Инновации в дополнительном профессиональном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Развитие науки и техники является решением задач социально-экономического развития государства и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. С целью сохранения за собой позиции на мировом и национальном рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России необходимо освоить производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. В связи с чем, является целесообразным обеспечить ускоренный подъем науки. В связи с вышесказанным можно определить цель дипломного проекта, которая заключается в разработке рекомендаций по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инноваций 5
1.1 Инновации и инновационная деятельность 5
1.2 Человеческий капитал и высшее образование 10
1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности в высшем образовании 17
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности в высших учебных заведениях 23
2.1 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях за рубежом 23
2.2 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях в России 26
2.3 Проблемы, связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных заведениях 32
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования 38
3.1. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в образование 38
3.2. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 43
3.3. Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 54
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 152.10 Кб (Скачать файл)

Категория «человеческий капитал» позволяет с единой позиции изучить большинство явление на рынке арии возрастании  степени постиндустриального и постэкономического начала в экономике, способствует по достоинству оценить его влияние на инноватизационную экономику, а также обосновать необходимость и высокую эффективность вложений в человека.14

В качестве одного из способов измерения экономического вклада человеческого капитала можно выделить поиск эмпирического подтверждения на основе национальных или региональных данных воздействия запаса и степени изменения человеческого капитала на уровень и темп экономического роста.

Стандартная модель экономического роста Солоу, в которой показывается, что выпуск растет быстрее, чем два основных экономических фактора – капитал и труд – благодаря дополнительному фактору – техническому прогрессу, способствует раскрытию макровлияния.15 Критики данного рода «упражнений» в оценке экономического роста утверждают, что количественная оценка запаса человеческого капитала является проблематичной, а оценки роста не могут дать никакого представления о влиянии отдельных факторы.16

Альтернативный подход к исследованию влияния различных факторов на рост ВВП основывается на использовании межстрановых регрессий, которые включают в себя в качестве переменных физический капитал, образование, уровень доходов, а также переменные, которые отражают социальные и институциональные факторы.17 Но, стоит отметить, что получаемые результаты существенным образом различаются в зависимости от анализируемых стран, включаемых переменных, выбора временного интервала и специфики моделей. К примеру, соотношение между количеством лет обучения и выпуском зависит от того, используются ли уровневые или темповые формы. Нельзя предположить, что отдача от образования не является зависимой от первоначального уровня.

Так, в ранних моделях экономического роста не учитывалась роль различных уровней и качества образования, а также роль человеческого капитала при создании внешних или дополнительных эффектов, к примеру, через воздействие на производительность иных факторов. С развитием так называемых моделей «нового роста» роль образования и обучения в создании новых технологий и инноваций была существенно усилена.18 Новые идеи и разработки, созданные исследовательскими и наукоемкими секторами, ведут к повешению производительности физического капитала в иных отраслях и областях экономики. Технологические изменения, рост отдачи от масштаба, открытия, совершаемые в процессе технологически интенсивного производства подпитывают рост выпуска продукции. К примеру, рост экспорта продукции высокотехнологических отраслей стимулирует повышение знаний и инноваций в экономике в целом благодаря мобильности трудовых и организационных навыков и распространению новых технологий и продуктов.19

Важность высшего образования является необходимым при проведении и развитии инновационного исследования, а также восприятии и применении их результатов. В связи с чем, в некоторых теориях «нового роста» человеческий капитал учитывается не только в форме образования как такового, но и его побочных продуктов, таких как исследования и инновации.

Исследования в области влияния образования на экономический рост зачастую не имели выводов, что отчасти обусловлено тем, что из-за низкого качества данных и сложности учета всех видов воздействия человеческого капитала на экономический рост. Так, некоторые исследователи считают, что охват населения образованием не может иметь значимого положительного эффекта на уровень роста производительности труда или экономического роста.20 Зачастую с целью оценки человеческого капитала используют следующие показатели21:

  • Совокупный уровень охвата населения образованием (то есть, доля населения, которая получает среднее образование);
  • Среднее количество лет завершенного образования для взрослого населения; для рабочей силы или взрослого населения, имеющего начальное, среднее или высшее образование;
  • Среднее количество лет завершенного образования для взрослого населения; для рабочей силы или взрослого населения, имеющего начальное, среднее или высшее образование;
  • Оценки качества образования на основе результатов тестов или обследований учащихся.

В связи с тем, что в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) все население охвачено начальным или средним образованием, наибольший интерес для исследователей составляет влияние на экономический рост высшего образования или тех типов и уровней образования, не являющиеся обязательными.22 Данного рода исследования с индексом образования рабочей силы – количества сотрудников, которые имеют начальное, среднее и высшее образование – содержит анализ воздействия трех уровней образования на экономический рост стран ОЭСР и развивающихся странах. Так, раздели страны по уровням дохода, исследователи пришли к выводу о том, что высшее образование оказалось наиболее важным фактором экономического роста для стран ОЭСР, в то время как начальное и среднее образования наиболее важны для экономического роста развивающихся стран. Как показало исследование, базовый уровень и последующее развитие высшего образования оказывают наибольшее влияние на рост дохода на душу населения стран ОЭСР.

Стоит отметить, что оценка воздействия образования на уровень доходов существенно меняет свое направления в зависимости от того, на каком уровне проводить исследование. Так, на макроэкономическом уровне роль высшего образования в создании косвенных и дополнительных эффектов учитывается более тщательным образом и приводит к более значимым результатам.

Оценивая роль высшего образования, стоит учитывать роль различных отраслей знаний в высшем образовании, и какая часть специалистов с высшим образованием направляется работать в сферы экономики, где вклад в ВВП является трудно измеримым (к примеру, государственное управление или сфера услуг). 23

Человеческий капитал осуществляет влияние на модели неравенства по доходам. В свою очередь, усиление неравенства в странах ОЭСР, начиная с середины 1980-х гг., воспринималось как результат деятельности большого количества факторов, в частности, различия в типах занятости (постоянная, временная, полна , неполная и т.д.). 24

Исследователи отмечали, что наблюдается взаимосвязь между уровнем образования и распределением доходов населения, при этом она имеет причинно-следственный характер и может быть рассмотрена как двусторонняя. 25 В целом, более равномерное распределение человеческого капитала ассоциируется с равенством в доходах населения.

И, наконец, при осуществлении оценки влияния человеческого капитала на все аспекты благосостояния является необходимым заметить следующее.  Человеческий капитал, как и благосостояние, являются комплексными понятиями, которые теоретические являются не исследованными до конца и не поддающиеся полному статистическому учету по причине недостатка информации. Однако ограниченность информации не тождественно нереальности исследования данного фактора.

Большое количество методологических подходов к оценке «социальных выгод» образования и обучения были сформированы в последние годы. Исследованию подлежит влияние базового образования на здравоохранение, социальное страхование, воспитание детей, преступность, индивидуальное благосостояние. Влияние образования на здоровье  социальное поведение отчасти может принимать вид усиления привычек, характеристик времени и самодисциплине. Никоторые из данных характеристик наряду с природными способностями и свойствами изначально формируются вне системы формального образования, но в то же время в процессе развития связаны со школьным образованием.

Образование, профессиональная подготовка и обучение могут играть важные роли в предоставлении базы для экономического роста, социальной сопричастности и личного развития.26 Инвестирование в человеческий капитал требует времени для того, чтобы его реализовать  и принести выгоды. В той мере, в какой факторы могут быть оценены, считается, что социальные последствия обучения (здоровье, социальная сопричастность, преступность) могут быть также велики (если не больше), как воздействие на производительность труда. Однако соотношение между социальными показателями обучения и различными  социальными и экономическими последствиями не дает более конкретных выводов, помимо самого обобщенного относительно того, что больший уровень образования приносит большую пользу.  Так, существует синергетический и взаимодополняющий эффект и между обучением и социальной, законодательной и институциональной средой.

Навыки и компетенция оказывают косвенное влияние, усиливая действие иных факторов. Высшее образование, выражая и общественные, и индивидуальные интересы, является ключевым фактором стимулирования исследований и инноваций, направленных на ускорение роста национального дохода. 27

Воспроизводство человеческого капитала требует, в свою очередь, реализации стратегий, направленных на28:


  • Качество инвестиций в человеческий капитал и соответствие навыков экономическому и социальному спросу;
  • Распределение возможностей обучения внутри страны с учетом связи между неравенствами и совокупным производством;
  • Учет возможности рыночного «недоинвестирования» в человеческий капитал как следствие его характеристик в качестве «общественного блага» или «экстерналии».

С учетом общепринятой необходимости в обучении в течение всей жизни и во всех областях человеческого капитала необходимо использовать для аналища не только традиционные статистические  показатели охвата населения образованием, но и результаты обслуживаний, которые дают представление о качестве знаний населения.

Предоставленный обзор позволяет обобщить и классифицировать современные представления о человеческом капитале в новой рыночной экономике. Созданные условия производства развивают новые возможности, которые при их эффективном использовании могут привести к значительному росту благосостояния. Поскольку использование человеческого капитала (независимо от источников его формирования) зависит от самого индивида, то мотивация экономических субъектов приобретает природу одного из главных рычагов в управлении человеческим потенциалом в экономике государства. В связи с чем, на первое место встает создание определенных экономических условий, определяющих инновационную экономику, в которых накопление человеческого капитала будет и выходным и престижным.


1.3 Оценка эффективности инновационной  деятельности в высшем образовании

Любая деятельность, любой проект предполагает проведение определенного комплекса действий, которые требуют реализации осуществления инвестиций.

Инновационные проекты условно можно разделить на реальные и финансовые. Реальные инновационные проекты подразумевают инвестиции в реальные активы (здания, оборудование и т.д.).

Участниками инвестиционного проекта являются субъекты, осуществляющие действия, которые предусмотрены инновационным проектом. Так, одни из участником проекта является инвестор. Также при необходимости  участникам проекта могут быть поставщики, подрядчики, кредиторы, государство или общество.29

Термин «эффективность инновационного проекта» является категорией, отражающей соответствие проекта целям и интересам его участников и выражаемая соответствующей системой показателей. 30 Осуществление эффективных проектов увеличивает уровень благосостояния общества, в частности, поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт, который затем делится между субъектами, участвующими в проекте.

Поступлениями и затратами данных субъектов определяются различные виды эффективности проектов. Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности31: 1) общественная эффективность проекта; 2) коммерческая эффективность участия в проекте.

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Общественная эффективность проекта оценивается для выявления соответствия проекта целям социально-экономического развития общества. Показателями общественной эффективности учитываются социально-экономические последствия осуществления инновационного проекта для общества в целом, включая как непосредственные результаты и затраты проект, так и «внешние» (результаты и затраты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внешнеэкономические эффекты).

«Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих методических и нормативных материалов. В отдельных случаях, когда данные эффекты являются весьма существенными, при отсутствии указанных материалов допускается оценка независимых квалифицированных экспертов. В случае, если «внешние» эффекты не могут быть количественно учтены, следует провести качественную оценку их влияния. Данное положение относится также к расчетам региональной эффективности. 32

Коммерческая эффективность участия в проекте оценивается с целью выявления соответствия проекта коммерческим целям и интересам его участникам.  Данный вид эффективности участия в проекте включает33: 1) коммерческую эффективность участия вуза в проекте (эффективность проекта для вузов-участников); 2) коммерческая эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к вузам-участникам проекта (включая региональную и народнохозяйственную эффективность, отраслевую эффективность); 3) бюджетная эффективность проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех отраслей).

Методика оценки финансовой реализуемости участия высшего учебного заведения в инновационном проекта производится на базе соответствующего денежного потока – денежный поток для финансового планирования.34 Данный денежный поток необходимо рассчитывать в прогнозных ценах (ценах соответствующих лет). В связи с чем, его необходимо разделить по видам деятельности. Если не учитывать неопределенность и риск35, то условием финансовой реализуемости инновационного является неотрицательность на каждом шаге m величины чистого потока (сальдо) указанного денежного потока36:

Информация о работе Инновации в дополнительном профессиональном образовании