Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50
Последовательно-адаптивная
стратегия, использующая инновации для
ликвидации узких мест по всей технологической
цепи и расширения ее пропускной способности,
обеспечивает сбалансированное изменение
и улучшение характеристик технологической
структуры экономики, уменьшает разрыв
между технологическими уровнями различных
производственно-
Стратегии развития предприятия, в том числе связанные с материально-технологической инновационностью, могут различаться степенью агрессивности ( степень резкости перемен, которые вносит предприятие в сменяющиеся поколения стратегий, маркетинга, видов продукции и технологий) компании или иметь оборонительный характер.
«Имея в виду тот факт,
что материально-
• инновационная, обеспечивающая технологическое лидерство путем самостоятельной разработки и внедрения новшеств высокой степени радикальности;
• имитационная, ориентированная на динамичное воспроизведение достижений технологических лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка;
• венчурная — стратегия использования услуг фирм и подразделений, основным продуктом которых является инновация.
Рис.1. Инновационные стратегии развития предприятия.[2,с.69]
На приведенной выше схеме организационных этапов ЖЦ инновации детализируются периоды каждой из перечисленных стратегий. Обращает на себя внимание тот факт, что они существенно различаются длительностью, а следовательно, капиталоемкостью и степенью риска.
Собственно
инновационная стратегия
«Инновационная стратегия - это ведущая функциональная стратегия высокотехнологичного предприятие являются базой общей стратегии и одновременно - основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.
Основные компоненты инновационной стратегии - это стратегия инновационного продукта; стратегия инновационной технологии; стратегия управления знаниями.» [23, с.442].
Инновационно-инвестиционная стратегия в отличие от «разовой» разработки радикального новшества является сложным организационно-управленческим процессом, охватывающим существенную часть системных связей организации, предполагающим существование постоянных исследовательских подразделений и формирование особой инновационной культуры организации. Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и собственно инвестиционный этапы ЖЦ новшества, в максимально полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а также противоречиями инновационного процесса.
Мыцких Н.П. выделяет два основных типа инновационной стратегии:
«♦ адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;
♦ конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.
Адаптивную
стратегию характеризует
Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.
«Специалисты выделяют четыре различных, но взаимосвязанных уровня организационного опыта.
1. Уровень внешнего окружения - условия, конкуренты, потребители и т. п.
2. Уровень
собственных действий
3. Уровень
процессов и методов выявления,
4. Уровень организационного сознания, объединяющий первые три.
Адаптивные организации рассматривают в каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.
Организации, нацеленные на использование всех уровней организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности - системное мышление, открывающее возможности для творчества.
Инновационные
стратегии подразделяют на несколько
специальных: продуктовые, функциональные,
ресурсные и организационно-
При самостоятельной разработке и внедрении в достаточной степени радикальных инноваций предприятие сталкивается с такими существенными специфическими рисками: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый.
Инновационный риск. Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной неопределенности. При всех отмеченных нами выше чертах нововведения (управляемость, планируемость, интенсивность, ценовая измеримость), отличающих его от революционной научной или, скажем, художественной идеи, на каждом из этапов исследовательской стадии его разработка может привести к отрицательным результатам, что, понятно, приведет к потере средств, выделенных на его финансирование.
В.Г.Медынский выделяет риски ошибочного выбора инновационного проекта как один из видов рисков инновационной деятельности. Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать.
Следующей причиной
возникновения риска
Технологический риск. Более частым проявлением этой формы риска является длительный по сравнению с предварительно оцениваемым период адаптации технологии (лаг освоения). При сокращенных сроках жизненного цикла новшества это может быть решающим моментом с точки зрения его эффективности. А также риск финансовой неадекватности. Несоответствие содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации возникает по следующим причинам повышенные по сравнению с выполненными оценками текущие издержки. Первая состоит в том, что авторы технологии, как правило, плохо знакомы со спецификой калькулирования затрат на освоение технологии и производство конечной продукции, вследствие чего склонны переоценивать собственный вклад и недооценивать другие расходы. Другая группа причин отражает уже отечественную специфику и состоит в умышленной тактике ─ «завлечения» инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным для инвестора и он начнет вкладывать деньги. И будет вынужден впоследствии смириться с неизбежным удорожанием сметы проекта. Однако на практике часто случается иное.
Другая форма проявления технологического риска (для случая технико-технологических инноваций) — вероятность быстрого воспроизведения достижений инноватора конкурентами либо, что еще хуже, разработка ими более эффективного новшества. Итогом в обоих случаях будет моральное обесценивание результата инновационной деятельности предприятия. Нововведение даже после успешных опытно-промышленных опробований может оказаться неработоспособным непосредственно в сфере производства.
Коммерческий риск (маркетинговый и деловой). Например , маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта. Маркетинговые риски, связанные со снабжением ресурсами, в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств.
Маркетинговые
риски сбыта результатов
─ риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а следовательно, влияет на объемы реализации новых изделий;
─ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка;
─ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества ;
─ риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо с усовершенствованными характеристиками.
В случае принципиального товарного нововведения фирма сталкивается не только со значительной неопределенностью принятия его рынком и с фундаментальной рыночной неопределенностью, но и с необходимостью повышенного по сравнению с традиционными товарами финансирования маркетинга (инвестиционного характера) — и тоже с вероятностным результатом. Существенным фактором риска является конкуренция, добросовестная и не добросовестная, связанная с монополизмом, дискредитацией новшества, использованием институциональных рычагов. Серьезную опасность представляют модифицирующие или простые имитации товарно-продуктовых новшеств.
Финансовый риск. Осуществляя инновационную стратегию как за счет внутренних, так и за счет внешних источников финансирования, фирма соотносит свои фактические единовременные затраты с проблематичными будущими доходами. В связи с этим ее финансовый риск аккумулирует все вышеперечисленные виды рисков, связанные с инновацией, а также комплекс регулярных макроэкономических рисков (экономический, политический, страновой и др.) пропорционально времени разработки и внедрения. Снижение текущей доходности или финансовой устойчивости при реализации инновационной стратегии, за немногими, хотя и показательными исключениями, негативно отражается на текущей доходности и, следовательно, на курсе акций компании, независимо от успешности самого нововведения. Это, в свою очередь, приводит к удорожанию привлекаемых кредитных ресурсов, увеличивая стоимость инновационно-инвестиционного проекта или даже ставя под вопрос его осуществимость.
Таким образом, при инновационной стратегии длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Имитационная модель инвестиционной стратегии предполагает внедрение при реальном инвестировании технологий и/или продуктов, ранее использовавшихся или производившихся технологическими лидерами, в неизменном или слабо модифицированном виде сильные рыночные и технологические позиции.
Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности