Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:59, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мер таможенно-тарифного регулирования на приток инвестиций в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение инвестиций для экономики России и инвестиционный климат;
показать иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования;
раскрыть понятие таможенно-тарифного регулирования;
исследовать таможенные льготы для иностранных инвесторов;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Иностранные инвестиции в России……………………………………
1.1. Значение инвестиций для экономики России. Инвестиционный климат...
1.2 Иностранные инвестиции как объект таможенно-тарифного регулирования……………………………………………………………………..
1.3. Понятие таможенно-тарифного регулирования……………………………
Глава 2. Характеристика и проблемы реализации мер таможенно-тарифного регулирования инвестиций………………………………………………………
2.1. Таможенные льготы для иностранных инвесторов………………………..
2.2. Особенности таможенно-тарифного регулирования ввоза оборудования для инвестиционных проектов…………………………………………………...
2.3. Проблемы иностранных инвестиций в виде товаров, ввозимых в качестве вклада в уставной капитал……………………………………………..
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию……………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников общества должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества и о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества.
Таким образом, изменения в устав общества, который является единственным учредительным документом, вносятся и регистрируются уже после фактического внесения дополнительного вклада. Иными словами, при ввозе в качестве вклада в уставный капитал какого-либо оборудования, лицо, осуществляющее ввоз такого оборудования, не может представить документы, подтверждающие, что ввозимое оборудование действительно является вкладом в уставный капитал, так как на момент ввоза отсутствует учредительный документ, прошедший государственную регистрацию и имеющий силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.
В связи с этим таможенные органы считают, что при фактическом ввозе товаров, вносимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов не имеется в силу отсутствия на момент таможенного оформления зарегистрированных учредительных документов общества, содержащих сведения об итогах внесения дополнительного вклада, оплаченного этими вещами. При этом, как следует из разъяснений таможенных органов, установление в зарегистрированных учредительных документах общества сроков ввоза товаров после государственной регистрации итогов их внесения в качестве дополнительных вкладов в уставный капитал общества не предусмотрено.
Следует отметить, что существует обширная судебная практика, связанная с обжалованием решений таможенных органов об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин по вышеназванным обстоятельствам. В большинстве случаев суды признают такие отказы неправомерными и принимают решение в пользу участников внешнеэкономической деятельности.
Такую позицию выразил ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.04.2012 по делу N А52-2668/201144, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 24.02.2011 N Ф03-215/2011 по делу N А04-2772/201045, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.07.2011г. по делу № А06-2594/201046.
Зарегистрировать изменения в уставном капитале на момент пересечения границы России товаром, ввозимым в качестве вклада в уставный капитал, довольно сложно. В таком случае подтверждением статуса товара может являться решение общего собрания участников об увеличении уставного капитала. Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 12.12.2011 N Ф03-6290/2011 по делу N А51-3426/201147 указал, что «статус товара для таможенных целей не зависит ни от момента перехода права собственности на имущество, ни от даты государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы».
Между тем, на практике, для целей получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в уставный капитал, используется следующая схема. Общество принимает решение об увеличении уставного капитала и на основании этого решения вносит изменения в устав о так называемом «намерении» увеличить уставный капитал, в которых указывается за счет какого имущества и в какие сроки уставный капитал будет увеличен. Устав с соответствующими изменениями представляется таможенным органам на этапе ввоза оборудования. После ввоза оборудования и внесения в устав общества изменений, связанных с состоявшимся увеличением размера уставного капитала общества, новая редакция устава также предоставляется таможенному органу для подтверждения статуса ввезенных товаров.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, о котором упоминалось выше, в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таким образом, представленные в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, льготы сопряжены с определенными ограничениями по пользованию и (или) распоряжению.
Что касается уплаты НДС при ввозе товаров в уставный капитал, то в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК России) не установлены какие-либо льготы. Однако в соответствии со статьей 150 НК России, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372.
Итак, при решении вопроса об использовании льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал, необходимо тщательно проанализировать экономическую эффективность проекта. В частности, рекомендуется проверить действующие ставки пошлин в отношении ввозимых товаров, которые являются вкладом в уставный капитал. В отношении многих категорий оборудования в настоящее время предусмотрена ставка 0%, в этой связи использование льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, может являться нецелесообразным.
Глава 3. Пути совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования с целью увеличения притока инвестиций в Россию
Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, государственная политика в области инвестиционного сотрудничества с иностранными инвесторами должна быть определена следующими требованиям:
Формирование в будущем полноценной инвестиционной политики будет способствовать усилению государственного регулирования экономики и обеспечению должной увязки регионального аспекта с отраслевым. Новая концепция инвестиционной политики в привлечении иностранного капитала направлена, в частности, на повышение роли инвестиционной составляющей в экономической политике государства. Таким образом, инвестиции должны рассматриваться государством как одно из важных условий стабилизации и роста российской экономики.
В целом, важнейшим условием для расширения инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами в сфере промышленности и сельского хозяйства является создание благоприятного инвестиционного климата в стране за счет предоставления инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, а также отечественным инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей, необходимых правовых гарантий защиты капиталов.
Действующий в настоящее время таможенно-тарифная политика в значительной мере стимулирует приток иностранных инвестиций именно в производство, ориентированное на внутренний рынок. Уровень ставок таможенных пошлин, применяемых в отношении готовых изделий, выше уровня ставок для подавляющего большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий в 2-5 раз. Для сырьевых товаров и комплектующих изделий установлена минимально возможная ставка пошлины в размере 5%, в то время как для большинства части готовых изделий она составляет максимально возможную величину в 30%.
Таможенный тариф во всем мире является одним из важнейших инструментов структурного регулирования экономики. Между тем возможности российского таможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны и настоящее время они обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению. Во-первых, степень его дифференциации в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран, где число тарифных позиций превышает 10 тысяч. Диапазон ставок российского тарифа узок – от 5 до 30%.
Несмотря на все недостатки действующего таможенного тарифа, таможенно-тарифное регулирование в России создается не вопреки, а на базе мировой традиции, отражает стремление России стать полноправным членом мирохозяйственных связей, реально участвуя в принятии глобальных экономических решений.
В заключение, принимая во внимание все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день ситуацию с таможенным регулированием ввоза крупного технологического оборудования в России можно оценить в целом все-таки положительно. Этому способствуют нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, освобождение некоторых видов оборудования от НДС, возможность декларирования оборудования по одному коду ТН ВЭД при его длительной поставке отдельными партиями.
Однако сравнительный анализ действующего законодательства в данной области в Беларуси и Казахстане показал, что некоторые преимущества у наших партнеров по Таможенному союзу имеются. Учитывая также тот факт, что в этих странах инвестиционный климат оценивается по всем параметрам как более благоприятный, чем в России (для сравнения, по итогам 2009 года в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия занимает 120 место из 183, Казахстан – 63, а Беларусь – 58), нашей стране, если мы хотим увеличить инвестиции в производство или хотя бы сохранить их на прежнем уровне, необходимо срочно предпринимать все возможные меры, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы в области таможенного регулирования.
В качестве конкретных шагов в данном направлении, которые могут быть предприняты, можно назвать следующие.
1. Расширение перечня оборудования, аналогов которого не производится в РФ, освобождаемого от НДС и установление гласных правил формирования данного перечня, включая порядок обращения заинтересованного лица.
2. Разъяснение порядка освобождения от НДС комплектующих и запасных частей оборудования, аналоги которого не производятся в РФ.
3. Упрощение процедуры ввоза оборудования в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал, в том числе отмена необходимости обеспечения уплаты таможенных платежей.
4. Утверждение перечня приоритетных видов деятельности, определение иных критериев отнесение инвестиционных проектов к приоритетным с целью внесения в Комиссию Таможенного союза предложений для предоставления по таким проектам льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
5. Разрешение включения в классификационное решение и декларирования запасных частей и технической документации, поставляемых в рамках основного контракта на поставку оборудования, одним кодом ТН ВЭД с основным оборудованием.
6. Установление единообразного подхода к классификации единым кодом ТН ВЭД и разработка подробных правил заполнения списка оборудования, по которому осуществляется таможенное оформление в соответствии с классификационным решением.
7. Сокращение сроков принятия решения о классификации, например, за счет делегирования полномочий по принятию классификационных решений региональным таможенным управлениям.
Важным шагом в деле привлечения иностранных инвестиций могло бы стать создание Федеральной службы по иностранным инвестициям, находящейся в непосредственном подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Созданная вертикальная система учитывала бы интересы регионов по продвижению иностранных инвестиций.
Проведенный анализ показал, что Федеральная таможенная служба постоянно ведет работу по корректировке таможенно-тарифного регулирования, пересматриваются тарифы с целью увеличения притока инвестиций в значимые отрасли экономики, корректируются перечни важного для промышленности страны оборудования. Однако в этой области наблюдается ряд недостатков. Так, перечень оборудования дополняется адресно, т.е. под конкретные проекты, не имеющие широкого применения. Кроме того, процедура изменений является непрозрачной. Все это не способствуют улучшению инвестиционного климата в целом в стране.
Проблему вызывает оформление документов для ввоза оборудования, не имеющего аналогов, для инвестиционных проектов. На разработаны критерии принятия решений по такому оборудованию.
Из выше сказанного следует, что необходимо оптимизировать таможенно-тарифное регулирование а сфере ввоза оборудования для инвестиционных проектов, упрощая его и делая более открытым.
Остаются проблемы и с ввозом товаров в целях внесения их в уставной капитал предприятий. В настоящее время существует льгота по такому ввозу, однако процедура оформления и доказательства, что товар предназначен для внесения в уставной капитал, сложна и может в результате не иметь экономической целесообразности. В этой связи также необходимо внести изменения в таможенное законодательство с целью облегчения ввоза товаров для взноса в уставной капитал предприятий.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории Российской Федерации с целью получения последующего дохода. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.