Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение динамики и проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
определить сущность иностранных инвестиций и необходимость их привлечения в российскую экономику;
охарактеризовать механизм стимулирования привлечения иностранного капитала в Россию;
проанализировать динамику и проблемы иностранного инвестирования в Россию;
рассмотреть мировую практику привлечения иностранного капитала и определить направления совершенствования механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций.
2.5. Повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем;
3. В области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики:
3.1. Создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов;
3.2. Либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;
3.3. Повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.
Таким образом, отметим, что сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов. Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку экономики.
К числу основных социальных целей, провозглашаемых высшими органами российской власти, относятся: резкое сокращение доли российского населения, находящейся за «чертой бедности» и систематическое уменьшение разрыва в доходах его различных слоев. Достижение этих целей может осуществляться за счет устойчивого роста конкурентоспособного производства товаров и услуг. Оно возможно только на современной технической базе. Ее создание и развитие, в свою очередь, вызывает необходимость широкого внедрения наукоемких, ресурсосберегающих технологий и способов производства, качество которых, по крайней мере, не должно уступать зарубежным аналогам.
Решение этой проблемы требует принятия мер по созданию привлекательных условий для размещения иностранных инвестиций инновационного характера в объекты и виды экономической деятельности, создание и развитие которых, отвечает национальным интересам России.
Технологическая отсталость в условиях значительной капиталоемкости базовых отраслей российской экономики не позволяет провести их радикальную модернизацию в короткое время. В то же время сегодня основная масса национального и зарубежного капитала, циркулирующая в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, характеризуется краткосрочностью и спекулятивностью. Инвестиционная деятельность большинства российских предприятий осуществляется, в основном, за счет их собственных и привлеченных источников финансирования, а также государственных или других некоммерческих источников, не повышающих уровень конкурентоспособности их производства.
Поддержание и обновление активной части производственных фондов на многих российских предприятиях происходит за счет покупки и установки импортного оборудования, часто устаревшего и неприменяемого в самих производящих его странах, что не только не содействуют прогрессу производственной базы этих предприятий, но и вовлекает их в зависимость от поставщиков импортного сырья, материалов и комплектующих изделий. Такое привлечение иностранных инвестиций, не способствует прогрессивному перевооружению производства и консервирует существующую «утяжеленную» структуру национальной экономики.
В то же время опыт ряда зарубежных стран, привлекающих внешние инвестиционные источники их развития, показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций из стран с высокоразвитым производственным потенциалом.
Подобная ориентация российской инвестиционной политики в минувшем десятилетии могла бы обеспечить создание в России современного конкурентоспособного производства товаров и услуг. Однако, судя по результатам, фактически она оказалась неспособной к привлечению в необходимых объемах внешних инвестиционных ресурсов для осуществления перехода российской экономики на инновационный путь развития. Хотя, на первый взгляд, динамика поступлений в нее иностранных инвестиций выглядит достаточно респектабельно.
Существенной проблемой, препятствующей
масштабному привлечению в
Существующая множественность структур, участвующих в ее осуществлении, приводит к дублированию полномочий, размытости ответственности, отсутствию по многим аспектам необходимого уровня качества менеджмента.
Функции регулирования деятельности иностранных инвесторов от имени государства сегодня реально в России осуществляют, как минимум, 15 различных органов и учреждений. Среди них значительное число органов исполнительной власти и других государственных уполномоченных учреждений.
Это приводит к параллелилизму и несогласованности мероприятий по продвижению инвестиционных инициатив и не позволяет сосредоточить и эффективно использовать даже имеющиеся предложения на реализацию необходимых проектов.
В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в модернизацию производства и поощрения предприятий, инвестирующих в развитие производства, крайне важно обеспечить стимулирующую их систему налогообложения. Помимо того, что эта система должна быть упрощена, необходимо гарантировать ее стабильность и адекватность общепринятым международным нормам14.
Многие причины сохраняющейся низкой инвестиционной привлекательности российской экономики для иностранного бизнеса связаны со структурной несбалансированностью производства, с гипертрофированно высокой долей: материалоемких и энергоемких производств, предприятий ВПК и неконкурентоспособных секторов обрабатывающих производств.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Частные иностранные инвестиции могут подразделяться на инвестиции в виде займов и кредитов (ссудный капитал) и на инвестиции в виде портфельных и прямых инвестиций (предпринимательский капитал).
2. Прямые иностранные инвестиции — это вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего, что влечет определенную степень контроля над его управлением.
3. Привлечение иностранных инвестиций для современной России — объективная необходимость, которая обусловлена целым рядом причин. Главная из них — мобилизовать дополнительные инвестиционные ресурсы, крайне необходимые сегодня для осуществления крупномасштабной перестройки национальной экономики, эффективной реконструкции и модернизации сильно изношенных морально и физически производственных мощностей.
4. Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1.ускорения технического и экономического прогресса; 2. обновления и модернизации производственного аппарата; 3. овладения передовыми методами организации производства.
5. Опыт ряда зарубежных стран, привлекающих внешние инвестиционные источники их развития, показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций из стран с высокоразвитым производственным потенциалом.
6. Существенной проблемой, препятствующей масштабному привлечению в Россию эффективных иностранных инвестиций, является низкий уровень организации этого процесса. В первую очередь, это относится к координации работы с иностранными инвесторами финансовых организаций, проектных и научно исследовательских институтов, иных федеральных и региональных уполномоченных агентов.
7. Учитывая международный опыт, Россия должна обеспечить достижение национальных целей развития в условиях кризиса, инициируя деятельность частного капитала мерами экономического воздействия, чтобы выйти из кризиса с обновленной экономикой.
По мере улучшения внутренней экономической конъюнктуры в 2011 г. происходило постепенное изменение ситуации в инвестиционном секторе. Пик инвестиционного кризиса был пройден в первой половине 2009 г., и с III квартала наблюдалась тенденция к ослаблению спада инвестиций, в том числе по мере улучшения финансового состояния предприятий. Если в 2010 г. сужение масштабов инвестиционной деятельности протекало очень быстро и при уменьшении объема ВВП на 7,9%, сокращение инвестиций достигло 16,2%, то во II-IV кварталах 2011 г. динамика инвестиций вышла в область положительных значений и по темпам опережала рост ВВП. В целом за 2011 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 6,0% при увеличении ВВП на 4,0% относительно предыдущего года (рис. 1).
Рис. 1. Темпы прироста ВВП, инвестиций в основной капитал, объемов работ в строительстве и ввода в действие жилых домов в 2006-2010 гг., % к предыдущему году
Динамика инвестиций в основной капитал довольно существенно дифференцирована по крупным и малым предприятиям. Если кризис 2008 г. в привел к критически низким показателям инвестиционной активности именно малых предприятий, то в 2009 г. инвестиционная деятельность в сегменте малого бизнеса явилась фактором, который ослаблял масштабы падения инвестиций в экономику в целом. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 г. являлась одним из приоритетов. В 2011 г. общий объем бюджетных ассигнований, выделенных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, составил 17,97 млрд. руб. Основной акцент в государственной программе поддержки предпринимательства сделан на развитие инновационных малых предприятий и организаций, а также компаний, осуществляющих модернизацию производства. Другим направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является антикризисная программа кредитования через Внешэкономбанк. За 2011 г. в сегменте малых предприятий инвестиции в основной капитал выросли на 8,0% (в 2010 г. — снизились на 13,5%), а их доля в общем объеме инвестиций в экономику поднялась до 32,1% против 27,2% в предыдущем году. Заметим, что прирост инвестиций в основной капитал крупных предприятий в 2011 г. составил 5,1%. При свертывании масштабов инвестиционной активности крупных предприятий в 2010 г. на 17,5% к показателю предыдущего года объемы инвестиций в основной капитал в 2011 г. составляли 86,7% от показателя 2008 г.
Характерной чертой 2010-2011 гг. явилось сокращение ввода в действие общей площади жилых домов. Сокращение вводов в действие жилой площади наблюдается со II квартала 2010 г. и по итогам года оно составило 6,5%. В 2011 г. ввод жилой площади сократился на 3,0% относительно 2010 г. и составил 58 млн. кв. м. На ситуацию 2011 г. негативное влияние оказало резкое сокращение заделов жилищного строительства в 2009-2010 гг. Кроме того, существенно ухудшилась ситуация с финансированием жилищного строительства. В 2010 г. средства, полученные на долевое участие в строительстве, сократились на 74,3 млрд. руб., в том числе средства населения — на 32,0 млрд руб. по сравнению с 2009 г.
Тенденция к абсолютному сокращению масштабов бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, действующая в 2009-2010 гг., в 2011 г. приостановилась, однако продолжилось снижение доли участия субъектов Федерации (таблица 3).
Как видно из таблицы 3, в 2011 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 1242,7 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или на 1,9 млрд. больше, чем в предыдущем году. Причем объемы финансирования инвестиций из средств федерального бюджета увеличились на 19,2 млрд. руб. по сравнению с 2010 г. и составили 642,1 млрд. руб., что и компенсировало сокращение расходов на инвестиционные цели бюджетных средств субъектов Российской Федерации.
Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий поддерживался через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., осуществляемых в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и ФЦП, а также крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Причем расходы в рамках федеральных целевых программ были либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены.
Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)15
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютное отклонение | |||||
2008 г. к 2007г. |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2011 г. к 2007 г. |
Продолжение таблицы 3
Инвестиции в основной капитал — всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В том числе по источникам финансирования: |
||||||||||
собственные средства |
42,1 |
40,4 |
39,5 |
37,1 |
41,2 |
-1,7 |
-0,9 |
-2,4 |
4,1 |
-0,9 |
из них: |
||||||||||
Прибыль |
19,9 |
19,4 |
18,5 |
14,8 |
14,7 |
0,0 |
-0,9 |
-3,7 |
-0,1 |
-5,2 |
привлеченные средства |
57,9 |
59,6 |
60,5 |
62,9 |
58,8 |
1,7 |
0,9 |
2,4 |
-4,1 |
0,9 |
из них: |
||||||||||
кредиты банков |
9,5 |
10,4 |
11,8 |
10,3 |
8,7 |
0,0 |
-0,9 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,8 |
в том числе иностранных банков |
1,6 |
1,7 |
3,0 |
3,2 |
2,0 |
0,0 |
-0,9 |
0,2 |
-1,2 |
0,4 |
заемные средства других организаций |
6,0 |
7,1 |
6,2 |
7,4 |
5,6 |
0,0 |
-0,9 |
1,2 |
-1,8 |
-0,4 |
бюджетные средства: |
20,2 |
21,5 |
20,9 |
21,9 |
19,4 |
15,5 |
-0,6 |
1,0 |
-2,5 |
-0,8 |
федерального бюджета |
7,0 |
8,3 |
8,0 |
11,5 |
10,0 |
0,0 |
-0,9 |
3,5 |
-1,5 |
3,0 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
11,7 |
11,7 |
11,3 |
9,2 |
8,2 |
0,0 |
-0,9 |
-2,1 |
-1,0 |
-3,5 |
Прочие |
21,7 |
20,1 |
21,2 |
23,0 |
24,8 |
13,1 |
1,1 |
1,8 |
1,8 |
3,1 |
Из них средства, полученные на
долевое участие в |
3,8 |
3,7 |
3,5 |
2,6 |
1,9 |
0,0 |
-0,9 |
-0,9 |
-0,7 |
-1,9 |
В том числе средства населения |
1,3 |
1,5 |
1,9 |
1,3 |
1,1 |
0,0 |
-0,9 |
-0,6 |
-0,2 |
-0,2 |
Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
3,8 |
-17,6 |
0,2 |
0,0 |
-0,5 |
-0,1 |
Информация о работе Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России