Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50
6-й технологический
уклад (от 2030-2040 гг. до 2080-2090 гг.), как
предполагается, будет доминировать
в ряде стран мира в течение
50-60 лет. Ядро этого уклада
Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или кластерами. Таким образом, в исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы кластерного подхода.
Общим понятием для большинства исследователей проблемы цикличности выступает понятие кластера нововведения ( разработанная М. Портером, от англ. cluster - пакет, услуга, блок), которое является ключевым в экономической теории для объяснения взаимосвязи между неравномерностью нововведений, с одной стороны, и тенденциями изменения общехозяйственной конъюнктуры, с другой. Природа возникновения кластера связана, по мнению некоторых западных экономистов, во-первых, с «эхо-эффектом», когда динамика числа базисных нововведений с некоторым лагом повторяет динамику числа базисных научных открытий. Научные революции приводят к скачкообразному увеличению объёма фундаментальных знаний и, таким образом, способствуют неравномерному поступлению в экономику базисных нововведений. Во-вторых, возникновение кластера объясняется закономерностями движения потребительского спроса на нововведения. В-третьих, для возникновения кластера необходимо как долговременное улучшение общеэкономической конъюнктуры, так и отсутствие барьеров на пути создания и внедрения новых технологий в достаточно широкой группе отраслей и секторов. Теория объясняет формирование преимуществ национальной экономики за счет того, что одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, так как такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых она зависит. При формировании кластера все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, так как активная конкуренция в одной отрасли распространяется на другие отрасли кластера, ускоряя его развитие; стимулируется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышается квалификация специалистов, происходит свободный обмен информацией, а также распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, что порождает новые возможности. Кластер становится средством преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости.
Подъем отечественного производства невозможно осуществить без его технологического перевооружения, инновационной ориентации и научного обеспечения. При этом важное значение имеет не только сохранение и эффективное использование существующего производственного и инновационного потенциала Беларуси, а постепенное его повышение до уровня развитых стран. Конечно, в силу ограниченных возможностей ближайшего периода экономический рост будет с неизбежностью базироваться на имеющихся технологиях. Производство не будет стремиться к внедрению инноваций, сталкиваясь с большими трудностями при их реализации. Но такая ситуация должна быстрее изживаться, ибо это обрекает страну на дальнейшее отставание. Соответственно, должна изживаться и невостребованность науки обществом.
И в этом отношении главную роль призвано сыграть изменение условий формирования капитала, резкое сужение возможностей "спонтанного" обогащения, детерминированного не экономически, а политически. Судьба инновационного процесса во многом зависит от того, будет ли новое перераспределение собственности результатом экономической конкуренции или результатом политических решений и борьбы политических группировок.
«Основательный анализ и обобщение практики передовых стран дают возможность сделать вывод о том, что перспективное решение проблем в этой сфере должно осуществляться в таких направлениях:
1. Доведение
до рационального уровня
2. Осуществление
инновационной направленности
3. Перестройка
производства с целью усиления
его инновационной направленнос
4. Повышение
комплексности и глубины
5. Переориентация
производственных фондов ВПК
на производство товаров
6. С точки зрения инновационной стратегии недостаточно лишь стимулировать импортозамещение. Целесообразнее создавать экспортные производства и за счет этого обеспечивать импорт необходимой продукции. Лишь по мере развития национального производства импортная продукция может быть заменена отечественной. Для укрепления и расширения экспортного потенциала страны важным будет переход российских предприятий на мировые технологические и экологические стандарты.
7. Переход на ресурсо- и энергосберегающие технологии. В современном мире невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, не минимизируя затраты энергии, материальных и трудовых ресурсов. При этом приоритет сначала должен предоставляться тем отраслям, где сохранился научно-технический потенциал и страна имеет сравнительные конкурентные преимущества . Подъем этих отраслей создаст благоприятные условия для развития и технического переоснащения других, смежных отраслей экономики.» [1, с.108-109]
8. Ориентация отечественных предприятий на освоение базисных инноваций, что даст возможность создавать товары и технологии качественно более высокого уровня и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Государственная программа направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь – современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.
Стратегическая цель Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 гг. — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, экологическую безопасность. Она предусматривает выполнение следующих задач:
1. Создание благоприятной
для инновационной
2. Модернизацию
материально-технической базы
3. Достижение
качественно нового
4. Перестройку
(совершенствование)
5. Развитие инновационного предпринимательства ( малого и среднего предпринимательства), развитие финансовой инфраструктуры.
6. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности.
7. Подготовку
кадров для инновационной
Создание благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды, создание Национальной инновационной системы (НИС). Планируется принятие законов об инновационной и венчурной деятельности, об охраняемой информации, внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, в законы о научно-технической информации, об основах государственной научно-технической политики, принятие и реализация постановления правительства о Государственной программе по охране и управлению интеллектуальной собственностью, о Государственной программе развития материально-технической базы науки, о стимулировании инновационной деятельности, другие нормативные правовые акты.
Модернизация материально-
Достижение качественно нового технологического уклада в отраслях, повышение уровня высокотехнологичного экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и экологической безопасности. В результате выполнения мероприятий Программы значительно возрастет доля конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов.
Перестройка (совершенствование) действующего научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, проектных организаций с целью повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение информационного сопровождения инновационной деятельности. Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и дальнейшее развитие научно-практических (технических) центров в каждой из отраслей и подотраслей, научно-технологических парков, Парка высоких технологий (с приданием ему многофункциональности), инновационно-технологических центров, проектных организаций, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности; создание информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и др.), создание венчурных организаций, развитие товаропроводящей сети, научно-технического сотрудничества.
Развитие инновационного предпринимательства (малого и среднего предпринимательства), развитие финансовой инфраструктуры (развитие финансовых рынков, создание механизмов финансовой поддержки деятельности субъектов инновационной инфраструктуры; расширение объемов и источников внебюджетного финансирования; создание правовых и организационных условий для развития венчурного предпринимательства, создание республиканского фонда специального назначения в целях оказания прямой финансовой и иной поддержки малым предприятиям научно-технической сферы), создание мотивационного механизма инновационной деятельности.
Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности. Оно предусматривает создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защиту перспективных научно-технических разработок, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав.
Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности