Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50
ОГЛАВЛЕНИЕ
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. Это в равной мере относится как к государствам и их сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность — императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.
Инновационная активность экономики определяется возможностью распространять во все сферы новые продукты и технологии, завоевывать соответствующие рынки. Она зависит от экономического уклада, уровня научно-технического и производственного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.
Инновационный процесс - сложное, многоуровневое и многогранное явление, представляет собой главную движущую силу экономики, материализующую передовые достижения научно-технического прогресса. Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывному совершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях.
Последние десятилетия проблемы инноваций, перехода к инновационному экономическому росту стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Такие особенности инновационной деятельности, как высокий социально-экономический потенциал, индивидуальность инноваций и высокая степень риска, обуславливают необходимость всестороннего изучения этой сферы деятельности. Для Беларуси вопросы перехода экономики на инновационный путь сегодня особенно актуальны. Актуальность, теоретическая и практическая значимость решения задач, связанных с переходом к устойчивому типу развития промышленного производства в новых условиях хозяйствования Республики Беларусь и обусловили выбор темы настоящей курсовой.
Основная цель работы заключается в исследовании инновационной деятельности, инновационных стратегий и рисков, цикличности и тенденций развития инновационной деятельности.
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Объектом исследования является инновации и инновационная деятельность на предприятиях, предметом исследования является их роль и значение для повышения эффективности производства.
Курсовая работа содержит таблицы,
диаграммы, рисунки.
1. СУЩНОСТЬ
И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Беларуси как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. До настоящего времени ни в зарубежной литературе, ни в работах отечественных экономистов нет единства в определении этих понятий. Нет и однозначного определения инновации, однако специфика и функционирование технических, технологических, управленческих и иных инноваций, их роль в экономическом развитии общества изучается учеными достаточно активно.
Существуют некоторые противоречия в значении слов «нововведение» и «новшество» в русском языке. «Иногда они достаточно схожи и оба могут интерпретироваться как новое правило, новое явление, новый метод или изобретение. Однако, в теории инноваций эти понятия принципиально отличаются друг от друга по значению. Новшество представляет собой открытие - продукт фундаментальной науки, когда новшеством может быть установление неизвестных ранее закономерностей, свойств или явлений, то есть изменения в уровне познания; или изобретение нового поколения или модели техники, нового способа ее производства, предложение нового научно-исследовательского решения, рационализаторское предложение и т.д.». [6, с.10]. Категории же «инновация» и «нововведение» используются как идентичные. Однако, некоторые авторы утверждают, что инновация более широкое понятие, чем нововведение.
Для уточнения понятия «инновации» рассмотрим различные взгляды на ее сущность. В литературе по экономике, социологии психологии, а также по организации и технике встречается большое количество определений инноваций, причем часто значительно отличающихся друг от друга. Почти все авторы единодушны только в том, что инновации связаны с прогрессом.
Термин «инновация» ввел
в экономическую науку
─ введение нового товара, т.е. либо товара, не знакомого потребителям, либо нового вида товара;
─ внедрение нового метода производства продукции, т.е. метода, который еще практически не использовался в данной отрасли промышленности;
─ открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности данной страны ранее не была представлена (при этом неважно, существовал ли рынок ранее или нет);
─ завоевание нового источника
сырья или полуфабрикатов, также
без учета более раннего
─ внедрение
новой организационной
Й. Шумпетер трактует понятие инноваций очень широко. В его определении предметом инноваций является как продукт, производственный процесс, так и организация. Наиболее характерной особенностью инноваций является осуществление изменений: Й.Шумпетер в этом случае использует выражение „новый". Он подчеркивает, что мы имеем дело с инновациями только тогда, когда внедряются новые продукты, новая техника производства и т.п. Таким образом, в определении явно подчеркивается характер возникновения инноваций. Это определение можно считать классической основой для трактовки инноваций в экономической литературе.
Аналогичное определение инноваций дает П.Витфилд, который пишет: «...инновация — это развитие творческой мысли и ее преобразование в готовый продукт, процесс или систему". Ла Пьерре считает, что „инновация — это идея, указывающая на пути достижения общественных целей новым способом или достижения новых общественных целей". При этом согласно Ла Пьерре эта идея или система идей может выражаться:
— в использовании новых орудий труда или в применении нового принципа их использования;
— в использовании новых видов сырья и материалов;
— в использовании нового места или пространства, ранее не известного людям, в реализации новых действий.» [8, с.17]
Использование нового пространства Ла Пьерре трактует очень широко - от рабочего места на предприятии до социологических явлений в обществе, восприятие новых понятий, верований. Приверженцем широкой трактовки инноваций является и Ла Пьерре, один из самых выдающихся знатоков инновационной проблематики в странах Восточной Европы в наше время. Он выдвинул следующее определение: „Любое изменение во внутренней структуре производственного организма мы трактуем как инновацию. В этом смысле инновацией будет любой переход из первоначального в новое состояние во внутренней структуре хозяйственного организма". В отличие от значительного количества авторов, которые трактуют инновацию как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей, Ф.Валента считает инновацией и процессы дегенерации, происходящие в хозяйственном организме, и процессы, протекающие стихийно, не целенаправленно. Это инновации отрицательного типа. » [8, с.16-17]
«Твисс Б. показал, что нововведение — это наука и искусство , так как с одной стороны необходимо профессионально управлять деятельностью, а с другой — создать условия для расцвета предпринимательства. Термин предполагает подход с позиций всей компании к проблеме эффективного применения техники». [ 3, с.8]
Л.С. Барютин, проанализировавший в своей монографии работы зарубежных авторов, приходит к выводу о том, что большинство из них определяют нововведение как процесс (в технике, технологии, организации производства и т.д.) внедрения в практику каких-то новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.
Отождествление
понятий «нововведение» с «инновационным
процессом» характерно и для большинства
работ экономистов советской школы. «Впервые
в советской литературе, на основе изучения
зарубежного опыта, разграничение этих
понятий предложено в работе А.С.Коротаева
и позднее уточнено в монографии А.А.Кутейникова
. Не разграничивая такие понятия, как
"новшество", "нововведение"
и "инновация", последний предлагает
понимать под ними "новый способ удовлетворения
сложившихся общественных потребностей,
дающих прирост полезного эффекта и, как
правило, основанный на достижениях науки
и техники". Инновационный, или нововведенческий
процесс определяется как процесс, в ходе
которого производители для получения
прибыли создают и продвигают новшества
к их потребителям.
Вместе с тем автор приведенного определения нововведения, анализируя в последующем рыночный аспект классификации инноваций, убедительно доказывает, что научно-техническая новизна не является определяющим фактором в понимании нововведения, и в большей степени характерна для изобретения.» [6, с.10]
Яковец Ю. В,
проанализировал в своей
Кудашов В.И. определил инновацию как существенное (на уровне изобретения) целенаправленное изменение, вносимое в технологию производства, технические средства и продукты, как практическое воплощение новых решений в объектах техники. Нововведения действительно составляют тот неоценимый потенциал, благодаря которому возможно перепрофилирование предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, оживление и подъем производительной деятельности .
Наиболее значительное разделение взглядов происходит при полемике по вопросу об отнесении инновации к процессу или результату. В работах, в которых инновация является объектом изучения, предлагаются, как правило, аргументированные позиции. Тем не менее даже в подобных работах в одинаковые аналогичные термины вкладывается в некоторых случаях противоположный смысл.» [3, с.8-9]
В некоторых литературных источниках можно встретиться с тем, что термин „инновации" используется только при первом внедрении любых изменений, а очередные изменения той же самой вещи или идеи называют „подражанием" или имитацией. «Однако значительное количество экономистов не сужает значение понятия инновации до первого использования; например, Р.Джонстон пишет: «Понятие инновации используется не только по отношению к первому внедрению, но и по отношению к очередным изменениям, даже в тех случаях, когда инновации применяются другими фирмами, отраслями промышленности и даже странами». Подобного мнения придерживается Ж.Пажестка, который утверждает, что «не имеет значения тот факт, что продукты или технологии известны в других местах; для данного общества, которое ничего не знало о них, они несомненно будут инновациями.» [ 8, с.22 ]
Наиболее близко к экономическому пониманию инновации подошли американские исследователи Э.Роджерс и Р.Шумейкер. В их определении «Нововведение есть идея, практика или объект, расцениваемый индивидом как новый для себя. Таким образом, несущественно, является ли эта идея объективно новой, если измерить ее временем с момента ее первого появления или открытия». [6, с.11] И хотя это определение отражает относительную рыночную новизну, в нем достаточно охарактеризовано основное свойство инновации как экономической категории, которая создается для получения предпринимательской прибыли через признание нововведения на рынке как нового способа удовлетворения общественных потребностей.
Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности