Регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исторические аспекты становления инвестиционного законодательства в России;
- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- рассмотреть особенности инвестиционного регулирования в зарубежных странах;
- сравнить российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

Файлы: 1 файл

Регулирование инвестиционной деятельности.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

*Источник: официальные данные Росстата

 

Отметим также, что 13 декабря 2012г. Госдумой во втором чтении был принят законопроект об увеличении квоты иностранного участия в совокупном капитале страховщиков.

На данный момент важно продолжить позитивные изменения в законодательной работе, решая при этом проблему упорядочения инвестиционного законодательства, обеспечения согласованности и взаимодействия его норм. Установление четких и прозрачных «правил игры» не только для инвесторов, но и для самого государства будет лучшим способом сделать российскую юрисдикцию привлекательной.

 

 

 

 

2.2 Анализ состояния инвестиционного развития в США

 

В США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов.

Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению инвестиций, как внутренних, так и иностранных, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство не играет активной роли при определении целей экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления промышленного развития за счет государственных и привлеченных средств.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в США на федеральном уровне осуществляется на основании значительного числа правовых актов, в частности, Публичного закона № 110-49 «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности» 2007 года (Foreign Investment and National Security Act) и соответствующих отраслевых законов.

Проводимая в США политика обеспечивает предоставление равных условий хозяйствования иностранным и национальным инвесторам. Однако, имеются и определенные ограничения на осуществление иностранных инвестиций в капитал компаний некоторых отраслей американской экономики, которые устанавливаются или по соображениям национальной безопасности, или для защиты «чувствительных отраслей» и «критической инфраструктуры» [23, с. 67].

Основные ограничения установлены для следующих сфер деятельности:

1)  в соответствии с Законом «О производстве продукции для оборонных нужд» (Defense Production Act of 1950), Законом «О конверсии, реинвестициях и оказании помощи в перепрофилировании в оборонной сфере» (Defense Conversion, Reinvestment, and Transition Assistance Act of 1992) все сделки с компаниями, находящимися в юрисдикции иностранных государств, подлежат анализу на предмет угрозы национальной безопасности США, что практически полностью ограничивает инвестиции в оборонную отрасль США.

2) в соответствии с Законом  «Об атомной энергии» (Atomic Energy Act of 1954)установлены ограничения на участие иностранных компаний в проектах, связанных с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов;

3) Законом США «О тарифах» (Tariff Act of 1930) определено, что лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранец может получить только в том случае, если его партнером является американским гражданином, и он уже имеет подобного рода документ, разрешающий ему работу в этой области;

4) Разделом 310 Закона США «О связи» (The 1934 Communications Act) установлено, что иностранное участие в компании, которая имеет лицензии на пользование радиочастотами, не должно превышать 20%. Аналогичные ограничения распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации в соответствии с Законом «О спутниковой связи» (Communication Satellite Act of 1962);

5) с Законом США «О передовых американских технологиях» (American Technology Preeminence Act of 1991) инвестор должен обосновать экономическую выгоду США от создания компании, которая будет выпускать продукцию, а также то, что выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство необходимого продукта или услуги;

6) компании с иностранным  участием не могут получать  специальную финансовую помощь  и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции. Иностранные граждане не имеют право владеть контрольным пакетом акций компаний, располагающих своими собственными рыболовецкими судами (The Commercial Fishing Industry Vessel Anti-Reflagging Act of 1987);

7) в соответствии с Законом США «Об основных дилерах» (Рrimary Dealers Act of 1988» Федеральный резервный банк США имеет право отказать любому зарубежному финансовому учреждению в просьбе начать работу на американском финансовом и фондовом рынке в случае если иностранное правительство не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США;

8) в соответствии с Законом  США «Об авиации» (Federal Aviation Act 1958) и Законом США «О торговом мореходстве» (Merchant Marine Act 1920) налагаются ограничения на участие иностранного капитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта. Так, иностранным инвесторам может принадлежать не более 25% голосующих акций американских авиаперевозчиков и компаний, владеющих коммерческими рыболовецкими судами. Транспортные средства (включая самолеты), более чем на 25% принадлежащие иностранным лицам, не могут осуществлять коммерческие перевозки между пунктами назначения в США.

Также ограничения на иностранные инвестиции в сфере сельского хозяйства могут устанавливаться отдельными штатами США.

Помимо указанных выше ограничений, в США действует Поправка Эксона-Флорио (Публичный Закон № 100-418) к Закону о торговле 1988 года, устанавливающая право Президента США  осуществлять мониторинг любых иностранных инвестиций и запретить их осуществление при наличии угрозы национальной безопасности. За реализацию положений данной поправки отвечают Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS).

В 2012 году нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность в США, принципиальных изменений не претерпела. Среди имевших место незначительных изменений можно выделить следующие.

24 апреля Бюро экономического  анализа были опубликованы изменения  в правила предоставления иностранными  инвесторами отчетности о своей  деятельности (Federal Register, Vol. 77, No. 79).

11 июля Президент США подписал  Указ 13619, существенно смягчивший  существующие санкции экономического  характера в отношении Бирмы (Мьянмы), в том числе расширив возможности  для американских компаний по  экспорту (реэкспорту) финансовых услуг, а также по осуществлению инвестиций в экономику данной страны. В развитие положений Указа 10 августа Управление по контролю за иностранными активами Минфина США опубликовало в FederalRegister свое решение, разрешающее осуществление «финансового экспорта» в Бирму в уведомительном порядке на условиях Общей лицензии № 16, а также существенно смягчило инвестиционный контроль, разрешив осуществлять инвестиционную деятельность на условиях Общей лицензии № 17.

22 августа Комиссия США  по коммуникациям был опубликован приказ, изменяющий порядок определения допустимой доли косвенного иностранного участия в компании, владеющей лицензиями в сфере коммуникаций (Federal Register, Vol. 77 No 163)

22 августа Комиссией США  по ценным бумагам и биржам  были приняты Правила 13q-1 «О раскрытии информации о платежах эмитентами, осуществляющими добычу полезных ископаемых» (Disclosure of Payments by Resource Extraction Issuers), накладывающие на публичные компании, в том числе иностранные, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых и имеющие листинг в США, обязательство по раскрытию информации о платежах, осуществляемых правительствам различных уровней.

США активно реализуют различные программы по поддержке инвестиций. Основная идея такой поддержки сводится к стимулированию инвестиций в приоритетные сферы деятельности, а также в в социально значимые проекты (среди которых, в частности, проекты по поддержки малого и среднего бизнеса), путем предоставления стимулирующих льгот, а также путем прямого государственного софинансирования в виде грантов и иных аналогичных стимулирующих выплат.

Еще одной программой, направленной на стимулирование инвестирования в развитие малого и среднего бизнеса в США, является программа по созданию так называемых «Компаний по инвестициям в малый бизнес» (SBIC). Данные компании, первая их которых была создана в 1958 году, являются частно-государственным партнерством, в рамках которого крупные инвесторы вкладывают денежные средства в инвестиционные фонды, администрируемые SBIC и гарантируемыми средствами федерального бюджета США. В свою очередь, SBIC инвестируют привлеченные денежные средства в проекты, реализуемые малым и средним бизнесом, посредством предоставления льготных кредитов.

В 2012 году программа показала положительные результаты. Согласно Отчету Администрации США по малому бизнесу (SBA) общий объем привлеченных в 2012 году денежных средств составил 3.1. млрд. долл. США, что больше результата 2011 года на 17 %. Сумма выданных кредитов, направленных на инвестирование в развитие предприятий малого и среднего сектора, составила 1.9 млрд. долл США. Общий объем накопленных инвестиций в настоящее время составляет 18 млрд. долл. США.

Еще одной программой по развитию инвестиций, активно реализовывашейся в 2012 году, являлась программа Select USA, о старте которой было объявлено 15.06.2011.

Суть программы сводится к стимулированию национальных и иностранных инвестиций в экономику США, прежде всего в целях создания новых рабочих мест. Инициатива в частности предусматривает снижение административных барьеров на пути новых инвестиций из-за рубежа. Кроме того, достижение основной цели данной инициативы будет достигаться также путем оказания информационного содействия зарубежным инвесторам. Помимо своего федерального значения, одной из ее целей является продвижение и поддержка инициатив отдельных штатов и территорий США по привлечению иностранных капиталовложений.

Помимо поддержки инвестиций внутри США, Администрация США также реализует ряд программ по содействию деятельности американских инвесторов за рубежом. Основная задача Администрации -  создание изначально выгодных стартовых позиций для компаний США в различных странах и регионах.

В 2012 году США продолжили развитие международного сотрудничества в инвестиционной сфере. В настоящее время США является участником 20 соглашений о свободной торговле и 42 двухсторонних инвестиционных соглашений.

Приток прямых инвестиций в США из иностранных государств в 2012 году составил 174 млрд.долл. США, что на 25 % меньше чем в 2011 году (234 млрд.). Причинами для существенного снижения инвестиционной активности могли послужить общее снижение мировой экономики, а также усугубляющийся экономический кризис в европейских странах, традиционно являвшихся ведущими иностранными инвесторами для США.

Страновой анализ позволяет сделать вывод о том, что ведущим инвестором в США по притоку прямых инвестиций в 2012 году явились Нидерланды (24,346 млрд. долл. США, рост за отчетный период – на 2 962 процента). Значительный рост объема инвестиций в 2012 году наблюдался из Франции (20,640 млрд. долл. США или 382 %) и Гонконга (1,118 млрд. долл. США или 128%). Основной приток инвестиций пришелся на сектор производства (50 % от общего притока инвестиций) и оптовой торговли (10%). В свою очередь, в производственном секторе приток инвестиций пришелся преимущественно на производство электрического оборудования, приборов и компонентов (+505 % роста в 2012 году) и производство машин и оборудования (+559 % роста).

Общий объем активов, принадлежащих иностранным лицам, на конец 2012 года составил 25 162,6 млрд. долл. США, что больше на 13,7 млрд. показателей конца 2011 года. При этом, общий рост стоимости активов, принадлежащих иностранным лицам, в 2012 году составил 1 030,2 млрд. долл. США. Однако, на конечные результаты, приведенные выше, повлияло обесценивание американских финансовых инструментов (акций, облигаций) на сумму 1 016,4 млрд. долл. США.

Приток прямых инвестиций из США в другие страны в 2012 году составил 329 млрд.долл., что на 77 млрд.долл. меньше показателя 2011 года. Помимо общего замедления темпов роста мировой и американской экономики, одной из причин падения роста американских инвестиций в иностранные активы аналитиками называется рост интереса инвесторов во внутренних инвестициях в самих США. Основными странами, на которые приходился поток американских инвестиций в 2012 году, явились страны Европы (164 млрд. долл. США), страны Латинской Америки (79 млрд. долл. США) и Канада (30 млрд. долл. США).

К концу 2012 года общая стоимость активов, принадлежащая американским лицам за рубежом составила 20 761,1 млрд. долл. США, что на 372,3 млрд. меньше, чем в 2011 году. Основной причиной падения стоимости американских активов за рубежом также стало снижение стоимости иностранных финансовых инструментов (акций, облигаций и пр.).

 

 

 

 

 

 

2.3. Сравнение российского и зарубежного опыта законодательного регулирования  инвестиционной деятельности

 

Сравнивая российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности, мы видим, что между Россией и США достаточно много общего – за последние годы правительство России и США уделяет много внимания иностранным инвестициям в экономику. Но вместе с тем, США имеет больший по времени опыт работы с иностранными инвестициями, и, кроме того, развитую законодательную базу. Со своей стороны, российские специалисты стремятся к тому, чтобы создавать благоприятный инвестиционный климат как для отечественного бизнеса, так и для зарубежных партнеров.

В 2012 году США проводили политику, направленную на поддержание благоприятного инвестиционного климата, привлекательного как для отечественных, так и иностранных инвесторов, а также на содействие американским компаниям, осуществляющим свою деятельность за рубежом.

Важнейшими приоритетами американской инвестиционной политики в 2012 году, как и в предыдущие годы после начала глобального финансового кризиса, являлись привлечение инвестиций в США, а также стимулирование внешних инвестиций с целью создания для американских граждан дополнительных рабочих мест и восстановления экономики. В частности, данная цель была озвучена Президентом США в программном документе - Ежегодном докладе «Повестка торговой политики на 2012 год и годовой отчет за 2011 год».

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности