Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат...
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов…………………………………………………...
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1. Иностранные инвестиции в России…………………………………… 1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат... 1.2 Иностранные инвестиции как
объект таможенно-тарифного 1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования…………………………… Глава 2. Характеристика и
проблемы реализации мер таможенно-тарифного
регулирования инвестиций…………………………………………………… 2.1. Таможенные
льготы для иностранных 2.2. Особенности таможенно- 2.3. Проблемы иностранных
инвестиций в виде товаров,
ввозимых в качестве вклада
в уставной капитал……………………………… Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию…………………………… Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………… |
3 5 5
8 12
17 17
21
25
31 35 37 |
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что расширение участия России в международном разделении труда и развитии мирохозяйственных связей предъявляет особые требования к деятельности таможенных органов страны. При этом, формулируя генеральную цель в виде обеспечения народнохозяйственного, бюджетного, экологического эффектов, таможенная служба тем самым создает благоприятные условия отечественным предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Особенно это важно в сфере реальных иностранных инвестиций. В этих условиях таможенно-тарифная политика как составная часть внешнеэкономической политики становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе иностранных инвестиций, и создавать выгодные для страны условия при ввозе товаров для инвестиционных проектов.
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и развитии экономического потенциала государства. От инвестиционной политики государства зависят политические, экономические и социальные преобразования, оказывающие влияние на экономический рост. В этой связи одной из главных задач инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, и привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий. Иными словами, основная цель - стимулировать бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов.
Для достижения указанных целей российским законодательством предусмотрены льготные режимы налогообложения при ввозе иностранными инвесторами машин и оборудования на территорию Российской Федерации. Наиболее распространенной формой реализации инвестирования является ввоз иностранным инвестором оборудования в качестве вклада в уставный капитал.
Следует отметить, что в связи с формированием и функционированием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства таможенное законодательство претерпело значительные изменения. Вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза1 (далее – ТК ТС), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2, Комиссией Таможенного союза принято множество решений, существенно изменяющих ранее действующие законодательные акты. Все это обусловило необходимость анализа влияния мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Объектом данного исследования является теоретический аспект таможенно-тарифного регулирования в инвестиционной сфере.
Предметом данного исследования являются нормы таможенного законодательства, регулирующие тарифы для иностранных инвесторов.
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Глава 1. Иностранные инвестиции в России
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат
В современном законодательстве стран с развитыми рыночными отношениями иностранные инвестиции рассматриваются как конкретные правоотношения, возникающие между предпринимателями, связанные с размещением капитала. Основными законами, регулирующими инвестиции в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство. В переводе с английского «investment» означает «инвестиция», «капиталовложение» - это слова синонимы. Инвестиции, капиталовложения представляют собой инвестирование в воспроизводство материальных и духовных благ в обществе.3
Определение иностранных инвестиций дано в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»4.
Е.Е. Веселкова предлагает следующее уточненное определение иностранных инвестиций: «Иностранная инвестиция - это вложение иностранным инвестором принадлежащего ему имущества, в том числе денежных средств, паев, акций и др. ценных бумаг, машин, оборудования; исключительных прав на интеллектуальную собственность, в том числе технологии, конструкторские разработки и т. п., имеющих денежную оценку в объекты предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».5
Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно: иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал; иностранные фирмы, строя заводы в России, будут привносить свой опыт организации производства и труда. Вместе с тем необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно и наступает момент «старения инвестиции», т.е. уравнивания величины ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос реинвестирования прибыли (вложения в национальную экономику) достаточно деликатен и зависит от большого количества факторов, в частности от общего инвестиционного климата в стране. Для стран, экономика которых характеризуется переходом к рыночным началам ее организации, и прежде всего для развивающихся стран, иностранные инвестиции выступают одним из важнейших условий преодоления экономической отсталости.6
Н.Г. Доронина пишет: «В то же время предоставление права беспрепятственного вывоза доходов иностранных инвесторов от средств, вложенных в экономику страны, может повлечь неконтролируемый отток капиталов в виде доходов от капиталовложений и привести к нарушению платежного баланса развивающихся стран и стран с переходной экономикой и, следовательно, отрицательно повлиять на валютный курс, а также обусловить ряд негативных явлений (инфляция, стагнация производства и т.д.) в экономике страны - реципиента иностранных инвестиций. Поэтому крайне важно обеспечить в связи с переводом доходов иностранных инвесторов баланс публичных и частных интересов».7
Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, поэтому встает вопрос о непропорциональном с точки зрения национальной экономики развитии отраслей. На современном этапе встает вопрос и об экологически «грязных» иностранных предприятиях, которые вывозятся из более развитых стран со строгими экологическими нормами в менее развитые.8
В настоящее время на передний план выходит также проблема, связанная с формированием благоприятного инвестиционного климата в России. Государство здесь выполняет две основные функции - законотворческую и предпринимательскую. Иностранных инвесторов, естественно, беспокоят многие из тех опасностей, которые мешают нашим собственным предпринимателям развивать свое дело.
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях и с другими законами иностранным инвесторам в России предоставляется, как это и принято в международной практике, национальный режим.
Как отмечает А.В. Кучумов, при оценке инвестиционного климата рассматриваются такие показатели, как инвестиционный риск, потенциал национального рынка, законодательная среда, ресурсная обеспеченность экономики, количество и квалификация рабочей силы, состояние инфраструктуры, систем и средств связи, транспорта. Если инвестиционный риск высок, то показатели потенциала рынка ресурсной обеспеченности экономики в качестве стимулов инвестиций и характеристик инвестиционного климата отходят на второй план. В связи с этим можно выделить следующие причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций в Россию: внутренняя нестабильность; криминализация общества и экономики; высокие издержки и как следствие - неконкурентоспособность производства; недостаточно стабильная и противоречивая правовая база, регулирующая иностранные инвестиции в стране.9
Негативный отпечаток на государственную политику в области регулирования иностранных инвестиций накладывает и отсутствие четко сформулированной промышленной политики, обозначенных структурных приоритетов роста. В регулировании потоков прямых частных инвестиций ярко проявляется объективная связь внутренней экономической и внешнеэкономической политики государства. Несмотря на это, государственное вмешательство в процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и в процесс вывоза капитала является мощным регулятором развития рыночных отношений в стране и интеграции ее в мировое хозяйство. Тщательно отработанное законодательство устанавливает «правила игры» на рынке, что превращает стихийные рыночные отношения, основанные на эквивалентном обмене, в цивилизованный рынок, учитывающий интересы более слабой стороны: национального хозяйства в целом, отдельных отраслей, мелких национальных предприятий и т.д.10
Следовательно, можно сделать вывод, что одной из важных составляющих инвестиционного процесса являются иностранные инвестиции, представляющие один из перспективных источников финансовых и производственных ресурсов, передовых технологий и современных методов управления, необходимых для динамичного развития любой национальной экономики.
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование, как составная часть правового регулирования, «направлено на реализацию общих для органов исполнительной власти функций, связанных с учредительной и организационно-обеспечительной деятельностью, направленной на формирование системы таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России».11
Таможенно-тарифное регулирование иностранных инвестиций, состоит из двух стадий: императивно-нормативного упорядочения инвестиций в экономику России, а также последующей правоприменительной деятельности таможенных органов по обеспечению установленного порядка осуществления иностранных инвестиций. В зарубежной науке и законодательстве под инвестиционной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, направленная на привлечение свободных денежных средств у неопределенно широкого круга лиц для последующего помещения их в ценные бумаги с целью извлечения прибыли.12
В соответствии с таким подходом состав субъектов инвестиционной деятельности ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг, действующими на основе полученной лицензии. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, построенное на глубоком знании природы инвестиций, позволит вовлечь в инвестиционный процесс большее количество участников, увеличить степень их взаимозависимости, создать предпосылки для вложений, рассчитанных на длительную перспективу, а не для конъюнктурного инвестирования капитала на короткие сроки.
Деятельность иностранных инвесторов затрагивает интересы всей национальной экономики и поэтому является объектом пристального внимания государства, которое проявляется в правовом регулировании.13
Основным условием признания государством - реципиентом тех или иных отношений инвестиционными является процедура нотификации, регистрации, разрешения и иногда лицензирования. При этом требуется, чтобы данная процедура была простой и не содержала в себе дополнительных требований, от выполнения которых иностранным инвестором зависит решение уполномоченных органов о признании его действий иностранной инвестиционной деятельностью. Так, введенный в 2001 году, порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями улучшил инвестиционный климат ввоза инвестиций в страну, изменил подход иностранных инвесторов к России, что нашло отражение в увеличении поступлений иностранных инвестиций в последующие годы: 2001г. – 14,258 млрд.дол., 2006г. – 19,8 млрд.дол., 2009г. – 81,9 млрд.долл., 2010г. – 114,7 млрд.долл., 2011г. - 190, 6 млрд.дол.14