Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат...
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов…………………………………………………...
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Одной из важных льгот, регламентируемых Законом об иностранных инвестициях является освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов. Не смотря на то, что данная льгота была установлена в российском законодательстве давно, она практически не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие закона не были приняты соответствующие нормативные акты).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось также предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд. руб. (или 25 млн. евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.
Введенная странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками Единого таможенного тарифа29.
Существуют следующие условия применения данной льготы:
При отказе в предоставлении данных льгот, в том числе по формальным основаниям, иностранный инвестор может обратиться за судебной защитой своих интересов и реализовать право на особые условия деятельности. Примером может служить Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2011 г. по делу № А36-3019/2010.30
Однако и в настоящее время существуют проблемы с применением льгот для инвесторов.
К.А. Сизова отмечает, что данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
Подводя итог изложенному выше, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из приоритетных задач Российской Федерации. Законодатель в своих актах явно указывает на создание благоприятных условий в деятельности иностранных инвесторов, в связи с этим у законодателя нет, иного пути, кроме как воздержаться от значительного разделения режимов регулирования иностранной и внутригосударственной (национальной) инвестиционной деятельности. Установление льгот для иностранных инвесторов, как было замечено, влечет отток капитала с целью его «иностранизации», а отмена льгот влечет увеличение инвестиционных рисков.
Из анализа видно, что регулирование с помощью льгот требует дальнейшей оптимизации.
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов
Тема ввоза технологического оборудования
актуальна для России на протяжении последних
двух десятилетий. С вступлением России
в Таможенный союз эта тема приобрела
особое звучание, так как Таможенный союз
может способствовать улучшению инвестиционного
климата и, как следствие, увеличению объемов
ввоза оборудования. Вместе с тем, желаемый
эффект увеличения инвестиций в производство
возможен при условии обеспечения в России
наиболее благоприятного инвестиционного
климата по сравнению с партнерами по
Таможенному союзу – Беларусью и Казахстаном.
На инвестиционный климат среди множества
прочих факторов в немалой степени влияет
таможенное регулирование. Это ставки
таможенных платежей, существующие льготы
по уплате таможенных платежей, а также
качество таможенного администрирования. 32
В настоящее время в Едином таможенном тарифе Таможенного союза ввозные пошлины установлены в отношении совсем небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование. Эти позиции представляют собой по большей части не основное оборудование для крупных производств, а вспомогательное. Это котлы, турбины, силовые установки, холодильное оборудование, некоторые виды подъемного оборудования, некоторые типы электродвигателей, трансформаторы, трубопроводная арматура, а также некоторые самоходные машины.
Единственная отрасль промышленности, для оборудования которой традиционно сохраняется ставка ввозной таможенной пошлины на уровне 10% – это металлообработка, и в основном это металлорежущее оборудование. Это объясняется, конечно, наличием значительного количества станкостроительных предприятий, специализирующихся в данной области и необходимостью защиты их интересов. Таких предприятий, кстати, много не только в России, но и в Беларуси.33
Помимо ввозной таможенной пошлины, при импорте технологического оборудования подлежит уплате налог на добавленную стоимость. Установление ставок НДС, а также изменение порядка и сроков его уплаты отнесено к компетенции национального законодательства стран-участниц Таможенного союза. В России базовая ставка НДС, применяемая в том числе и при ввозе оборудования, составляет уже достаточно продолжительный период 18%. В Беларуси с 01.01.2010 ставка НДС увеличена и составляет в настоящее время 20%. Что касается Казахстана, ставка НДС там еще с начала 2009 года составляет всего 12%. Конечно, все понимают, что НДС, уплаченный при таможенном оформлении, впоследствии без проблем предъявляется к вычету при соблюдении определенных условий. Тем не менее, уплата НДС требует отвлечения немалых средств, если говорить о дорогостоящем промышленном оборудовании, и это средства, которые могли бы быть направлены на инвестиции. Поэтому НДС - это все-таки бремя и весьма позитивным шагом, направленным на облегчение этого бремени, является постановление Правительства РФ №372 от 30.04.2009 года34, изданное в развитие соответствующей нормы Налогового кодекса РФ35. Данным постановлением утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России и которое не подлежит обложению НДС при ввозе на территорию России. По мнению В.И. Камышевского, это, конечно, большой шаг вперед, и он примечателен тем, что освобождение от НДС в соответствии с данным постановлением не накладывает на импортера никаких дополнительных обязательств или ограничений по пользованию или распоряжению оборудованием.36
Кроме того, следует признать, что перечень освобождаемого от НДС оборудования на сегодняшний день является достаточно узким. Т.А. Любацкая пишет: «В него сейчас входят порядка двухсот кодов ТН ВЭД, охватываемых пятьюдесятью товарными позициями ТН ВЭД ТС. Однако, если посмотреть, что это за коды ТН ВЭД, то можно увидеть, что более 20% списка – это специализированное оборудование для медицинской промышленности, гражданской авиации и судостроения, еще 20% - оборудование для текстильной промышленности, неплохо также представлено полиграфическое оборудование и оборудование для пищевой промышленности (в основном, для производства напитков). При этом, практика показывает, что многие виды производимого иностранными компаниями и востребованного в России оборудования являются в своем роде уникальными и в России не производятся. Поэтому, очевидно, что список этот далеко не полный».37
В этой связи нужно отметить, что указанным постановлением Правительства Министерству промышленности и торговли совместно Федеральной таможенной службой поручено проводить анализ и вносить предложения о внесении изменений в перечень. За прошедший год и несколько месяцев в перечень действительно вносились изменения. Но что характерно, 10 позиций общей направленности, например, машины литейные для литья под давлением, были из перечня исключены. Что касается дополнений, то в основном тенденция такова, что носят они адресный характер, т.е. предназначены для конкретных контрактов, и этим освобождением вряд ли кто-то еще сможет воспользоваться. Об этом свидетельствует, в частности ремарка, что по таким позициям надо руководствоваться не только кодом ТН ВЭД, но и наименованием.38
Если проанализировать законодательство других стран Таможенного союза, следует отметить, что у Казахстана тоже есть статья в Налоговом кодексе и изданное в ее развитие постановление Правительства Республики Казахстан, предусматривающие возможность уплаты НДС методом зачета (фактически, это то же самое освобождение) при ввозе оборудования, включенного в соответствующий перечень. При этом перечень этот гораздо шире, чем в России и в отличие от нее этим же Постановлением утверждены и правила формирования перечня, причем в этих правилах содержится исчерпывающий список документов и сведений, который должно предоставить заинтересованное лицо. Однако, следует отметить, что ограничения по пользованию и распоряжению освобожденными от НДС товарами в Казахстане, в отличие от России, установлены. Импортеры имеют право использовать их только для собственных нужд.39
У Беларуси положения по подобному освобождению от НДС в законодательстве отсутствуют, однако есть Декрет Президента Республики Беларусь №16 от 13.06.2001, предусматривающий возможность предоставления рассрочки по уплате НДС сроком на один год в отношении технологического оборудования, а также и запасных частей к нему, для которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%. При этом, рассрочка предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты и никаких ограничений по дальнейшему пользованию и распоряжению оборудованием не установлено.40
Таким образом, по уровню налогообложения при импорте технологического оборудования на территорию Таможенного союза можно сделать вывод о том, что в этом отношении на сегодняшний день несколько предпочтительнее выглядит Казахстан, поскольку ставки ввозных таможенных пошлин едины для всех стран-участниц, а ставка НДС в Казахстане составляет в настоящее время 12% и, кроме того, существует возможность воспользоваться освобождением от НДС в отношении широкого спектра промышленного оборудования, хотя и с условием его целевого использования.
Однако, помимо базового уровня налогообложения, инвестор при принятии решения о ввозе технологического оборудования должен учитывать также специальные льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные для стимулирования инвестиционной деятельности, а также условия их предоставления.
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал
15.07.2011 Комиссией Таможенного союза было принято решение № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза»41. Порядок предусматривает, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
Порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»42.
В соответствии с указанным постановлением товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал освобождаются от уплаты таможенными пошлинами при одновременной соблюдении трех условий, а именно, товары:
Для получения освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования лицу, осуществляющему такой ввоз, необходимо подтвердить соблюдение всех выше перечисленных условий. По первым двум условиям обычно не возникает каких либо вопросов, так как уже на момент ввоза очевидно, являются ли товары подакцизными и относятся ли они к основным производственным фондам.
Рассмотрим ввоз оборудования в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Согласно статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»43 уставный капитал организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, состоит из номинальных долей участников (учредителей) общества. В соответствии со статьей 15 названного закона оплата доли производится участником путем внесения вклада, соответствующего размеру доли. При этом вклад может быть внесен в имущественном виде, например оборудованием. Размер уставного капитала, доли участников, вид и размер вклада каждого участника определяются в учредительном документе общества, которым является устав общества.
На основании статьи 19 закона общее собрание участников общества может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Таким решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов, а также установлено единое для всех участников общества соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли.
Дополнительные вклады могут быть внесены участниками общества в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.