Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа
Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исторические аспекты становления инвестиционного законодательства в России;
- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- рассмотреть особенности инвестиционного регулирования в зарубежных странах;
- сравнить российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности.
Предпринятые шаги не могли не сказаться на общей положительной динамике инвестиций в РФ. Как отмечалось на заседании Госсовета 17.07.2012г., инвестиции выросли в 2012г. по сравнению с 2000г. в 20 раз - с 11 до 190 млрд долларов.
В то же время с точки зрения баланса движения капитала ситуация в реальном секторе РФ остается неблагоприятной. В 2008 - 2011 гг. в Россию поступило 206,7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, а чистый отток капитала из страны за этот период составил 308 млрд. По оценкам Минэкономразвития, к концу 2012г. отток капитала может составить 75 млрд долларов. Это третий результат за всю историю России - после кризисных 2008г. (133,7 млрд долларов) и 2011г. (80,5 млрд долларов).
Для иностранных инвесторов капиталовложения в России зачастую представляются очень рисковыми с неясной рентабельностью. В рейтинге страновых инвестиционных рисков, присвоенных журналом «Евромани» (Euromoney) в 2012г., Россия занимает 60-е место среди 187 исследуемых стран. Потому, вкладываясь в портфельные инвестиции (их доля составляет 75 % от общего объема инвестиций в России), многие иностранные инвесторы не готовы финансировать долгосрочные реальные проекты в экономике России. В 2011г. удалось привлечь 53 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, но при этом их доля на рынке составляет только чуть больше 3 % [15, с. 46].
Но и российский капитал зачастую выступает как «офшорный», компрадорский по сути, а не как национально ориентированный капитал. В офшорных зонах зарегистрировано 60 % крупных предприятий. Девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, в том числе с государственным участием, не регулируются отечественными законами.
Свежим примером того, что эксперты называют бегством от юрисдикции, является проект, значимость которого для России пока, как нам кажется, нельзя определить в терминах единственных характеристик. Альянс «Рено - Ниссан» (Renault-Nissan) и госкорпорация «Ростехнологии» 13 декабря 2012г. объявили о создании совместного предприятия (СП), которое будет владеть всеми их акциями в уставном капитале АвтоВАЗа и станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России и владельца бренда «Лада» (Lada). В соответствии с условиями сделки альянс «Рено - Ниссан» вложит в СП 23 млрд рублей (эквивалентно 742 млн долларов), чтобы к середине 2014г. по плану получить 67,13 % капитала совместного предприятия. Само СП к этому времени будет владеть 74,5 % АвтоВАЗа, в том числе и за счет выкупа 20,14 % акций автогиганта, принадлежащих кампании «Тройка Диалог Инвестментс Лимитед» (Troika Dialog Investments Limited). Таким образом, де-факто крупнейший отечественный автомобильный завод России при самой активной поддержке всех государственных структур перешел под контроль зарубежного производителя машин. Ответ на вопрос, хорошо это или плохо, может быть предметом отдельного исследования. Показательным в рамках рассматриваемой нами проблематики является то, что по предварительной информации совместное франко-японско-российское предприятие «Альянс Ростек Авто» (Alliance Rostec Auto), которое получит контрольный пакет акций АвтоВАЗа, зарегистрировано в Голландии. Следовательно, российский бюджет не получит часть налоговых отчислений.
Две отмеченные тенденции (нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию в реальное производство и бегство капиталов за рубеж) означают, что мы проигрываем в «конкуренции юрисдикций» - работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей.
Факторов, негативно влияющих на деловой климат в стране, много: низкое качество государственного и местного управления, невнятное законодательство, неэффективное правоприменение, беспрецедентный уровень и системный характер коррупции, рейдерство во всех его разновидностях, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры, неэффективные механизмы реализации гарантий, очень высокий уровень монополизма, огромное количество стереотипов о нашей стране, высокие риски, правовой нигилизм и т. д. Иностранные фонды назвали свои причины оттока капитала из России - это волатильность рынка из-за низкой диверсификации экономики, высокие политические риски и постоянное усиление роли государства в экономике [19, с. 61].
Очевидно, что для повышения инвестиционной привлекательности России необходимы качественные и системные изменения по каждому из этих очень значимых направлений. Необходимо совершенствовать в первую очередь базовый элемент в системе инвестиционной привлекательности страны - нормативно-правовую базу, так как многие препятствия, с которыми сталкиваются инвесторы в России, обусловлены прежде всего характером российской правовой системы. В связи с этим нельзя не согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что, несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается.
На фоне дискуссионного и решаемого диаметрально противоположно в правовой доктрине вопроса о необходимости существования в рамках российского инвестиционного законодательства отдельного пласта нормативных правовых актов, регулирующих процессы с участием иностранных инвесторов, помимо общего инвестиционного законодательства, правовая реальность такова, что, с одной стороны, существует ряд нормативных правовых актов, которые распространяются как на национальных, так и на иностранных инвесторов, а с другой - приняты и действуют специальные законы, сфера действия которых ограничивается только иностранными инвестициями. Правовую основу регулирования иностранных инвестиций составляют Федеральный закон об иностранных инвестициях, регулирующий общие вопросы иностранного инвестирования на территории РФ, и специализированные источники правового регулирования, в рамках которых законодательный массив, связанный с допуском иностранных инвестиций в экономику, формирует отдельную группу нормативных актов, включающую в качестве основополагающего акта Закон об инвестициях в стратегические отрасли. Эти базовые для заинтересованных иностранных инвесторов законы в научной среде и экспертном сообществе получили крайне неоднозначные, часто критические оценки.
Тот факт, что закон № 160-ФЗ оказался недостаточно эффективным и за продолжительное время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата, не устранив многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, был доказан теорией и подтвержден практикой. Эксперты неоднократно указывали на то, что он не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит многих принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, некоторые его формулировки расплывчаты и противоречивы.
Так, законом представлен только один - национальный - правовой режим деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. В то же время международные договоры РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций - национального и наибольшего благоприятствования, причем выбор осуществляет сам инвестор. При этом законодательство допускает для иностранных инвесторов возможность изъятий, как ограничительного, так и стимулирующего характера, из национального режима. Это, по сути, означает, что инвестиционный режим точно не определен, а позиционирование национального режима как уравнивающего в правах отечественных и иностранных инвесторов, а потому выгодного для последних, на практике при принятии ими инвестиционных решений, скорее, их отпугивает. Ведь именно национальный режим для иностранных инвесторов крайне непривлекателен в силу своей нетранспарент-ности и сопровождающих его проблем, названных выше.
Принятие закона № 57-ФЗ отразило общемировые тенденции усиления государственного регулирования в сфере иностранного инвестирования и снижения инвестиционной открытости экономики. Критики этого закона обращают внимание как раз на то, что ужесточение порядка доступа иностранных инвесторов в стратегические отрасли, установление высоких пороговых значений может породить сложности по привлечению иностранного капитала в экономику в целом, а недостатки предусмотренной законом административной процедуры, представляющейся инвесторам нетранспарентной, требующей подготовки большого количества документов, чрезвычайно затратной и по временным, и по финансовым ресурсам, являются демотивирующими факторами в привлечении иностранных инвестиций. Кроме того, под определение иностранного инвестора, чьи сделки подлежат контролю, по закону попали российские промышленные группы, имеющие иностранные компании в своей структуре.
С целью повысить инвестиционную конкурентоспособность государства была проведена большая работа по совершенствованию законодательства, итогом которой стало принятие Федерального закона от 16 ноября 2011г. № 322-Ф3. Все внесенные поправки призваны смягчить ограничения для иностранных инвестиций [21, с. 114].
В настоящее время для заключения сделок между иностранными компаниями, контролируемыми российскими собственниками, больше не требует одобрения Правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которое раньше инвесторы должны были получить в обязательном порядке.
Другая поправка упрощает порядок согласования сделок. Правительственная комиссия имеет право принять три решения: согласовать сделку, отказать в согласовании либо согласовать ее, но с условием, что инвестор, подавший заявку, возьмет на себя определенные обязательства. До внесения поправок порядок действий был таков: сначала ФАС заключала с иностранным инвестором соглашение о том, что последний готов выполнить те или иные обязательства, и только после этого материалы повторно рассматривались на заседании Правительственной комиссии. Сейчас процедура упрощена: ФАС заключает с инвестором соглашение, на основе которого выдает разрешение о согласовании сделки без повторного внесения материалов на Правительственную комиссию.
Упрощены и правила доступа иностранного бизнеса в такие стратегические отрасли, как пищевая, фармацевтическая, медицинская промышленность, банковский сектор. Смягчены ограничения инвесторам, работающим в сфере недропользования. Без разрешения ФАС и Правительственной комиссии иностранный инвестор может купить не 10 %, как раньше, а 25 % доли предприятия в этой сфере.
В настоящее время отмечается повышение инвестиционной активности иностранных инвесторов, а так же российских инвестиций в зарубежные страны (таблица 1 и 2).
Таблица 1 - Поступление иностранных инвестиций по типам – всего*
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Иностранные инвестиции - всего |
103769 |
81927 |
114746 |
190643 |
154570 |
в том числе: |
|||||
прямые |
27027 |
15906 |
13810 |
18415 |
18666 |
из них: |
|||||
взносы
в |
15883 |
7997 |
7700 |
9080 |
9248 |
кредиты, |
9781 |
6440 |
4610 |
7495 |
7671 |
прочие
прямые |
1363 |
1469 |
1500 |
1840 |
1747 |
портфельные |
1415 |
882 |
1076 |
805 |
1816 |
из них: |
|||||
акции и паи |
1126 |
378 |
344 |
577 |
1533 |
долговые
ценные |
286 |
496 |
680 |
219 |
282 |
прочие инвестиции |
75327 |
65139 |
99860 |
171423 |
134088 |
из них: |
|||||
торговые кредиты |
16168 |
13941 |
17594 |
27775 |
28049 |
прочие кредиты |
57895 |
50830 |
79146 |
139931 |
97473 |
прочее |
1264 |
368 |
3120 |
3717 |
8566 |
*Источник: официальные данные Росстата
Таблица 2 - Инвестиции из России за рубеж по типам*
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Иностранные инвестиции - всего |
114284 |
82895 |
96222 |
151673 |
149908 |
в том числе: |
|||||
прямые инвестиции |
21818 |
17454 |
10271 |
19040 |
17426 |
из них: |
|||||
взносы в капитал |
15379 |
6977 |
3005 |
7730 |
8128 |
кредиты,
полученные от |
6088 |
10463 |
6964 |
11248 |
9292 |
прочие
прямые |
351 |
14 |
302 |
62 |
6 |
портфельные |
532 |
2434 |
795 |
11113 |
6967 |
из них: |
|||||
акции и паи |
172 |
1912 |
474 |
1446 |
2944 |
долговые
ценные |
360 |
521 |
321 |
9639 |
4017 |
прочие инвестиции |
91934 |
63007 |
85156 |
121520 |
125515 |
из них: |
|||||
торговые кредиты |
80210 |
56143 |
75076 |
101160 |
104228 |
прочие кредиты |
9729 |
5944 |
9217 |
19139 |
20039 |
банковские вклады |
655 |
789 |
766 |
1148 |
1035 |
прочее |
1340 |
131 |
97 |
73 |
213 |
Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности