Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа
Целью исследования является изучение законодательных основ правового регулирования инвестиционной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть исторические аспекты становления инвестиционного законодательства в России;
- исследовать правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- рассмотреть особенности инвестиционного регулирования в зарубежных странах;
- сравнить российский и зарубежный опыт законодательного регулирования инвестиционной деятельности.
Гражданское законодательство составляют комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле» и др., Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, Налоговый кодекс РФ наряду с комплексом отраслевых актов, Указы Президента Российской Федерации (например, «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» и др.), правовые акты Правительства Российской Федерации (например, Постановления «О порядке лицензирования отдельных видов деятельности», «О ввозных таможенных тарифах» и т.д.), некоторые акты Центрального банка Российской Федерации и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Гражданское законодательство опосредует взаимоотношения по поводу различного рода сделок, договоров, вещных прав, вопросов представительства, исковой давности [8, с. 74].
Субъекты Федерации принимают собственные законодательные акты по отдельным вопросам инвестиционной деятельности.
Таким образом, на данный момент создана нормативная база деятельности инвесторов. Осуществление инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами. Поэтому, для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров. Для решения указанных задач исключительно важное значение имеет судебно-арбитражная практика. Согласно Конституции РФ только суд, а не какой-либо иной орган государственной власти или управления вправе принимать на себя функции и полномочия, находящиеся в компетенции судов, указанных в Конституции и федеральных конституционных законах.
1.3 Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах
Рассмотрим особенности
зарубежного регулирования
Налоговый закон 1987г. в США затронул также правила амортизационной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвестиций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедлились сроки амортизационных списаний для части высокотехнологичного оборудования. Политика ускоренной амортизации достаточно широко проводилась в последние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способствуя активизации инновационно-инвестиционной деятельности. В целом государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку экономики , включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, управлении инвестиционными программами. Именно они занимаются вопросами привлечения инвесторов и деловых партнеров [14, с. 82].
Испанское законодательство предусматривает различные формы коммерческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инвесторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.
Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен переходный период, в течение которого испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капиталов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капиталов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по либерализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете указывается, что поступления и платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному административному контролю.
В дальнейшем была предусмотрена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.
Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую систему экономических отношений на основе проводимой политики экономических реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха – создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведенных рыночных реформ были значительно сокращены требования по лицензированию производственной деятельности, устранены ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к огромным материальным и людским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства.
Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению иностранных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона является разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за границу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как энергетика, инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке. Россия в Индии среди стран-инвесторов занимает 20 место с объемом инвестиций в 1991-2006гг. 116 млн. долл. США.
Французское правительство с 1985г. проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.
В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).
В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот [20, с. 103].
Немаловажным является регулирование иностранных инвестиций в экономику стран. В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательство об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются законодательство и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран - в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).
Глава 2. Анализ различий и эффективности регулирования инвестиционной деятельности на примере России и США
2.1 Анализ состояния инвестиционного развития в России
На сегодняшний день, для поддержки и развития инвестиционного развития государства сформировано несколько мощных институтов развития, таких, как Внешэкономбанк, Инвестиционный: фонд РФ, призванных обеспечить условия для реализации масштабных, особо значимых общегосударственных проектов. В 2011г. на их финансирование было направлено из 63,8 млрд рублей, предусмотренных для Инвестиционного фонда РФ, 55,9 млрд. Для поддержки крупных программ как иностранного, так и отечественного бизнеса создан Российский фонд прямых инвестиций. В его международный экспертный совет вошли ведущие представители мирового инвестиционного сообщества. В фонд уже направлено более 2 млрд долларов. За пять лет капитал этой компании должен вырасти до 10 млрд долларов, которые пойдут на софинансирование российской модернизации [21, с. 158].
Для поддержки российского, прежде всего высокотехнологичного, бизнеса с целью выхода на зарубежные рынки создано Агентство по страхованию экспорта - абсолютно новый, не имеющий у нас ранее аналогов инструмент. Планируется, что в 2012 - 2014 гг. будет застраховано экспортных кредитов на сумму более 14 млрд долларов. К 2015г. такая поддержка будет обеспечена уже 30 % от общего экспорта страны.
В начале декабря 2012г. в Минэкономразвития России были обсуждены первые результаты введения в пилотных регионах инвестиционного Стандарта деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Минэкономразвития РФ в рамках реализации Национальной предпринимательской инициативы и включает 15 базовых требований к бизнес-среде регионов. В настоящее время Стандарт внедряется в 13 регионах России: при участии АСИ его апробация была осуществлена в 11 регионах РФ (Республика Татарстан, Пермский край, Калужская, Липецкая, Свердловская, Ульяновская области, Республика Башкортостан, Астраханская, Белгородская, Челябинская и Ярославская области); самостоятельно, без участия АСИ, - в Тульской и Ленинградской областях.
Ввод Стандарта позволил обеспечить регион необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, создать отсутствующую сейчас систему обмена лучшими практиками в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами, совершенствовать механизм взаимодействия бизнеса и власти.
Одним из существенных факторов, негативно влиявших на деловой климат, были миграционные правила. Поправки в миграционное законодательство, принятые в 2010, 2011 гг., во многом сняли напряжение в этом вопросе. Введение в миграционное законодательство определения категории высококвалифицированных иностранных специалистов и меры по оптимизации миграционного режима для приглашенных на работу иностранных специалистов (введение упрощенного порядка выдачи виз и разрешений на работу, увеличение сроков их действия до трех лет, упрощение миграционного учета при перемещениях внутри страны, отказ от квотирования в отношении высококвалифицированных специалистов и др.) должны сыграть позитивную роль в улучшении делового климата.
Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности