Таможенное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат...
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов…………………………………………………...
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРС Анализ влиян мер тамож-тариф регулир инвестиций исправ.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

В современных условиях инвестиционный режим ужесточается по всему миру. Законодательные власти экономически развитых стран устанавливают новые барьеры для иностранных инвесторов, особенно для компаний Китая и России, в которых есть доля государственного участия.

Федеральный закон от 29 апреля 2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»15 относит к стратегическим 42 сферы экономики, включая ядерную энергетику, производство и продажу оружия, рыболовство, космос, геологоразведку и изучение недр на участках федерального значения. Решение об иностранных капиталовложениях в стратегически важные отрасли российской экономики в настоящее время принимают 2 инстанции: Федеральная антимонопольная служба, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Основной задачей комиссии является предварительное согласование сделок о покупке иностранцами стратегических предприятий.16

Основной проблемой в инвестиционной деятельности является обеспечение правовой защиты иностранных инвестиций. Важное место в этом направлении принадлежит 52 соглашениям России о поощрении и взаимной защите капиталовложений с другими государствами.

По мнению В.И. Камышевского, таможенное регулирование в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве инвестиций может осуществляться по следующим направлениям: экономическое, регулятивное, защитное (охранительное).17

Экономическое направление связано с поступлением инвестиций в экономику России, налогов в доходную часть бюджетов всех уровней от коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Так, В 2011г. в экономику России поступило 190,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 году. В 10556 коммерческих организациях с иностранными инвестициями на 1 января 2011г. были заняты 2,67 млн. человек. Выручка этих предприятий применительно к ВВП России составляет около            40 %.18

Регулятивное направление выражено в ориентации государства на создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвесторов в социально значимые сферы экономики, ввоза товаров, необходимых для ускоренного технического перевооружения предприятий, обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Защитное направление - достигается обеспечением задач охраны государственной и общественной безопасности, соблюдения экономических интересов, ввоза оборудования и технологий, соответствующих требованиям времени, нормам экологической безопасности.

Перед Федеральной таможенной службой в 2013 году поставлена задача - уравновесить внешнеторговые интересы государства и противодействие угрозам безопасности страны с созданием благоприятных условий для торговых сообществ, физических и юридических лиц.19

Следует согласиться с Е.М. Графовым, который считает, что для оптимизации управления стратегически важным процессом привлечения иностранных инвестиций и обеспечения безопасности государства в рамках административной реформы, необходимо создать Федеральную службу по иностранным инвестициям, которая должна находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Желательно при этом создать вертикально-интегрированную систему административного регулирования (управления) процессом увеличения потока иностранных инвестиций и их продвижения в регионы, учитывая, что на региональном уровне ведется большая работа с иностранными инвесторами.20

Инвестиционная деятельность в российском праве рассматривается как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Итак, следует  вывод. Таможенно-тарифное регулирование является составной частью регулирования иностранных инвестиций и должно создавать благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов и российских предпринимателей. Используя иностранные инвестиции, Россия сможет на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения.

 

1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования

 

Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.21

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.22

К другим средствам регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.23

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Таможенными органами являются:

    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
    • региональные таможенные управления;
    • таможни;
    • таможенные посты.

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

    • законности;
    • равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
    • единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
    • профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
    • ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;
    • единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
    • недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
    • совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования.24 

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, представляет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

Функции таможенного тарифа.

1.  Протекционизм - защита отечественных товаров от иностранной конкуренции

2.  Фискальная - пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части.25

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенно-тарифное регулирование является одним из важнейших инструментов в регулировании инвестиций и инвестиционной деятельности, способным оказывать существенное влияние на формирование структуры и особенности построения рынка финансовых услуг, а в конечном счете и на экономическое развитие в целом применительно к какому-либо государству. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

 

Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования  инвестиций

 

2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов

 

 

Основополагающим принципом при определении гарантий прав иностранных инвесторов в Российской Федерации является установление национального режима для иностранных инвесторов.26

 Данный режим гарантирует применение иностранными инвесторами на территории Российской Федерации общего законодательства страны. Также предусматривается предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении товаров через российскую таможенную границу. В соответствии со ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе»27 эти льготы именуются либо тарифными льготами, либо тарифными преференциями.

Нужно отметить, что в международно-правовой практике к иностранным инвестициям применяется либо «режим наибольшего благоприятствования», либо «национальный режим». В последнем случае речь идет о единых правилах для иностранных и отечественных инвесторов.  В ст. 4 Закона об иностранных инвестициях утверждается, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставляемый российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами.  То есть иностранный инвестор на территории России имеет такое же право на защиту своих прав и интересов, как и российские юридические лица, включая право требовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.  При этом введение определенных изъятий в правовом режиме деятельности иностранных организаций по сравнению с российскими юридическими лицами допускается только на основании федеральных законов.

Применительно к российскому законодательству, для иностранных инвесторов в России законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии28:

    • гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
    • гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
    • гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
    • гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
    • гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
    • гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
    • гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
    • гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документарной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
    • гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
    • гарантии участия иностранного инвестора в приватизации;
    • гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Информация о работе Таможенное регулирование в РФ