Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение динамики и проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
определить сущность иностранных инвестиций и необходимость их привлечения в российскую экономику;
охарактеризовать механизм стимулирования привлечения иностранного капитала в Россию;
проанализировать динамику и проблемы иностранного инвестирования в Россию;
рассмотреть мировую практику привлечения иностранного капитала и определить направления совершенствования механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций.
Продолжение таблицы 1
1 |
2 | |
7. Насыщение
внутреннего рынка |
7. Экспорт преимущественно «грязных» технологий, что вызывает повышенную экологическую нагрузку | |
8. Расширение и диверсификация российского экспорта |
— | |
9. Создание новых
рабочих мест и содействие
хозяйственному развитию отдале |
— |
Прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими видами финансового сотрудничества10:
Прямые иностранные инвестиции должны в ближайшей перспективе стать для России главным каналом притока внешнего финансирования, заменить (или потеснить) иностранные кредиты, которые увеличивают внешний долг страны.
В современных условиях иностранные инвестиции являются для России фактором ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, обеспечения занятости и подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Конечно, иностранные инвесторы предпочитают вкладывать капитал в те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для них в долгосрочном плане стратегическое значение, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, обрабатывающие производства), во-вторых, характеризуются быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства (торговля, сфера услуг).
Теории влияния иностранных инвестиций на экономический рост получили развитие с появлением транснациональных корпораций, обладающих развитыми производственными сетями, охватившими весь мир. В это время западными учеными началось изучение мотивации и поведения ТНК в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ), развитие теорий, которые смогли бы объяснить понятия ПИИ, их непосредственное воздействие как на страну-реципиента, так и на страну-донора (таблица 2).
Таблица 2. Основные теории прямых иностранных инвестиций11
№ п/п |
Теория/парадигма, автор(ы), год |
Суть |
1 |
2 |
3 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
1. |
Парадигма «летящих гусей» экономического развития К. Акамацу, 1930-е гг. К. Коджима, 1978 г. Т. Озава, 1995 г. |
Три стадии и роль инвестиций: 1) иностранная продукция ввозится в страну; 2) с ростом внутреннего спроса на товар организуется отечественное производство; 3) страна становится производителем и экспортером данного товара. Транснациональные корпорации, размещая филиалы, ускоряют экономическое развитие развивающихся стран. |
2. |
Парадигма цикла международного производства товара, Р. Вернон, 1966 г. |
Жизненный цикл товара в международной торговле включает три фазы: 1) создание и производство нового товара; 2) перемещение производства товара в страны с меньшим уровнем развития и дешевыми ресурсами; 3) страна-разработчик товара прекращает его производство и импортирует его из развивающейся страны. |
3. |
Теория транснационализации в условиях монополистической конкуренции, С. Хаймер, 1960 г., Ч. Киндельбергер,1969 г. |
Объяснены мотивы иностранных инвесторов: 1) реализация эффекта масштаба; 2) использование конкурентных преимуществ товара на зарубежном рынке; 3) использование дешевых или редких факторов производства; 4) государственная политика либерализации рынка капиталов. |
4. |
Прямые иностранные инвестиции и олигополистическая конкуренция, Ф.Никкербоккер, 1973 г., X. Грэм, 1978 г. |
В олигополистических отраслях сначала компании-лидеры инвестируют за рубеж, позже за ними следуют их конкуренты на внутреннем рынке. |
5. |
Теория интернализации, П.Баккли, М. Кассон, 1976 г. А.Ругман, 1981 г. |
В отраслях экономики с высокими затратами на НИОКР компании отмечаются самой высокой активностью в осуществлении зарубежных инвестиций (автомобилестроение, химическая и фармацевтическая промышленность, производство бытовой техники). Основными иностранными инвесторами являются компании, которые имеют лидерство и наибольшие конкурентные преимущества на национальном рынке. Эти компании усиливают свою экономическую мощь и конкурентоспособность, создавая сеть зарубежных филиалов. |
Продолжение таблицы 2
6. |
Эклектическая парадигма, Дж. Даннинг, 1981 г. |
Объем иностранных инвестиций компании зависит от трех преимуществ: 1) О (Ownership advantages) — преимущества собственности (размер компании, ноу-хау, менеджмент, квалификация персонала, торговые марки и др.); 2) L (Location advantages) — преимущества размещения зарубежного производства (низкие цены на ресурсы, политическая стабильность, развитая инфраструктура, социально-культурная близость и др.); 3) I (Internalization advantages) — степень интернализации компании (экономия издержек, экономия масштаба, преодоление торговых барьеров, уменьшение налоговых платежей и др.). |
Все эти и другие экономические теории помогают найти разумные объяснения мотивациям международной инвестиционной деятельности ТНК и путям экономического развития стран посредством ПИИ. Эти теории показывают сложную природу «проблематики ПИИ».
Подводя итог проведенному анализу различных определений понятия «иностранные инвестиции», применяемых в международной и отечественной практике, можно сделать вывод о том, что одним из средств обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику является развитие и совершенствование положений российского инвестиционного законодательства, и в первую очередь, его понятийного аппарата.
Как и другие страны, Россия
рассматривает иностранные
Отметим основные причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций в экономику России12:
В условиях сохраняющейся общей неуверенности участников экономических отношений необходимо продолжить поиск путей, обеспечивающих: благоприятный экономический (инвестиционный) климат; установление подлинных рыночных отношений участников инвестиционной деятельности; права на имеющуюся и вновь созданную и приобретенную собственность.
Устранение и предотвращение всех рассмотренных и других причин, бесспорно, будет способствовать повышению инвестиционной активности. Однако это необходимое, но недостаточное условие для резкого и значительного улучшения инвестиционной сферы с участием зарубежного капитала. Нужно разработать систему мер, обеспечивающих эффективность привлечения и использования иностранных инвестиций. Создание такой системы требует заблаговременного решения совокупности задач, основными из которых являются следующие13:
Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человеческие ресурсы, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Достижение указанных целей требует осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:
1. В области создания благоприятного инвестиционного климата:
1.1. Усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
1.2. Введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
1.3. Создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
1.4. Осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
1.5. Либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);
1.6. Обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным);
1.7. Содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала;
2. В сфере государственного инвестирования:
2.1. Усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в человеческий капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
2.2. Отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;
2.3. Открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частно-предпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов);
2.4. Отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
Информация о работе Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России