Инновации в дополнительном профессиональном образовании
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:12, дипломная работа
Описание работы
Развитие науки и техники является решением задач социально-экономического развития государства и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. С целью сохранения за собой позиции на мировом и национальном рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России необходимо освоить производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. В связи с чем, является целесообразным обеспечить ускоренный подъем науки. В связи с вышесказанным можно определить цель дипломного проекта, которая заключается в разработке рекомендаций по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы инноваций 5 1.1 Инновации и инновационная деятельность 5 1.2 Человеческий капитал и высшее образование 10 1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности в высшем образовании 17 Глава 2. Анализ современного состояния деятельности в высших учебных заведениях 23 2.1 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях за рубежом 23 2.2 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях в России 26 2.3 Проблемы, связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных заведениях 32 Глава 3. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования 38 3.1. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в образование 38 3.2. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 43 3.3. Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 54 Заключение 59 Список литературы 61
Таким образом, обозначенные
предложения по реализации инновационных
технологий будут работать на совершенствование
позиционирования каждого вуза на рынке
образовательных услуг, поскольку это
во многом расширяет образовательные
возможности студентов.
3.2.
Рекомендации и мероприятия по внедрению
инноваций в дополнительное профессиональное
образование
Среди основных условий, обеспечивающих
повышение конкурентоспособности и эффективности
менеджмента дополнительного профессионального
образования университета, мы рассматриваем
инновационную, предпринимательскую деятельность
и управление развитием интеллектуального
ресурса организации дополнительного
профессионального образования университета,
являющегося основным фактором инновационной
деятельности вуза. В связи с этим особо
актуализируется проблема разработки
и описания модели инфраструктуры инновационного
менеджмента дополнительного профессионального
образования в высшей школе.
Целью нашего исследования
является разработка и описание модели
инфраструктуры инновационного менеджмента
дополнительного профессионального образования
университета.
Научная новизна исследования
заключается:
в разработке системы управления
инновационной деятельностью структурного
подразделения университета, реализующего
программы дополнительного профессионального
образования по трем уровням:
обеспечение конкурентоспособности
и эффективности дополнительного профессионального
образования вуза;
развитие интеллектуального ресурса и создание самообучающейся организации дополнительного профессионального
образования вуза;
обеспечение возможности непрерывного профессионального развития целевых групп слушателей, целостности и непрерывности инновационного цикла «маркетинговые исследования образовательных потребностей слушателей – научные исследования – разработки – экспериментальная деятельность – внедрение новшеств в образовательную и профессиональную практику слушателя – изучение опыта внедрения, изменений и результатов практики на производстве слушателя;
разработке и описании концептуальной
модели инфраструктуры инновационного
менеджмента дополнительного профессионального
образования в высшей школе;
выявлении основных принципов
системы управления инновационной деятельностью
организации дополнительного профессионального
образования университета: децентрализации и усиления горизонтальных связей; командной работы и введения элементов проектной деятельности; предприимчивости и инновационности; самообразования и самоуправления непрерывным повышением качества предоставляемых услуг, развития интеллектуального ресурса и создания самообучающейся организации дополнительного профессионального
образования вуза; выявлении основных аспектов
создания самообучающейся организации дополнительного профессионального
образования вуза.
Проблематика инфраструктуры
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования университета
в настоящее время является особенно актуальной
для российских учреждений высшего профессионального
образования в связи с выходом Постановления
Правительства Российской Федерации от
9 апреля 2010 г. № 219.
Указанное постановление, а
также иные подобные акты, хотя и содержат
вполне конкретные положения по поводу
того, как должна выглядеть инновационная
инфраструктура вуза и какие задачи она
должна решать, все же оставляют определенный
простор для инициативы вуза в расстановке
акцентов при создании элементов инфраструктуры
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза и
определении ее функций. И поэтому вопросы,
какая и для чего нужна инновационная
инфраструктура дополнительного профессионального
образования в высшей школе, вузы решают
большей частью самостоятельно.
Инновационная деятельность
организаций дополнительного профессионального
образования в образовательном учреждении
высшего профессионального образования
обеспечит режим развития в условиях перехода
на новые организационно-правовые формы
(Федеральный закон от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О
внесении изменений в отдельные законодательные
акты РФ в связи с совершенствованием
правового положения государственных
(муниципальных) учреждений») в том случае,
если:
системообраующим фактором развития дополнительного профессионального
образования в высшей школе выступают потребности рынка образовательных
услуг;
осуществляется системное, целевое и стратегическое управление организацией дополнительного профессионального
образования вуза, базирующееся на оценке результатов деятельности, на основе финансово-хозяйственного планирования;
субъекты инновационной деятельности имеют
постоянную мотивацию на развитие.
Рассмотрим сущность и содержание
понятия «инфраструктура». В большом энциклопедическом
словаре понятие «инфраструктура» (от
лат. Infra — ниже, под и struktura — строение,
расположение) рассматривается как совокупность
сооруже-ний, зданий, систем и служб, необходимых
для функционирования отраслей материального
производства и обеспечения условий жизнедеятельности
общества. Различают производственную
инфраструктуру (дороги, каналы, порты,
склады, системы связи и др.). Иногда термином
«инфраструктура» обозначают комплекс
т. е. инфраструктурных отраслей хозяйства
(транспорт, связь, образование, здравоохранение
и др.)55.
В других толковых словарях
«инфраструктура» – комплекс взаимосвязанных,
обслуживающих структур, составляющих
и / или обеспечивающих основу для решения
проблемы (задачи) или совокупность отраслей
экономики, обслуживающих производство
и обеспечивающих условия жизнедеятельности
общества.56
Можно выделить следующие виды
инфраструктуры инновационного менеджмента
в высшей школе.
Финансовая – различные типы
фондов (бюджетные, венчурные, страховые,
инвестиционные), а также другие финансовые
институты, такие как, например, фондовый
рынок.
Производственно-технологическая
(или материальная) – технопарки, инновационно-технологические
центры, бизнес-инкубаторы и т. п.
Информационная – собственно
базы данных, знаний и центры доступа,
а также аналитические, статистические,
информационные и т. п. центры.
Кадровая – образовательные
учреждения по подготовке и переподготовке
кадров в области научного и инновационного
менеджмента, технологического аудита,
маркетинга и т. д.
Экспертно-консалтинговая –
организации, занятые оказанием услуг
по проблемам интеллектуальной собственности,
стандартизации, сертификации, а также
центры консалтинга, как общего, так и
специализирующегося в отдельных сферах
(финансов, инвестиций, маркетинга, управления
и т. д.).
Во всех перечисленных случаях
субъектам инновационной деятельности
предоставляется доступ к некоторым видам
необходимых им ресурсов и услуг, а именно:
– к финансовым ресурсам напрямую
либо через получение доли в рыночной
стоимости субъектов;
– зданиям, сооружениям, оборудованию,
приборам и т. д.;
– необходимой информации;
– кадровым ресурсам требуемой
квалификации либо системам, обеспечивающим
повышение их квалификации;
– различного вида специальным
услугам, которые могут быть оказаны данному
субъекту инновационной деятельности.
Мы понимаем инфраструктуру
менеджмента как совокупность множества
факторов, составляющих ту общественно-экономическую
среду, в которой функционирует российский
менеджмент. Это комплекс взаимосвязанных,
обслуживающих структур, составляющих
и / или обеспечивающих основу для решения
управленческой проблемы (задачи).
Важно отметить главную особенность
любой инфраструктуры. Инфраструктура
– это специализированная подсистема,
оказывающая услуги всем субъектам производственных
или социальных процессов. Инфраструктура
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза является
совокупностью всех подсистем, обеспечивающих
доступ к различным ресурсам (активам)
и / или оказывающих те или иные услуги
участникам инновационной деятельности.
В первоначальном приближении
возможности, которые дает инновационная
инфраструктура менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза,
в той или иной степени одинаковы для всех
вузов. Во-первых, это возможность получить
дополнительные средства за счет коммерциализации
научных разработок. Во-вторых, это возможность
привлечь к сотрудничеству государственные
органы управления различными отраслями
экономики, образовательные учреждения,
крупные компании и предприятия. В-третьих,
это хороший стимул для развития научно-исследовательского
потенциала, развития интеллектуального
капитала структурного подразделения
дополнительного профессионального образования
вуза и сохранения кадров. В-четвертых,
это дополнительные возможности для сотрудников
структурного подразделения дополнительного
профессионального образования вуза,
слушателей программ поучаствовать в
инновационном процессе на различных
ролях — от разработчика до руководителя
малого инновационного предприятия.
Рассмотрим инфраструктуру
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования в высшей
школе (рис. 1).
Рисунок 1 - Модель инфраструктуры
инновационного менеджмента дополнительного
профессионального образования вуза
Приведем краткое содержание
упомянутых подсистем (рис.1).
1. Целевая подсистема:
1.1 – непрерывное повышение
качества предоставляемых услуг
дополнительного профессионального образования
;
1.2 – ресурсосбережение;
1.3 – расширение рынка
сбыта и повышение качества сервиса предоставляемых
услуг дополнительного профессионального
образования на конкретном рынке;
1.4 – организационно-техническое
развитие предоставления услуг
дополнительного профессионального образования
;
1.5 – формирование и
развитие команды единомышленников,
социальное развитие коллектива и его
интеллектуального ресурса.
2. Обеспечивающая подсистема:
2.1 – научно-методическое
обеспечение;
2.2 – финансовое, материально-техническое,
информационное и др. ресурсное
обеспечение;
2.3 – обеспечение непрерывного
развития интеллектуального ресурса;
2.4 – правовое обеспечение.
3. Управляемая подсистема:
3.1 – стратегический маркетинг;
3.2 – НИОКР;
3.3 – организационно-технологическая
подготовка предоставления услуг дополнительного
профессионального образования ;
3.4 – предоставление услуг
дополнительного профессионального
образования;
3.5 – тактический маркетинг
и реклама;
3.6 – сервис предоставления
услуг дополнительного профессионального
образования .
4. Управляющая подсистема:
4.1 – управление персоналом
и развитием интеллектуального
ресурса организации;
4.2 – разработка управленческого
решения;
4.3 – оперативное управление
реализацией решения, контроль.
Состав инфраструктуры менеджмента
вуза можно считать более или менее типовым.
Как правило, инфраструктура менеджмента
вуза включает в себя четыре блока:
а) образование (специализированные
кафедры, программы);
б) научнопроизводственные
мощности (генерация разработок, создание
прототипов, опытных образцов);
в) поддержка инновационной
деятельности (сопровождение инновационных
проектов, создание малых инновационных
компаний, защита прав интеллектуальной
собственности и т. д.);
г) управление инновационной
деятельностью и собственно инновационной
инфраструктурой.
Согласно предлагаемой нами
модели (рис. 1), инфраструктура инновационного
менеджмента дополнительного профессионального
образования вуза – это совокупность
научных подходов, принципов и методов,
а также целевой, обеспечивающей, управляемой
и управляющей подсистем.
Естественно, что компоненты
инновационной инфраструктуры существенно
зависят от основополагающих характеристик
самой инновационной системы. Это означает,
что инфраструктуры административно-командной
и рыночной НИС различаются весьма значительно.
Более того, эти отличия зависят и от общей
финансовой политики, проводимой государством
в инновационной сфере. Последняя включает
в себя гораздо более широкий спектр финансовых,
а также бюджетных, налоговых инструментов
поддержки и регулирования деятельности
конкретных субъектов национальной инновационной
системы.
Для организации процесса управления
инновационной деятельностью необходимо
четко сформулировать цель управления
(реализация идеи, решение проблемы и т.
д.), оценить свои возможности, сильные
и слабые стороны, методы управления, разработать
организационную и производственную структуры
и решить ряд других вопросов.57
Рассмотрим подробнее содержание
компонентов инфраструктуры инновационного
менеджмента дополнительного профессионального
образования вуза.
Анализ системы инновационного
менеджмента дополнительного профессионального
образования вуза начинается с ее «выхода»
– выпускаемых организацией товаров.
В нашем случае – это услуги дополнительного
профессионального образования. Главное
требование к «выходу» – обеспечение
конкурентоспособности товара (услуг)
на внешнем или внутреннем рынке и достижение
за счет этого прибыльности функционирования
организации дополнительного профессионального
образования и достижения стратегической
цели организации. Основным условием обеспечения
стратегической конкурентоспособности
«выхода» системы управления является
высокое качество стратегических маркетинговых
исследований образовательных потребностей
личности, общества и государства.
К «входу» системы управления
дополнительного профессионального образования
относится все, что получает структурное
подразделение вуза для предоставления
услуг в области дополнительного профессионального
образования:
высокий уровень профессиональной
компетентности персонала,
помещение,
оборудованное современной техникой,
информация,
знание,
документы.
Задача органов управления
обеспечить конкурентоспособный «вход»
путем проведения научных и маркетинговых
исследований и отбора наиболее конкурентоспособных
поставщиков.
К компонентам обратной связи
инфраструктуры инновационного менеджмента
дополнительного профессионального образования
вуза относятся требования, рекламации
клиентов – заказчиков услуг, новая информация
от потребителей услуг – слушателей дополнительных
профессиональных образовательных программ
(ДПОП), возникшие в связи с неудовлетворительным
или высоким качеством предоставляемых
услуг, с новыми потребностями заказчика,
с новыми достижениями научного и образовательного
прогресса, инновациями и другими факторами.
Потребители нуждаются в обратной связи
как с организацией дополнительного профессионального
образования вуза, так и с поставщиками
данной организации.