитных организациях на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционного проекта.

Создание режима наибольшего благоприятствования. Правом на вхождение в режим наибольшего благоприятствования могут воспользоваться инвесторы, заключившие инвестиционные соглашения с Администрацией Курской области и реализующие инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций в основной капитал не менее 100 млн. рублей (включая налог на добавленную стоимость), предусматривающие организацию производства, относящегося в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к разделу D «Обрабатывающие производства», кроме кода группировок видов экономической деятельности 27.12 «Производство продуктов прямого восстановления железной руды», и направленные на:

а) создание новых предприятий;

б) строительство новых цехов на действующих предприятиях;

в) организацию производства на недействующих площадях, включая реконструкцию и оснащение новым оборудованием;

г) оснащение действующего производства новым оборудованием, в том числе взамен выбывающего.

д) создание производственных и (или) технологических объектов в составе производственного комплекса организации, если наличие таких объектов является обязательным условием лицензирования организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Общий объем инвестиций в основной капитал может включать в себя стоимость нескольких инвестиционных проектов, реализуемых на одном предприятии, предусматривающих в совокупности капитальные вложения на сумму не менее 100 млн. рублей (включая налог на добавленную стоимость).

Инвестиционные проекты могут быть отнесены к числу проектов, реализуемых в режиме наибольшего благоприятствования, при выполнении условий:

1) инвестиционный  проект должен иметь коммерческую  и бюджетную эффективность;

2) средняя заработная  плата в организации, реализующей  инвестиционный проект, не должна  быть ниже средней статистической заработной платы работников данной отрасли,  а при отсутствии данных по отрасли - не ниже средней заработной платы по Курской области;

3) организации  на дату обращения в Администрацию  Курской области не должны  иметь задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Механизм вхождения в режим наибольшего благоприятствования определен постановлением Губернатора Курской области от 29.02.2008 г. № 102 «О мерах по реализации статьи 101 Закона Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области».

Предоставление льготы по налогу на имущество организаций предусмотрено частью 8 статьи 4 Закона Курской области от 26.11.2003 года № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций».

Льготой по налогу на имущество организаций могут воспользоваться инвесторы, осуществляющие на территории Курской области инвестиционные проекты в обрабатывающих отраслях с суммой инвестиций в основной капитал не менее 100 млн. рублей с учетом НДС и работающие в режиме наибольшего благоприятствования.

Такие организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, относящегося к основным средствам, вновь созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта, предусматривающего в том числе осуществление строительно-монтажных работ, - на три налоговых периода, не предусматривающего осуществление строительно-монтажных работ, - на два налоговых периода. Льгота по налогу на имущество организаций действует, начиная с налогового периода, в котором вновь созданные или приобретенные основные средства поставлены на баланс организации.

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности